Новейшая история Америки

Кроме того, на сегодняшний день, после распада нашей страны, 30-летний юбилей которого на днях с такой помпой отметили нынешние власти, в мире пока осталась только одна сверхдержава, действительно все еще обладающая огромными ресурсами и потенциалом, и то, что в ней происходит, оказывает влияние на все происходящее на нашей маленькой и хрупкой планете. 
В наших СМИ, особенно в лояльных и либеральных, а также у многих обывателей, и даже у части левых, часто можно слышать такое мнение: «А что там такого вообще происходит? Ну побузят негры и маргиналы, выпустят пар, пограбят магазины, поносятся с этим своим Флойдом, который вообще был чуть ли не бандит, и этим все кончится. Никаких лидеров там нет, никакого организованного движения тоже». 
В этом утверждении если что и верно, так только то, что погибшего, вернее, хладнокровно убитого молодого человека звали Джордж Флойд. Безусловно, американские бунты и восстания (которых в истории было немало, просто американцы не считают нужным выпячивать негативные, порой очень кровавые страницы своей истории, и уж тем более ни в чем каяться не собираются) имеют свою специфику, которую можно выразить перефразированным интернет-мемом: «В любой непонятной ситуации грабь магазины». Генезис американской нации очень отличается от, например, генезиса французов и русских – Америка сформировалась за счет приезжих, большую часть из которых составляли, скажем, очень, ну очень мягко, авантюристы, искатели приключений и не слишком законопослушные люди. Поэтому во время недавних выступлений «желтых жилетов» во Франции если что и пострадало, то как раз в результате бунта, а не грабежей и если витрины и били, то просто попавшиеся под руку. А уж у нас в ходе восстания 1993 года не пострадало вообще ни одного ларька или магазина – помню пламенную речь генерала Альберта Макашова: «Ничего не трогать, это все народная собственность! Все это будет принадлежать народу!» И ничего не тронули! Да уж, в этом смысле менталитет американцев совсем другой. 
Люди постарше помнят так называемый «блэкаут» 1977 года в Нью-Йорке, когда на насколько часов выключилось электричество и пришлось вводить армию, потому что люди всех сословий и цветов кожи похватали оружие и кинулись на улицу грабить и насиловать (извините, но из песни слова не выкинешь). 
Примеров можно привести множество, как ни странно, большинство из них довольно откровенно описаны в американской Википедии – от геноцида коренного населения до так называемого «дефарминга» 1930-х годов, когда в результате массового обезземеливания фермеров от голода, штрейкбрехеров и экономической депрессии погибло (по данным той же Википедии) около 8 миллионов человек. Из сравнительно недавнего – война 1992 года в Лос-Анджелесе, когда белые присяжные оправдали четырех белых полицейских, жестоко избивших на камеру черного парня, который был настолько пьян за рулем, что физически не мог оказать сопротивления. Тогда настоящие боевые действия продолжались больше недели, и восставших сначала пыталась остановить полиция, потом национальная гвардия, потом армия, и счет потерь шел на сотни. 
Однако тогда в Лос-Анджелесе настоящая гражданская война носила все-таки локальный характер. В нынешнем же случае выступления, как вирус, охватили сначала всю Америку, а потом и весь мир – Великобританию, Голландию, Австралию, Францию, Канаду и множество других стран. Да, у этих выступлений не было ни лидера, ни организации, но в этом-то и есть их ценность (или опасность, если кто-то видит в народе угрозу) – это была действительно массовая и искренняя реакция на чудовищное преступление – хладнокровное удушение молодого человека, который не оказывал сопротивления и вся вина которого состояла в том, что продавцу показалась фальшивой протянутая им 20-долларовая купюра. Я не знаю, был ли Джордж Флойд бандитом или нет, думаю, что не был, но смерть его была поистине мученической, а его убийство, снятое во всех деталях на видео, шокировало весь мир своим хладнокровием. Даже если у Флойда и были какие-то прегрешения, то такой смертью он сполна искупил их все. Именно поэтому он для такого огромного числа людей превратился в символ. 
