Президент Беларуси 14 февраля посетил Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат и построенный на его базе завод сульфатной беленой целлюлозы. На встрече с коллективом предприятия глава государства рассказал подробности недавних переговоров с президентом России Владимиром Путиным в Сочи. Их форма была необычной: сначала лидеры обсудили актуальные вопросы за рабочим завтраком, после к ним присоединились некоторые члены делегаций. Затем стороны сделали небольшой перерыв, сыграв хоккейный матч, и продолжили встречу в расширенном составе. «Обсудили все, начиная с седых времен», – еще в Сочи заявил Александр Лукашенко, говоря о первых итогах.
Сейчас президент пояснил, что переговоры начались с общей истории, потом стороны затронули современные угрозы в своем регионе и других частях света, в том числе и ситуацию на Украине. «Пострадали наши люди. Война абсолютно глупая, бестолковая, братоубийственная. Этого быть не должно, – подчеркнул белорусский лидер. – Мы всё обсуждали, сопоставляя точки зрения. Я, конечно, аккуратно выводил разговор на то, что вместе мы многое сделали. Мы отстояли нашу страну. Я ему напомнил, сколько погибло людей, сколько деревень было сожжено вместе с жителями. Он сказал о том, что практически 70% потерь – россияне».
После обсуждения советского прошлого главы государств плавно вышли на современные проблемы в нефтяной сфере. «Я напомнил, что на те нефтедобывающие, газодобывающие скважины (в России. – Ред.) летали самолеты из Гомеля, Витебска, Могилева, да и из Минска. То, что мы бурили и создавали в советские времена, в одну ночь оказалось чужим. И мы сегодня вынуждены покупать по мировой цене эту продукцию, а Россия у себя продает это в полцены или одну треть», – заметил Александр Лукашенко.
Президент также обратил внимание, что Россия стала правопреемницей Советского Союза. Сейчас в стране собрано ядерное оружие, вся зарубежная советская собственность перешла к ней. Другие постсоветские республики от этого ничего не получили. «Все деньги оказались там, и потом нас кинули с советским рублем. Я все это напомнил, – рассказал глава государства. – Мы немало сделали и немало пострадали».
По его мнению, Россия сегодня как правопреемница СССР не должна уходить от обещаний советского правительства. В частности, президент не понимает, почему Беларуси, которая больше всего пострадала от взрыва на Чернобыльской АЭС, не оказывается поддержка. Александр Лукашенко предложил российской стороне поставлять на пострадавшие белорусские территории газ по более низкой цене, чем в другие регионы республики. «Люди еще не могут пользоваться и древесиной, и другими видами топлива в силу этой беды», – пояснил он.
Первая часть переговоров двух лидеров продолжалась довольно длительное время, в том числе и потому, что российская делегация не смогла вовремя прилететь в Сочи из-за плохой погоды. Однако ее отсутствие не помешало президентам продолжить встречу.
В расширенном составе на переговорах в Сочи прежде всего была затронута ситуация, связанная с работой Белорусской атомной станции. «Вы знаете, что россияне должны были в 2018 году ввести первый блок, в 2019-м – второй. Но сорвали сроки, а там огромные штрафные санкции», – пояснил суть вопроса Александр Лукашенко.
По его словам, в Сочи Владимир Путин предложил найти взаимоприемлемое решение, чтобы не начинать переговоры с санкций. Российский лидер также отметил, что государственный бюджет не готов к этим выплатам. «Я говорю: хорошее предложение, у меня будет встречное. Вы сорвали сроки, значит, давайте договоримся, что процент по кредиту сократим до того уровня, как вы строите в Венгрии, во Вьетнаме (где-то около 3%). Мы не будем вводить санкции, и это как раз то на то и придется. И кредит, коль вы сроки сорвали, мы начнем выплачивать не через два года, а через пять. Логично? Логично. Неуютно, неудобно, но решили, что в этом плане мы будем договариваться – другого не дано. Или мы вводим санкции за просрочку (а там большие деньги), или они подвигаются по кредиту. Это вполне нормально», – считает президент. Он добавил, что отторжения по этому предложению у российской стороны не было.
