– Я больше всего в жизни боюсь лживых умников и радикалов-разрушителей. Надо всегда объективно оценивать происходящее. Ну прежде всего, закон был принят Госдумой большинством «Единой России», Советом Федерации и подписан президентом. По сути, уже тогда Основной закон обрел права. Что касается голосования, то его надо оценивать объективно: оно очень неоднородно и характеризует реальную картину, которая существует в обществе. Если брать общий результат, 78%, конечно, «Единая Россия» может хлопать в ладоши. Но я прекрасно помню, как было с референдумом по сохранению Советского Союза. Ровно 78% проголосовали за его сохранение. Я пришел домой в хорошем настроении, с уверенностью, что теперь всё – страна сохранилась. А через неделю Горбачев, Ельцин, Шеварднадзе, Яковлев собрались, и началась грызня, стали хоронить страну и партию. Я понял, что они предают, в том числе, и выбор народа. Тогда обратился с заявлением, со Словом к народу. Многие не услышали. Одни копались в огороде, другие сдавали экзамены, а третьи отдыхали на пляже. Когда очнулись к концу года, уже не было и страны.
Сегодня надо прямо сказать, что нас обложили со всех сторон – вызовы и угрозы, которые брошены нам, очень опасны. Преодоление их требует, прежде всего, сплоченности общества. Нельзя сегодня говорить о том, что это голосование добавило сплоченности обществу. Какие аргументы? Возьмем столицу. Несмотря на то, что целую неделю проминали, тем не менее, треть не пошли на выборы и треть проголосовали против. В сумме – это больше чем половина избирателей. То же самое в Нижнем Новгороде, в крупнейшем промышленном центре. Аналогичная картина в Свердловске, Челябинске. И очень похожая во многих регионах Сибири и Дальнего Востока. Если посмотреть в целом. А на референдуме надо, чтобы проголосовало больше половины всех избирателей, тогда конституция будет устойчивая. Весь Русский Север от Мурманска, Архангельска до Дальнего Востока, по сути дела, не поддержал в полной мере это решение. Большинство граждан не проголосовали, речь о тех, кто имел право голоса. Если взять Дальний Восток – 42% от общей численности избирателей, Сибирь – 44%, Урал – пополам развалил. Поэтому надо думать, каким образом скреплять все общество.
Надо отдать должное мужеству и честности президента, который 2 июля прямо сказал: «Поздравляю тех, кто проголосовал «за», и благодарю тех, кто проголосовал «против»… В стране немало проблем, которые требуют экстренного решения. Но чтобы их решать, нужно обеспечивать единство общества. Поэтому зря бьют в литавры и ликуют в «Единой России», партия власти, в первую очередь, упустила многие возможности, необходимые для действительного обновления курса. И решения всех проблем, которые назрели в стране.
– Вы не раз говорили о глубоком расколе в российском обществе, скажите: после принятия новой конституции уменьшится или увеличится этот раскол?
– Раскол, прежде всего социальный, достиг страшной глубины. Если посмотреть последние три месяца, то олигархия хапнула 62 миллиарда долларов. Это более 4 триллионов рублей. А граждане практически все обнищали. Бедные стали нищими, средний класс разваливается. А олигархия жиреет и не слышит голос масс. В этой связи голосование никак не повлияет на сплочение общества. Требуются другие социально-экономические меры. Если вы посмотрите на доходы семьи, то они сократились всюду, у каждого человека. Примерно на 40%. Такого не было за последние 20 лет ни разу. Средний доход на человека – 17 тысяч рублей. Это реальная нищета. На этом фоне правительство не отменило повышение коммунальных тарифов, которое принимало еще правительство Медведева. На 4,6 % тарифы выросли с 1 июля. Это больно бьет по карману каждого. Одновременная инфляция, рост цен на многие товары превышают 3–4 %, о которых говорит правительство, особенно связанные с продовольствием. В этой связи раскол в обществе, на мой взгляд, не сокращается, а нарастает. Те меры, которые принимает правительство Мишустина по семьям с детьми, многодетным семьям, нужны крайне, но этого совершенно недостаточно. Поэтому мы не зря говорили, что прожиточный минимум сегодня должен быть 25 тысяч рублей. Что касается реальной зарплаты, то она должна быть существенно выше. А пенсионное обеспечение даже «детей войны» 7–9 тысяч рублей в деревне и 12–14 тысяч в городе – это не просто нищета, это унижение поколения, которое обеспечивало нам Победу и возрождение страны.
Раскол – это одна из главных угроз вместе с технологическим отставанием и тем, что аварийность нарастает практически каждый день. Мы постоянно сталкиваемся с авариями, которые угрожают уже масштабами Чернобыля, как это произошло на Севере. Последствия там будут «заживать» не меньше 20 лет.
На мой взгляд, власть пока не приняла необходимых финансово-экономических мер. Наша программа, принятая на Международном Орловском форуме, наши 12 законов, наши 15 поправок в конституцию, которые мы внесли, – это основа для того, чтобы создавать полноценную Советскую Конституцию. Менять курс и формировать правительство народного доверия и национальных интересов.