Экранизация русской литературы всегда была важнейшей задачей советского кинематографа. Кинокартины Якова Протазанова, Владимира Гардина, Александра Ивановского кинорежиссер Владимир Михайлович Петров продолжил на новом, более близком к современности уровне, обозначив его фильмом «Гроза» по А.Н. Островскому, который вышел в 1934 году, с успехом прошел в кинотеатрах СССР и получил кубок на 2-м Венецианском кинофестивале, чье жюри особо отметило сильный и органичный актерский ансамбль. И действительно: Варвара Массалитинова (Кабаниха), Иван Чувилев (Тихон), Алла Тарасова (Катерина), Ирина Зарубина (сестра Тихона), Михаил Тарханов (купец Дикой), Михаил Царев (племянник Дикого), Михаил Жаров (Кудряш, приказчик Дикого), Екатерина Корчагина-Александровская (Феклуша). Что ни артист – то яркий талант, что ни роль – то шедевр.
Назначая на роли актеров, кого более, кого менее, но достаточно известных, некоторых еще со времен немого кино, да в пьесе, разобранной Н.А. Добролюбовым в статье «Луч света в темном царстве», ставшей классикой философской и социальной публицистики с обобщающим выводом: «русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело», В.М. Петров создал кинопроизведение, учитывающее всю предысторию, но изображающее нравы купеческой среды города Калинова на Волге столь выразительно, что нынешние попытки – а таковые были и не раз – перенести действие в современные условия и переодев персонажей в современные одежды, кажутся до убогости поверхностными, мелкими в сравнении с игрой тех актеров и той постановочной культурой. К тому же Петров прошел и сам неплохую актерскую школу, играя и в любительских спектаклях, и пробуя силы в труппе Гордона Крэга (Англия), и обучаясь – наряду с юридическим факультетом Петербургского университета – в училище Александринского театра у Юрия Михайловича Юрьева.
Родился Владимир Петров 22 (10) июля 1896 года в Петербурге в семье книгоиздателя. Принимал участие в Первой мировой войне, окончив Одесскую школу прапорщиков, но потом решительно перешел на сторону большевиков. С 1920 года по 1925 год он начал помогать многим видным режиссерам Севзапкино (Ленфильм), а затем поставил ряд детских картин, которые до нас, к сожалению, не дошли. Следующим после «Грозы» станет фильм «Петр Первый» (1937–1939) в двух частях. Хотя и тут весь актерский ансамбль будет слаженным и органичным, но не выделить Николая Симонова в заглавной роли просто нельзя. Мемуаристы свидетельствуют, что Алексей Николаевич Толстой, посмотрев Симонова на пробах, воскликнул: «Вот это Петр! Не правда ли? Ну, конечно, он. Утверждаю!»
[img=-18344]
Николаю Константиновичу Симонову удалось передать размах личности Петра как государственного деятеля, не отрываясь от бытового правдоподобия, что обеспечило успех фильма прежде всего и под твердой руководящей рукой режиссера повело за собой весь творческий коллектив. Под стать Петру и собираемое им окружение. Начавший с торговли на рынке пирожками, Александр Меншиков дорастает до верного помощника Петра, нутром чувствующего необходимость реформирования боярской России, чтобы быть истинной и сильной державой, становится умелым, говоря по-современному, управленцем, не забывающим, однако, и сугубо личной выгоды, что делает этот образ тоже правдивым и убедительным. Ну, и Алла Тарасова в роли Екатерины мало-помалу обнаруживает в своей героине черты, сделавшие ее впоследствии государыней российской.
