Наполеон I и др.

Конституционный плебисцит, февраль 1800 г.
За – 99,94%
Явка – 46,3%
 
Конституционный плебисцит, май 1802 г.
За  – 99,76%
Явка – 49,5%
 
Плебисцит об установлении Империи и провозглашении Бонапарта императором Наполеоном I.
За  – 99,93%
Явка – 47,2%
3 апреля 1814 г., следуя «рекомендациям» Александра I, назначенный самим же Бонапартом Сенат обвинил его в многочисленных нарушениях конституции и низложил, а Империю ликвидировал.  
Славную традицию плебисцитарной диктатуры треть века спустя продолжил племянник первого Бонапарта – Луи Бонапарт.
Сперва у него все получалось очень демократично. Вернувшись во время буржуазной революции 1848 года из изгнания, Луи быстро завоевал народные симпатии и был избран первым президентом Французской республики.
 
Выборы президента, декабрь 1848.
Луи Бонапарт – 74,3%
Явка – 75,6%
 
Триумф! Только было досадно, что президентские полномочия вместе с присвоенным этому статусу денежным содержанием были ограничены одним четырехлетним сроком. Поэтому Луи немедленно вступил в конфликт с Национальным собранием. «Все плохие законы, – говорил он, обращаясь к народу, – были проведены Национальным собранием, и все предложенные мной хорошие законы оно или отклоняло или портило своими поправками. Оно противодействовало всем моим попыткам улучшить ваше положение и создавало препятствия моим мероприятиям там, где никаких препятствий не было».
На его счастье, реакционное буржуазное большинство парламента опрометчиво отменило всеобщее избирательное право, введя имущественный ценз, лишивший права голоса треть французов.  
Бонапарту оставалось только выбрать удобный момент для государственного переворота. Такой момент наступил 2 декабря 1851 года – Национальное собрание было разогнано, всеобщее избирательное право восстановлено, а президентский срок увеличен до 10 лет.
На литографии 1851 года Луи Наполеон Бонапарт – пока еще президент Французской Республики, только что разогнавший Национальное собрание и совершивший государственный переворот. Его окружают верные сподвижники-силовики – жандарм и армеец. За спиной – довольный народ. Указующий перст направлен в урну. На урне надпись: «свободное голосование». Обратите внимание на умильные физиономии голосующих рабочего и буржуа.
И начался парад плебисцитов.
Плебисцит об утверждении итогов госпереворота, декабрь 1851.
За  – 92,0%
Явка – 81,3%
 
Как писал впоследствии Салтыков-Щедрин, «Suffrage universel [всеобщее избирательное право] существовал и во времена бандита, и неизменно отвечал «да», когда последний этого желал». Пожелал стать императором – и стал!
Плебисцит об установлении империи и провозглашении Луи Бонапарта императором, ноябрь 1852.
За  – 96,9%
Явка – 79,7%
По аналогичному сценарию проходили и парламентские выборы. Причем сам парламент имел те же права, что и народ, – отвечать либо «да», либо «нет» на законопроекты императора. И это всё.
Выборы в Законодательный корпус, февраль-март 1852.
Бонапартисты:
Голоса – 86,5%
Мандаты – 96,9%
Явка   – 63,3%
Выборы в Законодательный корпус, февраль-март 1857.
Бонапартисты:
Голоса  – 89,1%
Мандаты  – 97,5%
 – 64,5%
Выборы в Законодательный корпус, июнь 1863.
Бонапартисты:
Голоса  – 74,2%
Мандаты  – 88,7%
Явка – 72,9%
Выборы в Законодательный корпус, май 1869.
Бонапартисты:
Голоса  – 58,7%
Мандаты  – 74,9%
Явка – 78,1%
Народное послушание снижалось от выборов к выборам. Оппозиция наглела и требовала ответственности министров перед парламентом. Бонапарт вынужден был сделать вид, что готов к «демократическим реформам».
Плебисцит о конституционных поправках (в частности, о «расширении прав» парламента при полном сохранении прав императора), май 1870.
За  – 81,4%
Явка  – 80,8%
Два месяца спустя после этого последнего плебисцита Наполеон III затеял войну с Пруссией, позорно проиграл ее, попал в плен и был низложен под давлением народного восстания 4 сентября тем самым Законодательным корпусом, в котором у него было большинство в три четверти голосов, и Сенатом, все 100 членов которого были назначены им самолично.
Выборы в новое Национальное собрание в феврале 1871 года принесли бонапартистам 3,1% голосов…
В ХХ веке практика укрепления диктатур посредством всенародных голосований продолжилась.
 
Германия, 1934 год. Референдум о совмещении Гитлером функций рейхспрезидента и рейхсканцлера.
За  – 89,9%
Против  – 10,1%
Явка – 95,7%
А вот еще более свежие исторические прецеденты.
Чили. Четыре года спустя после государственного переворота Пиночет решился просить о народной поддержке. И, о чудо, получил ее, хотя не такую гомерическую, как и Гитлера.
Референдум 4 января 1978 года с формулировкой: «С учетом международной агрессии против правительства нашей страны, я поддерживаю президента Пиночета в его защите достоинства Чили, и я еще раз подтверждаю легитимность правительства Республики и его суверенного главы».
За  – 78,6%
Против – 21,4%
Явка – обязательна (около 100%)
Далее, 1980 году, состоялся референдум о принятии новой конституции со сроком ее вступления в силу через 8 лет и пролонгацией на те же 8 лет диктаторских полномочий Пиночета и военной хунты.
За  – 65,7%
Против – 30,2%
Явка  – обязательна
Через обещанные 8 лет Пиночет потребовал продления своих полномочий еще на 8 лет. И тут случился облом.
За  – 44%
Против – 56%
Явка – обязательна
В новейшие времена практики плебисцитарной диктатуры сохранились, за исключением стран Третьего мира, только на постсоветском пространстве. Впрочем, о чем это я?  Ведь РФ – это и есть самый натуральный Третий мир!

Другие материалы номера