Три дня в различных местах матушки-Москвы проходили торжества. Это был праздник русского национального духа, и в то же время не помпезный, а касающийся лично каждого, потому что Пушкин у всякого в душе, и, главное, потому что памятник Пушкину был поставлен не на царские, не на бюджетные, а на народные деньги! В преддверии 140-летнего юбилея Кадастровая палата по Москве совместно с Департаментом культурного наследия столицы внесли в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения об этом объекте культурного наследия. Ну, будем надеяться, что не снесут и торговым центром не закроют…
Событием культурной жизни страны стали речи Федора Достоевского, Ивана Тургенева, Александра Островского. Мой великий замоскворецкий земляк произнес «Застольное слово о Пушкине», которое цитируется реже речи Достоевского с тезисом о всемирной отзывчивости Пушкина. А драматург сказал непозволительно прямо: «Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей. Что это за школа и что он дал своим последователям? Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским. Ведь это только легко сказать! Ведь это значит, что он, Пушкин, раскрыл русскую душу. Конечно, для последователей путь его труден…»
Да, в наше время держаться русского пути всё труднее, несмотря на официозные увещевания… Как ответил президент Путин во время пандемии на вопрос: в чем национальная идея? «В патриотизме, думаю, тут ничего другого не может быть. Но патриотизм не должен быть квасным, затхлым и кислым». Мне кажется, что вторая часть тут важнее первой, потому что каждый подчиненный Путина решает сам, что является «затхлым и кислым». По моим наблюдениям всё, что еще дышит русским духом. В своем воскресном выступлении президент, отвечая на критику поправок к конституции, твердил о расширении демократии, попутно заметив, что для Коммунистической партии слово «диктатура» является органичным, так как они всегда выступали за передачу ее пролетариату. Так лучше диктатура тех, кто трудится, чем класса денежных воротил и чиновников-паразитов! А лучше бы всего – народа, истинных представителей народа.
Князь Петр Вяземский, поэт и ближайший друг гения, писал: «Пушкин был родовой москвич. Нет сомнения, что первым зародышем дарования своего, кроме благодати свыше, обязан он был окружающей его атмосфере». Осталась ли эта атмосфера в лужковско-собянинском мегаполисе? Почти нет – слабые проблески в последних старомосковских районах, которые добиваются точечной застройкой и реновацией. Но ею дышало пушкинское Подмосковье, особенно бабушкино Захарово, соседняя усадьба в Больших Вяземах и, конечно, сказочный Звенигород, куда Пушкин ездил с детства много раз. Он поклонялся Звенигороду и Саввино-Сторожевскому монастырю, детские впечатления повели его сюда вновь по Звенигородскому тракту уже в 1830 году. В эти зрелые годы он вдруг проделал работу историка-археографа – перевел на современный русский язык краткое житие преподобного старца Саввы – основателя монастыря в Звенигороде. Неотвязчивые впечатления и думы:
На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленные рощи…
Многие вековые звенигородские рощи вокруг Саввино-Сторожевского монастыря, столь любимого Пушкиным, давно пошли под топор, но все-таки красота Русского Барбизона, как манерно выражались художники, еще сохранялась. Теперь ее твердо намереваются погубить окончательно…
Среди всех творящихся безобразий и нарушений законов под предлогом особого положения президент России в речи на Поклонной горе (тоже воспетое Пушкиным место!) выразил уверенность, что большинство российских граждан разделяют и поддерживают позицию о необходимости внесения поправок в Конституцию России. Он заявил на придуманный День России, что для россиян безусловны уважение к труженикам и защитникам Отечества, к неразрывной многовековой истории, к традициям и культуре, а также сохранение памяти предков, почитание родителей, семьи, любовь к своей земле и незыблемость российских границ. И впрямь святые понятия, но они так попираются реальной действительностью, что порой кажется, что лишь одна поправка будет выполнена неукоснительно. А остальное…
Например, поправки в конституцию обязывают правительство принимать меры к сохранению природного богатства и биологического разнообразия России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Согласно поправкам, которые предлагается внести в статью 114 Основного закона, Правительство РФ:
– осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
– создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
А что в реальности? Какая культура, тем более экологическая? Окрестности больших городов, самые красивые ландшафты, берега водоемов уродуются и стонут от варварского вторжения строительной мафии и диктатуры всемогущих персон. Вот возьмем пушкинский Звенигород и окрестности монастыря. Редактор моей книги из давно загубленного могучего издательства «Советская Россия» (и название неподходящее, и политика слишком русская, и уж больно хорошее помещение занимало напротив ГУМа) мечтала жить под Звенигородом, с видом на монастырь. Продала квартиру, купила дом в деревне через Москва-реку на взгорке (ведь деревни к самой воде не спускались – люди думали о потомках, о сбережении природы). Вскоре Госдумой был протащен преступный Водный кодекс, позволивший застройку пойменных земель. На самом берегу вырос коттеджный поселок, особняки-комоды закрыли вид из окошек ее скромного дома. Новые владельцы захапали все красоты берега и думали, что это – навсегда. Дудки! В капиталистической России всем правит золотой телец: Звенигород и окрестности вошли в городской округ Одинцово (?!), в разгар пандемии было дистанционно, втихую, протащено преступное постановление, и теперь даже богачей потеснят многоэтажки, которые убьют саму память о красотах, открывавшихся взору Пушкина.