И действительно, у народных протестов, а это именно народные протесты, в которых участвуют люди всех рас и социальных положений (хотя преимущественно бедные, разумеется), нет пока ни лидеров, ни организации, ни четких требований. Их не организовывало американское посольство, не оплачивал фонд Сороса или ЦРУ, их лидеры не проходили стажировок в Америке, как украинские боевики-националисты, российские либералы или сербские, грузинские и разного рода иные деятели так называемых «цветных революций», а по сути – переворотов, организованных американцами в своих интересах. При этом часто бывало, что для разжигания протестов использовали требования социальной справедливости или, как в нашей стране в ходе майдана 1991–1993 годов, внушали нам комплекс покаяния, а части интеллигенции, которая хотела то ли революции, то ли севрюжины с хреном, говорили, что она так талантлива и недооценена и что стоит сменить строй, как рынок всех оценит по достоинству. Справедливости ради, рынок и оценил. Только как у нас, так и в других странах-жертвах «оранжевых» переворотов оказалось, что цена всем, кроме кучки страшно обогатившихся жуликов, в базарный день копейка. Теперь жалеть ушедший социализм в нашей стране, да и в странах Восточной Европы и ГДР стало общим местом, да поздно. Вся надежда только, что не навсегда. 
Американские протесты же никто не организовывал, они возникли сами, и стихийно, что показывает, что потенциал взаимной ненависти в этой стране очень высок, как и потенциал нестабильности (что, конечно, не отменяет желания самых разных политиков использовать протесты народа в своих личных целях). Я вспомнил слова выдающегося американского кинорежиссера Оливера Стоуна: «Американская элита угнетает американский народ так же, как и весь мир». А ведь все годы после разрушения СССР (и даже отчасти во времена СССР с глупейшим хрущевским лозунгом «Догоним и перегоним!») мы, разумеется, не мы с вами, а люди, оказавшиеся у власти, брали Америку за образец. 
И вот теперь этот образец, если пока и не рушится, то здорово закачался на глазах у всего мира. Америка – страна, устроенная чудовищно несправедливо, хотя до какого-то времени ее огромные богатства и пример Великой Октябрьской социалистической революции и СССР, оказавший огромное влияние как на трудящихся, так и на буржуазию во всем мире, позволяли каким-то образом загонять внутрь эту несправедливость, как и производные от нее проблемы. Ведь имущественное расслоение в США огромно, количество бедных и безработных также огромно, скрытая безработица еще больше легальной, около 40 миллионов американцев в богатейшей стране мира не имеют доступа вообще к какой бы то ни было медицинской помощи – в общем, перечисление всех проблем заняло бы отдельную и большую статью. 
Поэтому людям был нужен только повод. И этот повод – хладнокровное убийство представителями власти молодого человека – был дан. А поскольку во всех штатах Америки, как и вообще везде в капиталистических странах, проблемы схожи, то и выступления начали распространяться, как эпидемия. 
Интересно, как наши и мировые СМИ по-разному освещают эти протесты. Наши, скажем, охранительские СМИ делают упор на выступления негров (такая, на мой взгляд, скрытая, а иногда и открытая форма расизма), грабежи магазинов и действительно порой странные и эпатажные формы выражения чувств, свойственные американцам, которые часто любят выражать их не стесняясь, напоказ и очень преувеличенно. Иностранные же СМИ, причем самых разных политических взглядов, делают упор на огромные толпы протестующих во всех ведущих странах мира, причем с населением абсолютно разного цвета кожи, и даже в Америке во многих случаях в выступлениях негры совсем не доминируют. В этом смысле интересна реакция китайских СМИ, которые показывают как раз огромные колонны протестующих и называют происходящее выступлениями за свободу, справедливость и права человека, против расовой и социальной дискриминации. А почему бы нет? Ведь мы видим, что в стране, которая взяла себе за правило быть и правом, и судом и учить всех не только правам человека, но и вообще тому, что должно быть хорошо, а что плохо, в этой стране представители власти могут не только ни за что ни про что на глазах у всего мира хладнокровно задушить молодого человека, так еще и находят сочувствие в глазах большей части американского истеблишмента. Китайские СМИ, как и вообще левые во всем мире, преподносят происходящее в том духе, что «права человека» по-американски и вообще американские поучения, как жить, миру больше не нужны. 
Кстати, показательна в этом смысле и реакция российских либералов, которые или сидят тихо и помалкивают, или осуждают происходящее в Америке «беззаконие». И понять их можно – думаю, как проамериканскую оппозицию в России, так и ту часть российской «элиты» (если не всю), которая ориентировалась на США, ждут большие проблемы. Потому что похоже, что все происходящее на этот раз просто так не кончится. В любом случае, слова американского философа Фукуямы, провозгласившего после разрушения СССР «конец истории», теперь воспринимаются как скверный анекдот, а история начала свой плохой или хороший, но уж точно не скучный новый виток. 

