Три четверти россиян считают советскую эпоху лучшей в истории страны

75% россиян считают, что советская эпоха была лучшим временем в истории страны, не согласны с этим суждением лишь 18% опрошенных. Это следует из подготовленного Левада-центром исследования «Структура и воспроизводство памяти о Советском Союзе в российском общественном мнении». 
Услышав выражение «советская эпоха», респонденты прежде всего думают о стабильности и уверенности в завтрашнем дне (16% ответов), хорошей жизни в стране (15%) и о личной жизни – детстве, молодости, родителях (11%). Негативные оценки возникают гораздо реже: о дефиците, очередях и талонах вспоминают 4% опрошенных, о железном занавесе, застое и репрессиях – по 1%. В целом положительные характеристики советскому времени дают 76% респондентов, нейтральные – 38%, а отрицательные – лишь 7%. Эта сумма выше 100%, так как некоторые респонденты давали разные оценки. О распаде Советского Союза сожалеют 65% россиян, и столько же считают, что его можно было избежать, у 26% опрошенных противоположное мнение по обоим вопросам. 52% сожалеющих о развале СССР говорят, что они расстроены потерей чувства принадлежности к великой державе, 49% жалеют о разрушении единой экономической системы, 37% – о возросшем взаимном недоверии и ожесточенности. 
Но при этом «вернуться на путь, которым двигался Советский Союз», согласны лишь 28% респондентов, большинство же выступает либо за «собственный, особый путь» России (58%), либо за европейский вариант развития (10%). 
Представления россиян о советской эпохе в основном положительные, но личные воспоминания о ней вытесняются общими представлениями о социальной стабильности, уверенности в завтрашнем дне и хорошей жизни в СССР, говорит социолог Левада-центра Карина Пипия. Примечательно также, по ее словам, что с установкой о социально-экономическом благополучии граждан в СССР соглашаются представители всех возрастных и поколенческих групп, а вот ностальгия по Советскому Союзу больше характерна для людей старшего возраста, хотя молодежь присоединяется к тем, кто считает, что распада СССР можно было избежать. Однако романтизация советского прошлого не приводит к желанию реставрировать советский строй. 
Этого не хотят ни те, кто жил в СССР, ни постсоветская молодежь, подчеркивает Пипия. 
Судя по исследованию, передача информации о советской эпохе носит прежде всего характер бытового мифа, говорит руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Это те представления, которые передаются из поколения в поколение и в основе которых лежит в том числе «уважение к предкам», включающее в себя представление о том, что это были великие люди и у них была великая страна. Одновременно главным центром национального самосознания сегодня является победа в Великой Отечественной войне. То есть происходит совмещение семейной истории и исторического самосознания». При этом видно, что ностальгия о советском прошлом и воспоминания о каких-то положительных моментах растут в периоды, когда люди ощущают несправедливость или тревожность в настоящем, отмечает эксперт: «Люди считают, что сейчас есть дефицит справедливости и солидарности, что они живут в непредсказуемое время, где много вызовов и угроз, и на этом фоне им вспоминается некий «золотой век», когда все было более понятно, спокойно и стабильно». Но говорят люди именно о «временах СССР» и не особо вспоминают о коммунистической идеологии и советском строе, потому и запроса на их возвращение нет, полагает Бадовский: «Это вполне рационально – люди понимают, что восстановление того строя невозможно, но, отвечая на вопрос, по какому пути должна идти страна, говорят, что должен быть свой путь. То есть запрос на солидарность и некую объединявшую идею все же существенен». 
Сейчас живется непросто, и есть проблемы с уровнем и качеством жизни, говорит эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Советская эпоха видится, может, и не временем высокого уровня жизни, но временем справедливости. Сегодняшний госкапитализм видится несправедливым: несправедливость – в распределении, доступе к благам и инфраструктуре. И это чувство усиливается». Советский проект всегда оставался популярен в массах, но раньше не занимал первых мест, обращает внимание эксперт: «Это схоже с тем, как менялось отношение к Сталину, – он тоже был всегда популярен, но не до такой степени, как сейчас. Ощущение несправедливости нынешнего времени провоцирует романтическое отношение к Сталину, в частности, и к советской эпохе в целом». Но когда россиян спрашивают, хотели ли бы они жить в эпоху Сталина, они говорят «нет» – и с реставрацией советской эпохи та же история, уверен Колесников: «Все-таки люди понимают, что сейчас есть товары, которых раньше не было, работы и красивой жизни больше, чем в советское время, хотя справедливости нет». При этом многие, говоря о «хорошей жизни», идеализируют детские воспоминания, а у кого-то и их нет, добавляет эксперт: «Молодое поколение тоже романтизирует эту эпоху, а оно совсем не знает, как это выглядит. Оно смотрит на советское прошлое как на нечто романтизированное и справедливое, при том что у молодых нет никаких воспоминаний об этом». 

 

Комментарий
Это тоска по загубленной мечте

Прежде всего, данные опроса подтверждают, что результаты референдума 17 марта 1991 года о сохранении Советского Союза были далеко не случайными. Напомню, что тогда при явке 80% за сохранение СССР высказались 77,85% от числа пришедших на участки для голосования. Поэтому вполне логичны нынешние высокие цифры сожаления о распаде СССР у старшего возраста (55+) – 82%. 
Для меня наиболее интересны данные по респондентам от 18 до 24 лет. В социологии поколений эту возрастную когорту часто называют центениалами, или поколением Z. Их родители, рожденные в начале 1970-х годов, – как раз дети перестройки. Поэтому для многих из них образ Советского Союза ассоциируется не только с очередями и талонами, но с гласностью, демократией, свободой, а также – и это самое главное – с доверием, дружбой и другими моральными ценностями. Это достаточно четко иллюстрируют ответы респондентов о предмете сожаления: последние три «сожаления» как раз относятся к взаимоотношениям между людьми, хотя первые два – «о великой державе» и «разрушении единой экономической системы». 
Мое собственное антропологическое исследование, проведенное среди поколения начала 1970-х годов рождения, подтверждает их романтические ассоциации СССР именно с периодом перестройки. Кстати, тот же Б.Е. Немцов, которого трудно заподозрить в ностальгических чувствах по отношению к Советскому Союзу, неоднократно говорил, что выборы 1990 года в народные депутаты РСФСР были самыми демократичными за всю историю существования страны, включая нынешнее время. 
Поэтому для меня данные ностальгии (назовем это так) по СССР среди 18–24-летних выглядят достаточно высокими. 33% сожалеющих о распаде СССР при 18% затруднившихся ответить – это, на мой взгляд, достаточно высокие цифры. Здесь важным представляется отметить, что их ностальгия по СССР определяется не картинкой, нарисованной государственными российскими СМИ (эти ребята телевизор не смотрят). Их образ СССР сформирован родителями, то есть ассоциируется с демократическими процессами перестройки и моральными ценностями дружбы, доверия, профессионализма и т.п., которые и достойны сожаления об утрате. 
Общий вывод заключается в том, что цифры «сожаления» о распаде СССР только на поверхности представляются гомогенными. На глубинном уровне для разных возрастных групп это разные ностальгии. Если старшие поколения тоскуют по принадлежности к большому государству, порядку и социальной справедливости, то 45–50-летние и их дети сожалеют об упущенных возможностях перестройки, что трансформировалось в глубокий ресентимент, обиду на поколение 60+, которое, по их ощущению, эту мечту и погубило.  

Михаил АНИПКИН, 
доктор социологических наук, доктор философии по социологии Университета Эссекса (Великобритания), 
специально 
для «Советской России» 

Другие материалы номера