С позиций классовых и от этого еще более достоверным в социальном плане показан в фильме противостоящий Петру Первому лагерь. В «Записках актера» Николай Константинович Черкасов отмечал: «Создавая образ царевича Алексея, я стремился, чтобы он предстал перед зрителями не только в своем ничтожестве и бессилии, но и как человек, не лишенный характера, активных волевых черт, стараясь представить его не только как слепое орудие, но и как сознательную силу в руках реакционных деятелей петровского времени». И такое понимание и толкование этого персонажа идет опять же от таланта Владимира Петрова работать с актерами так, чтобы они полностью раскрывали свои способности, отыскивая в создаваемом образе и характерные особенности, и общие социально-исторические корни, делая это естественно, без нажима, когда режиссера вроде и совсем не видно. Недаром председатель Госкино Алексей Владимирович Романов, журналист по профессии, позже и редактор газеты «Советская культура», писал, что актеры с Владимиром Петровым работать очень любили. Да и то, что каждой части «Петра Первого» была присуждена Сталинская премия первой степени, говорит о политическом и художественном значении картины.
В 1941 году режиссер ставит короткометражный фильм «Чапаев с нами», где Василий Иванович (Борис Бабочкин) не погибает, а, переплыв Урал, возвращается в боевой строй и призывает идущих на Великую Отечественную войну бить фашистов до Победы. Этот фильм я видел много раз, поскольку его часто показывали в мои дошкольные годы в кинотеатре МЮД (Международный юношеский день) и других кинотеатрах родного города Свердловска, нередко с другими патриотическими фильмами того же Петрова. Например, «Неуловимый Ян» (1942), снятый с режиссером Исидором Анненским на Грузинской киностудии, рассказывал, как бывший студент Ян Смудек (Евгений Самойлов) разъезжает по Чехии с радиоустановкой и ведет антифашистские передачи. А в 1943 году на экраны страны выходит фильм «Кутузов» с Алексеем Диким в заглавной роли, удостоенный Сталинской премии первой степени. Здесь снова проявилось умение режиссера настолько точно выбирать актеров, что представить кого-то другого в данной роли, как и в случае с Петром Первым, было просто невозможно: например, Барклай де Толли – Николай Охлопков, Багратион – Серго Закариадзе, атаман Платов – Сергей Блинников, Денис Давыдов – Борис Чирков. Как и в шутке А.П. Чехова «Юбилей»: Виктор Станицын (председатель банка), Ольга Андровская (его жена), Василий Топорков (бухгалтер Хирин), Анастасия Зуева (Мерчуткина), Сергей Ценин (генерал), Сергей Блинников (швейцар), Владимир Грибков (член правления). То же самое нужно сказать о фильме «Без вины виноватые» (1945, Сталинская премия второй степени), в котором Кручинину играет Алла Тарасова, Григория Мурова – Борис Ливанов, Григория Незнамова – Владимир Дружников. Лишь через шестьдесят с лишком лет режиссер Глеб Панфилов рискнет снять эту пьесу А.Н. Островского после Петрова, но связь с текущей действительностью у него будет уже не классически отдаленной, а конкретной и наглядной.
Четвертую Сталинскую премию (первой степени) Владимир Михайлович Петров получит за широкомасштабную картину в 2-х частях «Сталинградская битва» (1948–1949). Образ Иосифа Виссарионовича с глубоким проникновением в суть времени и пониманием роли Вождя и Верховного главнокомандующего создаст Алексей Дикий, взяв некоторые черты из работы над образом Кутузова – всестороннюю взвешенность в принятии решений, сдержанность и ровность в отношениях с подчиненными, нелюбовь к политической выспренности. Это творчески воспринимают исполнители сталинской воли – Молотов (Максим Штраух), Жданов (Юрий Толубеев), Рокоссовский (Борис Ливанов) и другие, да и руководители тогдашних наших союзников – Рузвельт (Николай Черкасов) и Черчилль (Виктор Станицын). Они также видят и признают значение Сталина для своей страны и всего мира. И еще чем ценен этот фильм – заостренным взглядом в будущее, тревогой за то, что это союзничество может порушиться, ибо снимался он в годы холодной войны, и авторы вновь подчеркивали миролюбивость Советского Союза, его борьбу за мир, напоминали о шагах в этой борьбе конкретных, отвечающих основополагающим ценностям советской политики.
