Двое из каждых пяти — против

Помните, Якутия 18 марта 2018 года на выборах президента России продемонстрировала самый высокий показатель в стране – за Грудинина и самый низкий – за Путина. Если сравнить с показателями двухгодичной давности, то протестный электорат в нашей республике вырос: с 27,28% до 40,65%.

Практически каждый коммунист республики, а нас более двух тысяч, стал активным агитатором за линию КПРФ. Мы не только распространяли материалы, поступавшие из ЦК КПРФ и Якутского рескома, но и разъясняли, вступали в спор, убеждали граждан на их жизненных условиях, почему надо голосовать против поправок в Конституции.

Коммунисты и комсомольцы Михаил Сидоров, Вячеслав Макаров, Алексей Саморцев, Олег Пустовой, Роза Солнышкина, Семен Никитин, Сергей Атласов, Степан Кожуров, Прокопий Тарабукин, Валерий Сергин, Краснослав Бухолов, Варвара Тордуянова, Николай, Геннадий и Иван Оллоновы, Василий Филиппов и многие-многие другие, кропотливо работая в WhatsApp-группах и социальных сетях, ежедневно наращивали охват населения.

Рост протестного голосования по поправкам в Конституцию РФ прежде всего показал, что якутяне, живущие в богатейшей природными ресурсами республике, влачат все более жалкое существование, особенно в сельской местности. Везде царят безработица, безденежье, резко упала покупательская способность населения, в некоторых наслегах закрыты школы, фельдшерско-акушерские пункты, аптеки… Даже официально в республике насчитывается 25% бедных. Люди на деле прочувствовали, что власть не заботится о них даже во время пандемии коронавируса. Они много писали о своих животрепещущих проблемах, но никто из высокопоставленных чиновников и не собирался решать их.

Свое несогласие с политикой Путина проявили жители крупных сельскохозяйственных и промышленных районов: Мегино-Кангаласского (за поправки проголосовали 50,13% избирателей, против – 49,26%), Нюрбинского (55,31% и 44,06% соответственно), Алданского (56,83% и 41,68%), Намского (55,86% и 43,61%), Томпонского (53,28% и 45,68%), Сунтарского (59,37% и 40,07%), Нерюнгринского (57,63% и 41,41%), Оймяконского (54,98% и 44,16%), Чурапчинского (56,86% и 42,65%) и других.

Удивляет, однако, что на Крайнем Севере, где абсолютное большинство северян живет впроголодь, в аварийных домах, с печным отоплением, покорно проголосовало за «поправки». Это жители Нижколымского района (за – 82,7%, против – 16,68%), Оленекского (за – 73,08%, против – 26,30%) и другие.

14 сельскохозяйственных районов проголосовали от 30% до 39% против поправок, восемь районов показали результат от 40% до 49%.

На Севере нынче ненцы значительно активизировались. Весной вся страна наблюдала за тем, как они горячо митинговали, устраивали пикеты против объединения их Ненецкого автономного округа с Архангельской областью. Федеральный центр, боясь массового протеста населения перед голосованием за поправки в Конституцию РФ, сентябрьский референдум отложил, хотя от самой идеи объединения не отказался.

Якутяне опасаются, что их в скором времени ожидает та же участь, что и сородичей по Крайнему Северу. Согласно новым поправкам в Конституцию РФ, может произойти такой передел: например, алмазный город Мирный могут преобразовать в федеральную территорию Мирный, или угольный Нерюнгри – в федеральную территорию Нерюнгри, Золотой Алдан – в федеральную территорию Алдан и т.д. Тогда мы, северяне, как своих ушей не будем видеть никакой пользы от богатств наших недр: от алмазов, угля, золота, нефти, газа… Хотя уже после ликвидации Советской власти все льготы и так аннулировали. Теперь доходы от природных богатств страны прямым ходом идут в карманы олигархов и зарубежных хищников.

Многие, объявив бойкот, впервые сознательно не пошли на избирательные участки, не желая участвовать в незаконном голосовании. И это позволило бесчестным организаторам существенно «подрисовать» нужные цифры. С учетом этого можно предположить, что большинство жителей нашей северной республики голосовало против путинских поправок в Конституцию РФ.

В ходе избирательной кампании чувствовалось, что власть боится народа. 1 июля в 02.00 часа город Якутск лидировал по числу протестных голосов в республике и опережал тех, кто выступил за поправки в Конституцию. А утром цифры резко поменялись: за – 51,01 %, против – 47,85. Согласно протоколу УИК № 744 города Якутска, вечером «за» проголосовали 551 человек, а на утро следующего дня на сайте, а именно в сводной таблице ЦИК РС(Я), появилась совершенно другая цифра: «за» – 1451 – разница в 900 голосов. Как это понимать? Поработали ночные волшебники. Член УИКа, которая базировалась в школе №17 города Якутска, Августа Марфусалова утром заявила первому секретарю рескома КПРФ Виктору Губареву: «Сегодня утром, 2 июля, у меня обратно потребовали протокол, подписанный всеми необходимыми лицами 1 июля. Но я не стала его относить и сдаю секретарю рескома».

В заключение хочется сказать, что коммунисты Якутии под руководством своего лидера Виктора Губарева, как всегда, сработали мощно и эффективно. Участвовал на видеособраниях и конференциях член бюро Якутского рескома КПРФ Артур Алексеев, в WhatsApp-группах трудились секретари рескома КПРФ Вячеслав Куличкин, Ирина Ушакова, Петр Аммосов, показывая всем личный пример. Якутяне с большим интересом знакомились с предлагаемыми публикациями в «Советской России» – Геннадия Зюганова, Рустема Вахитова, Дмитрия Новикова, Николая Арефьева, Валентина Катасонова, Валерия Рашкина и многих других. За что мы искренне благодарны.   

…Несколько лет назад Айсен Николаев в первом же своем интервью в качестве врио главы республики (медиахолдинг «РосБизнесКонсалтинг») безапелляционно заявил, что «время успехов оппозиции в республике прошло» (имелось в виду голосование на выборах президента в пользу Павла Грудинина). Но коммунисты Якутии вопреки всему удвоили численность депутатов в Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС(Я). А сейчас значительно увеличили отряды протестующих против антинародной власти.

Голосование закончилось. Но борьба разворачивается.

г. Якутск

Другие материалы номера