Следующая часть переговоров была посвящена ценам на газ, рассказал Александр Лукашенко. «Сейчас все упрекают меня в этих Telegram-каналах, что Лукашенко такой-сякой, торгуется, хочет для себя все вытащить. Я ничего лишнего не хочу. Мы в союзе. И не только в Союзе Беларуси и России, но и в Евразийском экономическом союзе. Мы договорились, что у нас будет торговля товарами и услугами без таможенных пошлин. А какой же союз, если нет равных условий для людей, предприятий? У вас газ, допустим, 200 долларов, а у таких предприятий в России 100 или 80. Как с ними конкурировать? – спросил президент. – Значит, нам приходится меньше жечь электричества, в холодине работать, зарплату людям меньшую платить и так далее. Вот вам и равные условия. Вот за что я борюсь и чего хочу. Ни в коем случае не дешевле».
По словам главы Белорусского государства, в руководстве России намекают на присоединение Беларуси в обмен на единые цены на энергоносители. Он отметил, что всегда на переговорах с Россией – так было и в Сочи – белорусская сторона требует равных условий, ведь страны состоят не только в Союзном государстве, но и в Евразийском экономическом союзе. «Ничего лишнего не требуем, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Но нам говорят: мы разные страны – намек на то, что надо, чтобы были одной страной. А как можно иметь одну страну с Россией? Вы, наверное, слышите: «Давайте включим Беларусь в состав России».
Президент убежден, что ни белорусский, ни российский народы никогда не захотят пойти по этому пути. «Вот вы не антироссийские люди, а нормальные белорусы, любящие, уважающие россиян. Но поставь перед вами вопрос, хотите ли вы такого объединения, чтобы Беларусь вошла в состав России, – 120% скажут «нет», – образно выразился белорусский лидер. – И самое удивительное, что и россияне мне пишут письма: «Ни в коем случае не входите в состав России». Но кому-то там хочется, чтобы была одна страна – тогда будут единые цены».
Глава государства также заметил, что в России его упрекают в срыве интеграции, несмотря на то, что он был ее инициатором. «А что вы понимаете под интеграцией? Я понимаю: в экономике интеграция, это когда мы покупаем ресурсы в России (запасные части для МТЗ, комплектующие для БелАЗа), делаем тракторы, автомобили и продаем на общем рынке. И равные цены. Вот что такое интеграция. Что такое интеграция на уровне людей: свободное перемещение, нет никаких границ. Пенсии, начисления – всё как в одной стране. Мы это сделали», – обратил внимание Александр Лукашенко.
В экономическом плане на Беларусь в России начинают давить с разных сторон. Даже запрещают показывать продукцию на выставках, отметил президент. «Уже говорят: вступайте в Россию, тогда мы вам поставим запчасти, тогда будут другие цены на нефть и газ. А будут ли еще? – засомневался он. – Вот в чем вопрос. А не в том, что я не договороспособен».
«Средние слои в России к нам с душой. Они приезжают сюда, отдыхают. Им здесь лучше, чем дома. Это величайшее достижение нашего союзного строительства. Зачем гнать лошадей, гнобить, куда-то включать нас?» – задался вопросом белорусский лидер.
Он также прокомментировал конспирологические теории о том, что Владимир Путин хочет задержаться у власти за счет присоединения Беларуси: «Нет у Путина такой цели. А если и была, то мы два года назад условились: никакого вхождения Беларуси в Россию быть не может. Но я пошутил (в каждой шутке есть доля шутки): единое государство возможно, если Россия вступит в состав Беларуси, если белорусский президент станет президентом этого объединенного государства. Необязательно Лукашенко. Может, ваш руководитель. А лучше всего Наталья Ивановна Кочанова – первая женщина, но надежная будет. Почему мы можем туда вступить, а они нет? И если бы россиянам мы эту альтернативу предложили, они бы могли и не отказаться».
