Сигналы с Мюнхенской конференции

Основной мотив – Запад как общность и модель утрачивает привлекательность в мире и слабеет изнутри. Открывая трехдневный форум с участием десятков глав стран и правительств, министров, экспертов, его глава, немецкий дипломат Вольфганг Ишингер констатировал у Запада «кризис идентичности».  Об этом в Мюнхене говорят уже несколько лет, особенно на фоне новой внешней политики США и выхода Великобритании из Евросоюза.

Обеспокоенность Ишингера по поводу утраты единства на Западе подхватил в своей речи федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
В своем выступлении Штайнмайер несколько раз упоминал Россию, сочетая критику с призывами к диалогу с Москвой. Президент говорил, что ЕС нужна новая политика в отношении России, которая не ограничивается «осуждающими заявлениями и санкциями». В то же время, по его словам, «размышления о будущих отношениях с Россией не должны вестись без или за счет стран и народов Центральной Европы».
Впрочем, критиковал президент не только Россию, но и США, Китай и саму Германию, которая, по его мнению, после окончания «холодной войны» полагала, что «мир крутится вокруг европейского солнца». Сегодня Европа должна быть не только более прагматичной, но и более инициативной для «погашения и предотвращения конфликтов на окраине нашего союза, как на востоке, так и на юге», – сказал президент, имея в виду в том числе и Украину.
Дебютное выступление в Мюнхене нового украинского президента Владимира Зеленского запланировано на субботу, а в пятницу с Украиной на конференции была связана необычная история. Представители украинской делегации предупредили корреспондентов DW о том, что ожидается представление некоего спорного мирного плана для Украины от российских и западных экспертов. Документ на английском языке под названием «Двенадцать шагов по укреплению безопасности в Украине и в Евроатлантическом регионе» действительно появился среди других брошюр в холле отеля «Баварский двор», где проходит форум.
Заявление от имени «группы лидеров по вопросам евроатлантической безопасности» украшает помимо прочего логотип конференции, а среди подписантов есть ее глава Вольфганг Ишингер. Текст также опубликовал Российский совет по международным делам (РСМД), который, судя по всему, был одним из авторов. Некоторые аспекты заявления совпадают с российской позицией, например, используется словосочетание «карательные операции» о событиях в Донбассе. Документ, среди подписантов которого бывший глава российского МИДа Игорь Иванов, отставные высокопоставленные американские военные, европейские эксперты и несколько представителей Украины, призывает среди прочего разработать дорожную карту по отмене санкций против России по мере реализации минских соглашений. Также предлагается создать в Украине зоны свободной торговли как с ЕС, так и с Россией.
Киевский МИД в комментарии украинским СМИ назвал заявление «частной инициативой» отдельных экспертов, которая не имеет отношения к официальной позиции Киева.
Очевидно, не желая слишком драматизировать, организаторы пригласили сразу двух политиков, которых принято считать успешными представителями молодого поколения западных лидеров – премьера Канады Джастина Трюдо и канцлера Австрии Себастиана Курца. Оба заявили, что, мол, не стоит преувеличивать кризис Запада. В субботу в Мюнхене ждут еще одного лидера из этой же категории – Эмманюэля Макрона. Правда, с учетом критичных заявлений  президента Франции о «клинической смерти НАТО», его речь может оказаться не такой оптимистичной, как выступления лидеров Канады и Австрии.
 

Внешнеполитическое 
завещание 
Меркель в Мюнхене

Кому собирать осколки и заново складывать разрушающийся миропорядок? Ответ Ангелы Меркель на этот вопрос был ясен. Но канцлер ФРГ не сказала всей правды, считает Кристиан Триппе.
Как и в случае любого великого политического выступления, на этот раз решающую роль сыграл импульс. Сочетание неуловимого мгновения и внимания присутствующей при этом публики, подходящих слов и верно подобранного тона. На Мюнхенской конференции по безопасности этот импульс был у Ангелы Меркель. Тот, кто будет читать текст ее выступления, едва ли поймет, почему все присутствующие аплодировали стоя, – обычно таких оваций удостаиваются только музыканты.
Канцлер ФРГ говорила свободно, не сверяя сказанное с текстом, – что она делает редко, – и говорила так, будто ее ничто не сдерживало. Она взывала к восстановлению миропорядка, которому серьезно угрожает постепенный распад и бессмысленное уничтожение. Миропорядка, который, возможно, в скором времени перестанет существовать в том виде, в котором он существует сегодня. В своей эмоциональной речи Ангела Меркель охватила весь мир – от России до Китая и США, вновь и вновь возвращаясь к Германии и Европе. Она не упустила ни одной значимой области политики, будь то торговля, сфера безопасности или охрана окружающей среды.
Ничего нового в мыслях Меркель не было – все это уже не раз было сказано или написано. Ее прежние заявления, в которых канцлер подчеркивала приверженность принципу многосторонности – мультилатерализму, были такими же, как само это слово: громоздкими и сложными для восприятия.
Но на этот раз в ее речи присутствовали динамика и прямота, с которой Меркель назвала вещи своими именами. На слушателей ее слова действовали как освобождение, разительно отличаясь от выступления вице-президента США Майка Пенса. Меркель с юмором и критически говорила о недостатках немецкой внешней политики. Пенс, в свою очередь, наглядно продемонстрировал аудитории, что на практике означает выражение «Америка – прежде всего». Меркель со страстью отстаивала свои позиции. Пенс отчеканивал свои заявления порой едва ли не командным тоном. Контраст между этими двумя выступлениями позволил увидеть, насколько плохо на данный момент обстоят дела с трансатлантическими отношениями.
Но пока Меркель вызывала бурю восторга у слушателей в Мюнхене и по всему миру в Twitter, в провинции начался ропот. Лидеры отделений Христианско-демократического союза (ХДС) на востоке Германии устроили мелочную дискуссию о том, стоит ли позволить канцлеру ФРГ выступать перед избирателями в ходе предвыборной кампании на региональных выборах. Мол, репутация Меркель к востоку от Эльбы настолько подорвана, что это может ухудшить перспективы ХДС на выборах. 
Резкая критика у себя в стране и признание за рубежом – эту судьбу Меркель разделяет со многими другими канцлерами послевоенной Германии: завоевание международного авторитета и уважения идет рука об руку со снижением авторитета во внутренней политике. Это своего рода закон сообщающихся сосудов. И его действие в политическом смысле продемонстрировали предшественники Ангелы Меркель: Конрад Аденауэр, Вилли Брандт, Гельмут Шмидт или Гельмут Коль – все они столкнулись с постепенной потерей поддержки в рядах собственной партии, некоторых даже сместили с поста их же однопартийцы, в то время как их авторитет на мировой арене неуклонно возрастал.
Ангела Меркель уже передала председательство в ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр, и та воспользовалась Мюнхенской конференцией по безопасности как возможностью представить себя на внешнеполитической арене. Завтрак с одними, скромный обед с другими… Плюс к этому – первое развернутое интервью Крамп-Карренбауэр, посвященное исключительно проблемам внешней политики. Преемница Меркель готовится к выходу – и не только в роли партийного лидера.
Кому собирать осколки и заново складывать части мозаики разрушающегося миропорядка? Ответ Ангелы Меркель в Мюнхене был ясен: мы все должны участвовать в этом, мы все должны внести свой вклад! При этом канцлер не упомянула о том, что ее участие в этом процессе в скором времени завершится. В любом случае, свое внешнеполитическое завещание она озвучила на Мюнхенской конференции по безопасности.

Кристиан ТРИППЕ,
обозреватель DW

Другие материалы номера