России не нужны новые вагоны?

Крупнейший в России производитель вагонов – Уралвагонзавод – на текущий момент не имеет заказчиков на них на следующий год. Долги предприятия уже превышают 100 млрд рублей. 
Крупнейшими заказчиками УВЗ среди грузоотправителей и операторов в разные годы были СУЭК, Федеральная грузовая компания, «дочка» РЖД, Первая грузовая компания. Но ни с одной из этих компаний УВЗ не смог заключить контракты на 2021 и последующие годы. Госкорпорация «РЖД» самые крупные контракты на поставки вагонов в 2020 году заключила с АО «Рослокомотив» и АО «Транспортное машиностроение», следует из информации с сайта госзакупок. Эти контракты рассчитаны на 2020–2025 годы, оставив за бортом крупнейшее предприятие отрасли. Представителям УВЗ приходится просить о покупке хотя бы нескольких вагонов, делятся менеджеры предприятия. 
Об отсутствии у УВЗ на 2021 год контрактов с госкомпаниями на поставку им вагонов свидетельствуют и данные с сайта госзакупок. Так, в 2020 году, согласно порталу госзакупок, Уралвагонзавод заключил 32 контракта на 649 млн рублей. Почти все контракты заключены с исправительными колониями в Свердловской области – на поставки металлических изделий (стоек, обшивки, планок и проч.). Все 32 контракта заканчиваются в 2020 году. 

***

АО «Корпорация «Уралвагонзавод» – многоотраслевой машиностроительный комплекс, выпускает около 100 видов продукции, в частности, военную технику, дорожно-строительные машины. Оно на 97,48% принадлежит государственной корпорации «Ростех». Специализируется на выпуске инновационных вагонов, которые отличаются от обычных более высокой допустимой нагрузкой на ось – 25 т против 23,5 т. Завод выпускает как полувагоны, так и цистерны, платформы, вагоны-хопперы. По данным рейтинга INFOLine Rail Russia TOP, в 2019 году УВЗ произвел 17,9 тыс. вагонов. 
УВЗ также является единственным в России производителем танков, в том числе единственного в мире танка третьего послевоенного поколения Т-14 «Армата». Как указано на сайте УВЗ, это принципиально новая и полностью российская разработка, не имеющая аналогов в мире. По данным сайта УВЗ, на предприятии работает около 30 тыс. человек. Из самой поздней доступной отчетности УВЗ по МСФО (за первое полугодие 2019 г.) следует, что долгосрочные обеспеченные и необеспеченные банковские кредиты завода составляют 88 млрд руб., краткосрочные – 19,4 млрд рублей. 

***

Даже если у Уралвагонзавода не будет ни одного заказа на вагоны на 2021 и последующие годы, предприятие не остановит их производство. Конвейер останавливать нельзя. Цеха, которые производят металл, работают как на танки, так и на железнодорожное производство. Нельзя, остановив производство вагонов, не остановить производство военной промышленности. УВЗ «скорее будет отгонять вагоны в тупики». 
В последние годы УВЗ выживает в основном за счет гособоронзаказа и экспортных поставок. В частности, в ноябре 2019 года минобороны Индии подписало контракт на производство 464 основных боевых танков Т-90С (стоимостью $2,8 млрд) по российской лицензии для сухопутных войск (УВЗ участвует в техническом сопровождении лицензионного производства этих танков и поставляет необходимые комплектующие). В июне 2020 года стало известно, что Москва и Каир подписали контракт на поставку 400–500 танков Т-90МС для египетской армии. 

Другие материалы номера