«Помните, что ваш президент никогда не станет последним. После меня вы уже думайте, что будете делать. Но даже если я буду жить и не буду президентом, я буду бороться за то, чтобы наша Беларусь на этом клочке земли оставалась суверенной и независимой. Это не только нам – это нашим детям. Им еще жить в этой стране. Вопрос независимости – это не только хорошо жить. Может, и похуже жить будем. Не будем – не волнуйтесь. Ушли те времена. Но мы будем жить на своей земле, своим умом, мы будем избирать своих президентов, формировать правительство и будем создавать свои условия для жизни наших людей. Нами никогда не будут понукать, мы будем проводить свою внешнюю и внутреннюю политику, но не во вред нашим соседям и не во вред родным россиянам», – заявил глава государства.
Во время переговоров в Сочи Владимир Путин усомнился, зачем белорусской стороне покупать нефть в других странах, если там она будет все равно дороже российской. Александр Лукашенко заявил, что Беларусь продолжит диверсифицировать закупки. «Чтобы каждый год 31 декабря в двенадцать часов ночи не стоять на коленях, – пояснил глава государства. – Так быть не должно, и так не будет».
Президент подчеркнул, что Беларусь не будет платить премии российским нефтяным компаниям, тем более если они поставляют продукт по мировой цене. «Мы не просим дешевую нефть. Мы купим по мировой цене и переработаем. И это выгодно для компаний», – заявил он.
Кроме того, по его словам, Беларусь прорабатывает вопрос поставок нефти из ЕС реверсом по одной из веток нефтепровода «Дружба». «Мы сейчас из Гданьска (купим у Саудовской Аравии, Эмиратов, Соединенных Штатов Америки) поставим по трубе», – рассказал президент. Тогда уже не Россия будет по нему поставлять нефть на Запад, а Беларусь качать из Европы.
Для поставок также задействуют балтийские порты. Здесь могут оказать содействие Соединенные Штаты. «Я прибалтам предлагаю: мы можем купить нефть на Балтике, закачать через Литву или Латвию (как договоримся), переработаем и обеспечим весь Прибалтийский регион», – раскрыл схему Новополоцкого НПЗ глава государства. Таким же образом сможет работать и завод в Мозыре: нефть к нему поступит через Черное море, а предприятие затем обеспечит своей продукцией Украину и частично страны Евросоюза.
Отвечая на замечания с российской стороны касательно дороговизны таких подходов, Александр Лукашенко напомнил, что в свое время они выделили десятки миллиардов долларов на строительство Турецкого и Северного потоков. Хотя могли гораздо дешевле поставлять газ через Украину, даже приняв дополнительные условия Киева. Но в России заявили, что на это никогда не пойдут из принципа, и решили строить газопроводы в обход этой страны. «Точно так и я говорю «нет». Мы будем по этим маршрутам прорабатывать альтернативные поставки нефти, – добавил президент. – Мы открыто, честно говорим об этой логистике».
В целом недавние переговоры в Сочи Александр Лукашенко охарактеризовал как «жесткий и откровенный разговор». «По нефти, как мы и просили, – мировая цена без всяких премий. Без всяких скидок, нам не нужны никакие скидки», – заявил глава государства.
Президент также отметил, что Беларусь и Россия не обсуждают создание наднациональных органов, но работа по «дорожным картам» продолжится.
«Мы будем и дальше работать по интеграции. В этом нет ничего плохого», – сказал Александр Лукашенко. По его словам, создание различных политических, наднациональных органов и других объединений, что было предусмотрено 31-й «дорожной картой», стороны договорились не обсуждать. «Чисто экономические вопросы по интеграции, – пояснил президент. – Но по настоящей интеграции, а не так, как «плявузгаюць» в средствах массовой информации в России: они понимают интеграцию как поглощение Беларуси Россией. Это не интеграция, а инкорпорация. На это я никогда не пойду».
Глава государства привел в пример работу над едиными подходами к налогообложению: по его мнению, страны должны перенимать полезный опыт друг друга, чтобы создать самый современный кодекс. «Хотя налогооблагаемая база у нас разная: у них от нефти и газа, у нас от реального сектора. Разные системы, но давайте прорабатывать. В этом нет ничего плохого. И так по всем направлениям», – отметил Александр Лукашенко.
Источник: официальный сайт президента Республики Беларусь http://president.gov.by/ru/news_ru/view/rabochaja-poezdka-v-gomelskuju-oblast-23038/