Общественное движение «Наш Звенигород» создало петицию, направленную президенту России и еще в три адреса пониже. «Утвержденные Советом депутатов Одинцовского городского округа Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) вызвали протест у жителей. Депутатов обвинили в передаче под тотальную застройку пойм Москвы-реки и окрестностей Звенигорода. Новые правила землепользования и застройки Совет депутатов утвердил на онлайн-заседании 30 апреля 2020 г. за 15 минут. Замечания граждан были массово проигнорированы, что является нарушением Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В утвержденных зонах застройки нарушены нормы законодательства и права граждан. Что же заложили в новых ПЗЗ? Во-первых, потерю природных ландшафтов, культурного и исторического наследия. Самые ценные ландшафты передаются под индивидуальное жилое и высотное строительство:
– поймы Москвы-реки с обеих сторон напротив Саввино-Сторожевского монастыря;
– пойма между усадьбой Введенское и Верхним Посадом с видом на Городок;
– заповедные участки с вековыми дубравами в долине реки Сторожки между скитом преподобного Саввы и деревней Дютьково;
– парк и пойма напротив усадьбы Поречье Медведниковых;
– берег реки вокруг Дома-музея М. Пришвина в Дунине.
Даже в "зоне парков Р-1" допускается застройка 75 процентов территории!»
Как еще комментировать это варварство? К каким поправкам в конституцию взывать: историю, культуру, экологию, самые красивые и ценные земли Подмосковья, курортные зоны (Поречье) и литературные места (Дунино) – под бульдозер!
Потому и нет никакого доверия власти, потому и придумали власти Москвы дешевый пиар-ход для привлечения голосующих: среди москвичей, посетивших голосование по поправкам в конституцию, разыграют сертификаты на шопинг. Общая сумма разыгранных сертификатов по программе «Миллион призов» может составить до 10 млрд руб. Об этом цинично сообщил глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. Неизмеримая наглость намерений, которые, как уверяют, вполне законны. Это украинские власти можно высмеивать за то, что на выборы гречкой и горилкой заманивают. А у мэра Собянина солидно – сертификаты. А в чем разница-то? Та же хищная, неразумная, антинациональная политика. Пустыня вокруг показушных храмов и Саввиной пустыни.
Я голосовать за голословные поправки не пойду, даже за собянинские сертификаты. Мне перед Пушкиным стыдно, да и времени жалко! Проголосуйте по интернету, талдычит каждый час телевизор. Но я представляю это «голосование». Недавно мне вдруг пришла рассылка с сайта мос.ру – официального сайта мэра и правительства Москвы (!), с тем значком, который известен теперь по заказу пропусков. Подкаст «ЧГВМ – Что? Где? В Москве». Ну и что же они рекламируют? Каков заход! «Интересуетесь историей? Используйте оставшиеся дни самоизоляции, чтобы открыть для себя новые впечатляющие факты Великой Отечественной войны. В майском номере журнала «Дилетант» собраны самые яркие фрагменты военной хроники, судьбы, биографии и подвиги, которые приближали Великую Победу… Среди авторов журнала – признанные мастера: Алексей Венедиктов, Сергей Бунтман, Алексей Нарышкин, Андрей Сорокин, Дмитрий Быков, Андрей Бильжо и другие». Да, это признанные мастера антисоветизма и русофобии: Венедиктов расскажет о том, что СССР виноват в начале войны, Быков прославит предателя Власова, а Бильжо снова скажет, что первая Героиня-девушка Зоя Космодемьянская была шизофреничкой? Зачем это на сайте Собянина и города-героя Москвы?! Кстати, и про Пушкина этот навязываемый журнальчик написал «Неизвестные факты о Пушкине». Открытия вот на таком обывательском уровне: «А в знаменитый лицей Пушкин, оказывается, поступил по блату».
Да туда все по блату поступали, но и испытание держали. А вот журнальчик на сайте мэра – только по блату появился. Противно мне на нем голосовать!