[img=-18330]
И словно бы в продолжение этой политики, но уже на популярнейшую тогда футбольную тему (после победного турне московского Динамо по Англии и победы там с общим счетом 19:9) режиссер ставит «Спортивную честь» (1951), где свойства советского футбола с его коллективизмом, патриотизмом, дружелюбием, уважением к противнику противопоставлены нравам буржуазного спорта с его безудержной жаждой наживы, что особенно ярко показал в роли циничного босса команды Sporty Владимир Владиславский. Теперь вот нравы те пришли и в нашу страну после ельцинского государственного переворота, а с ними и неизбежные поражения на международной арене, хоть игроки зарабатывают предостаточно и наградами-званиями обласканы – зачем перенапрягаться, когда и у тренеров, и у игроков жизнь и без того распрекрасная? Но не забудем же, как много у нас простых тренеров-трудяг, работающих с рядовыми командами. Поставляя талантливых ребят в высшие лиги, они часто остаются забытыми даже, бывает, и самими учениками своими.
У Владимира Михайловича Петрова было очень важное для режиссера качество – умение видеть большой талант и дать этому таланту развиться, поднимаясь на новые и новые творческие вершины. Скажем, студент философского факультета Ленинградского университета Игорь Горбачев интересно играл в студенческой самодеятельности роль Хлестакова в гоголевском «Ревизоре», и режиссер – вопреки сомнениям многих коллег – приглашает его на ту же роль в своем фильме, вышедшем в 1952 году. Успех актера в окружении таких мастеров, как Алексей Грибов (Осип), Юрий Толубеев (Городничий), Сергей Блинников (судья Ляпкин-Тяпкин), Михаил Яншин (попечитель богоугодных заведений Земляника), Эраст Гарин (почтмейстер Шпекин), Павел Павленко (смотритель училищ Хлопов), был заслуженным и бесспорным, а главный режиссер академического Театра драмы имени А.С. Пушкина Леонид Сергеевич Вивьен взял его в прославленную труппу, с которой Игорь Олегович станет ее художественным руководителем, народным артистом СССР, вступит в партию, получит звание Героя Социалистического Труда, уйдя в 1991 году из театра по причинам творческо-политическим.
Другой пример чуткого отношения к актерскому творчеству – приглашение комического артиста Сергея Филиппова на драматическую роль флорентийского монаха в фильме Киевской киностудии по сценарию Александра Корнейчука «300 лет тому…» (1956), показывающего борьбу украинского крестьянства и казачества во главе с Богданом Хмельницким (Виктор Добровольский) против польского нашествия, за воссоединение Украины с Россией. «Я давно мечтал о серьезной роли, – говорил мне Сергей Николаевич Филиппов, которого я хорошо знал, готовил его статью «Смешно и не смешно» в «Известия», – и вот Владимир Михайлович Петров, он же наш, ленинградец, позвал меня на ту роль, будто в душу мою заглянул. Не вечно же мне играть в кино милиционеров да веселых пенсионеров. А от жанра комедии я все равно не уйду, а роль драматичная только поможет в актерском совершенствовании». Можно также вспомнить Юрия Пузырева, особенно прославившегося после роли подпоручика Ромашова в «Поединке» (1957) по повести А.И. Куприна, или мосфильмовский «Русский лес» с Борисом Ливановым – Вихровым и Николаем Гриценко – Грацианским, где композитор Георгий Свиридов впервые обратился по просьбе Петрова к киномузыке
Воплощая на экране русскую и советскую классику, Владимир Михайлович Петров и сам стал классиком советского кинематографа. Николай Константинович Черкасов верно и емко сказал, что он умел «решать крупные, значительные задачи» и «преодолевать всевозможные трудности во имя достижения высокого качества». Скончался В.М. Петров 7 января 1966 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. А завершая очерк, я хотел бы пожелать интернет-каналу «Красная линия» расширить круг советских кинокартин, предлагаемых зрителям. И не просто расширить, но и соединить с актуальными рассказами о киностудиях, о сценаристах, режиссерах операторах, актерах, художниках, композиторах, работавших и работающих в отечественном кинематографе, об их судьбах при советской власти и сейчас. Это заметно повысило бы идеологическое влияние КПРФ на общую обстановку в России, привлекло бы на нашу сторону новые, свежие, молодые силы, способствовало бы еще более наступательному воздействию идей социализма.