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ

г. Электросталь, 
Московская обл. 

 

SPR

«Сиэтлская народная республика»

В американском Сиэтле – небывалый для Штатов прецедент: на волне потрясающих страну протестов местная коммуна пошла дальше остальных демонстрантов и «отделилась» от США, объявив о создании «народной республики». Запись о существовании на территории США  такого явления, как Автономная зона Капитолийского холма (Capitol Hill Autonomous Zone или просто CHAZ) уже появилась в Википедии со следующим определением: «непризнанная (самопровозглашенная) автономия, располагающаяся на территории центральной части Сиэтла и неподконтрольная каким-либо органам государственной власти». В соответствующей статье также говорится, что CHAZ «провозглашена протестующими преимущественно левого толка».
Силы левого толка в стране активизировались после массовых протестов, связанных с гибелью чернокожего Джорджа Флойда в результате насильственных действий полицейского. В Сиэтле, в последние пару десятилетий являвшемся центром миграции и местом обитания музыкантов, художников и всевозможных меньшинств, левые нашли горячую поддержку со стороны местного населения. Противостояние начиналось здесь по той же схеме, что и в других американских городах, однако затем события стали развиваться другим образом. 
8 июня центральный район Сиэтла – Капитолийский холм, был занят активистами BLM (Black Lives Matter – «Жизни черных важны»), провозгласившими создание Автономной зоны. Территория новоявленной республики заняла шесть городских кварталов. В зоне появился палаточный городок, называющие себя антифашистами граждане заняли полицейский участок, назвав его «Народным департаментом», возвели баррикады и организовали патрули для обеспечения безопасности местных жителей. Совет автономии возглавил комендант – рэпер Раз Симон.
Вечером 9 июня около 300 демонстрантов во главе с членом городского совета, социалисткой Кшамой Савант, пришли в мэрию Сиэтла и потребовали отставки главы города Дженни Деркан. С собой протестанты, скандирующие: «Деркан должна уйти!» принесли уже знакомые плакаты «Жизни чернокожих важны». Толпа находилась внутри здания около часа, активисты по очереди брали слово для выступлений, после чего покинули администрацию. «Наша цель – прекращение финансирования полиции. Мы собираемся пустить их средства на гражданские программы для населения. У них полно денег, а у нас много программ, которые нужно поддерживать», – говорят сами антифашисты. Неслучайно второй вариант названия помимо CHAZ – No-Cop Co-op («Кооперация без копов»).
Пункт о роспуске полицейского управления, полностью отменив финансирование, включая пенсии полицейских, действительно возглавляет список требований. Есть в нем и предложения откровенно анархического характера, например, снести памятники деятелям Конфедерации или освободить всех осужденных за преступления, связанные с марихуаной.
Однако большинство носит характер остросоциальный. Инициировать расследование случаев жестокого обращения со стороны полиции, декриминализировать ответственность за протесты, предоставить право создавать народные дружины для борьбы с преступностью, инициировать деджентрификацию – прекращение заселения бедных кварталов богатыми белыми, ввести контроль за величиной арендной платы, восстановить городское финансирование искусства и культуры, ввести бесплатное обучение в колледже, предоставить жителям возможность выбирать кандидатов на госдолжности из рабочего класса – основные требования CHAZ. Что интересно, в отличие от других территорий, охваченных протестами, в границах зоны нет насилия и грабежей, зато проходит много выступлений, активисты организовали политический и культурный центры, по вечерам показывают документальное кино. 
Сейчас, несмотря на затишье, коммунары задаются вопросами, что дальше, и опасаются внезапного штурма, так как уверены, что рано или поздно отвоевывать территорию прибудет полиция, тем более что обитателей зоны уже назвал внутренними террористами президент Дональд Трамп, призвав местные власти срочно урегулировать ситуацию: «Внутренние террористы захватили Сиэтл, управляемый радикально-левыми демократами, конечно. Закон и порядок!» — иронизирует он, добавляя: «Левого радикала-губернатора Джея Инсли и мэра Сиэтла обыграли и унизили на таком уровне, которого наша великая страна еще не видела. Отвоюйте ваш город немедленно. Если не вы, то я это сделаю. Это не игра. Этих отвратительных анархистов нужно остановить немедленно. Действуйте быстро!»
В соцсетях комментаторы сравнивают CHAZ с Копенгагенской Христианией и делают ставки – удастся ли республике повторить успех европейцев, получив от властей полуавтономный статус.

Юлия СЕМЕНОВА

От редакции.
Читатель, возможно, заинтересуется, как среди «коммунаров» Сиэтла оказался бронзовый Ленин. О, это удивительная история! Ее в свое время поведала Светлана Замлелова в очерке «Одиссея бронзового Ильича», опубликованном в «Советской России» 21 сентября 2017 года. Найдите этот номер в архиве на редакционном сайте, не пожалеете.

Другие материалы номера