«Высота 102,0». Таково название этой горы на всех военных картах. С кургана весь город как на ладони. Каждый из противников хотел господствовать на этой высоте. Во время боев контроль за высотой переходил то к советским войскам, то к немецким. Бои шли смертельные.
Стоя на кургане, всегда чувствуешь какую-то тревогу, всегда текут слезы… Столько погибших. Столько оборванных жизней.
***
Концерт на Мамаевом кургане, посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне…
Напомним действующих лиц. Ведущие А. Малахов, Д. Златопольская. Действующие лица, как говорится: А. Петров, А. Бутман, С. Мазаев, П. Агуреева, С. Гармаш, Д. Билан, И. Пегова, Н. Землянских, М. Пореченков, И. Абдразаков, Т. Яхнов, В. Корниенко, хоры, К. Хабенский, Я. Симонова, Х. Герзмава, Н. Расторгуев, С. Безруков, Д. Мацуев.
Телевизионная передача концерта началась как-то с середины. Почему на Мамаевом кургане? Почему именно такие ведущие? Вопросы не праздные. Где губернатор А. Бочаров: как никак – хозяин? Если сказать о впечатлении от концерта, то это – халтура, точнее – «фанера». Почему «фанера»? – Да, вы правильно поняли.
Обратим внимание на то, что Мамаев курган – это усыпальница, кто-то скажет: погост, кладбище. Я специально названия выделил курсивом – для того, чтобы настроиться на соответствующее настроение.
Итак, почему А. Малахов и Д. Златопольская? Что, в стране больше нет людей, в том числе и артистов? Их физиономии вызывают отторжение, им всё равно, что «Синяя птица», что «Танцы со звездами», что любить, что наслаждаться. – Это во-первых. Во-вторых, надо отдать должное и сказать спасибо Малахову, который был одет соответственно и с достоинством вел передачу. А вот бедной Д. Златопольской надеть было нечего – демонстрировала свои прелести. Вела передачу спотыкаясь, явно не понимая, что письма с фронта писали воины и не ей их читать. И, наверное, в-третьих, на наш взгляд, ведущих надо было бы отправить за кадр: они у концерта отняли много времени, комментируя порой, сами не ведая что…
Начал действо А. Петров. Проникновенно, в тему. На наш взгляд, это – единственный исполнитель, который понимал, что перед погибшими именно такое выступление нужно. Далее: «Давай закурим», исполнял С. Мазаев, извиваясь, как дождевой червь. Кажется, он содержание текста так и не понял.
Проникновенно, согласно месту усыпальницы, исполнили произведения П. Агуреева, Н. Землянских. Волнующе прозвучали хоры. Достойным было исполнение Д. Мацуева. Весьма технично, но… не тронув струны сердца, исполнили произведения Х. Герзмава, И. Абдразаков.
Но, понимаете, такое исполнение уместно, например, в Венском оперном зале, а не на Мамаевом кургане, где солдаты превратились в землю, проросли корнями. Здесь нужна иная тональность, иные телодвижения, даже иная одежда. Это касается исполнения И. Пеговой: «…Нас (солдат) ждет огонь смертельный…» (в тексте), но состояние артиста С. Безрукова не воспринимается адекватно («…Еще немного, еще чуть-чуть…»). Да, правильно, как на пластинке… Вспоминается исполнение этого произведения М. Ножкиным на праздновании 25-летия разгрома немцев под Сталинградом, когда слушаешь – и сердце подкатывает к горлу, когда текст превращается в живую картину.
А вот в исполнении Д. Билана звучит «Темная ночь». Полушепот, воркующие интонации, «шаловливые ручонки» – того и гляди нырнет под одеяло… А солдатик – в холодной землянке, которую, может быть, некогда и нечем было топить, и ел что-то три дня назад…
Художественное чтение: С. Гармаш, М. Пореченков, К. Хабенский. Сложилось такое ощущение, что они никогда не читали стихов, а именно не уловлена авторская ритмика, не расставлены логические и драматические акценты. Особенно неприятное ощущение от крупного плана Гармаша – равнодушное лицо. Ему все равно, Мамаев курган ли, погибшие солдаты, пьяный Ефремов…
Вызывает негодование поведение Д. Златопольской. Песня «Нам нужна одна победа». Златопольская поведала, что свое авторство Шнитке снял, передав его Б. Окуджаве. А вот кто Б. Окуджава: «…Учился я плохо. Курить начал, пить, девки появились. Московский двор, матери нет, одна бабушка в отчаянии. Я стал дома деньги поворовывать на папиросы. Связался с темными ребятами. Как я помню, у меня образцом молодого человека был московско-арбатский жулик, блатной. Сапоги в гармошку, тельняшка, пиджачок, фуражечка, челочка и фикса золотая» (Из беседы с Юрием Ростом. «Общая газета» №17 (299), 1999).
После выступления К. Хабенского Златопольская сообщила: «Поздравляем его с присуждением ему премии».
На священной сталинградской земле делать соответствующие уточнения, стоя на святых костях павших солдат, говорить о премии – по-моему, совершенно неуместно.
Далее. А. Пахмутова «из вашего любимого Волгограда. Упомянем и Н. Добронравова, которому недавно отмечали 90 лет со дня рождения». Заметим, что речь шла о Сталинграде, о Мамаевом кургане, о 75-летии Победы. При чем тут эта вставка? И заметим, что в те далекие времена был Сталинград, а не Волгоград. Вообще с названиями вышла неразбериха.
Вызывает недоумение отношение к концерту на Мамаевом кургане как к «Синей птице». По поведению Д. Златопольской чувствуется, что она в данной ситуации – главный распорядитель и что «Синяя птица», заметим, для участников – это своего рода «проба пера» – то же самое, что выступление на усыпальнице.
***
При озвученном сценарии и соответствующем исполнении ехать на Мамаев курган надобности не было. Не было еще и потому, что о Сталинградской битве – Мамаев курган – неотъемлемая часть – ни слова не было. В Сталинграде (на тот момент разрешалось его так называть) есть немало прекрасных исполнителей: чтецов, певцов, танцоров, но увы! Они представленным «мэтрам» – не товарищи. Скромно напомним о широко известных поэтах: М. Агашина, В. Леднев, М. Луконин, Г. Сухов и другие.
***
Как-то неуютно на душе от этого концерта. Святая Земля требует поклонения, а не плясок. Справедливы слова Виктора Бокова:
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется война.
Вот уважительного достоинства и не получилось от концерта.