Возобновление интереса России к Афганистану проявляется в нескольких формах. Очевидную озабоченность вызывает возможность распространения нестабильности на постсоветские государства Центральной Азии и на саму Россию. Как и в Сирии, Кремль стремится предотвратить создание благоприятной среды для ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ. – Прим. ред.) и исламского экстремизма. Вопрос безопасности границ Афганистана стал первостепенным для России и из-за вероятности резкого роста масштабов незаконного оборота наркотиков и кризиса, связанного с наплывом беженцев.
Кроме того, богатые природные ресурсы Афганистана всегда были привлекательными. Хотя Россия, несомненно, желает эксплуатировать эти ресурсы, она также хочет предотвратить превращение Афганистана в ресурсный центр, который может уменьшить потоки доходов российских энергетических компаний. Увеличение влияния на Афганистан также дало бы Кремлю значительные геополитические рычаги в регионе между Китаем, Индийским субконтинентом и Ближним Востоком.
Для достижения своих целей Кремль стремится к расширению взаимодействия с талибами. Их отношениями движет прагматизм, и они стремятся отбросить свою былую враждебность. История многих боевиков «Талибана» началась в бандах моджахедов, которые вытеснили советские войска из Афганистана 30 лет назад. Кроме того, в 1990-х годах «Талибан» поддерживал формирования чеченских сепаратистов в России и в знак солидарности с ними объявил России джихад. В 2003 году Россия официально объявила талибов террористической организацией.
Однако по мере обострения напряженности в отношениях между США и Россией после начала украинского кризиса 2014 года и гражданской войны в Сирии Кремль значительно расширил свой диалог с талибами. С 2018 года представители «Талибана» приезжают в Москву для ведения переговоров в рамках подготовки к выходу США из Афганистана. По мере того как разворачивался хаос, оставшийся позади, российское посольство в Кабуле продолжало работать, получив от талибов прямые заверения в том, что нападать на него они не будут. Хотя Москва официально не признала «Талибан» легитимной руководящей властью Афганистана, благодаря ее осторожному подходу возможность этого сохраняется.
Представители руководства движения «Талибан», опасаясь международной изоляции, пообещали взаимодействовать не только с Россией, но и с рядом других региональных держав, граничащих с Афганистаном. Китай, Иран и Пакистан имеют в Афганистане свои собственные пересекающиеся стратегические интересы, и хотя Россия публично заявила о своем намерении сотрудничать с ними, она будет бороться за влияние в этой стране. Например, попытки Пекина создать прямой сухопутный маршрут на богатый ресурсами Ближний Восток через Афганистан в Иран значительно подорвали бы позиции России как главного поставщика нефти и природного газа в Китай.
Поскольку Россия не граничит с Афганистаном, главным в ее стратегии будет использование своего влияния в постсоветских государствах Центральной Азии. В Таджикистане, который соседствует с Афганистаном, после распада Советского Союза на российской 201-й военной базе осталось около 6500 российских военнослужащих. Военное присутствие России, которое должно продолжаться по крайней мере до 2042 года, обеспечило стабильность в Таджикистане после окончания гражданской войны в 1997 году и помогло проецировать российскую военную мощь вглубь Центральной Азии.
После вывода американских войск из Афганистана в этом месяце российские, таджикские и узбекские войска провели военные учения на таджикско-афганской границе в качестве демонстрации силы. Таджикистан наряду с Киргизией и Казахстаном (а также Арменией и Белоруссией) входит в состав возглавляемого Россией военного альянса Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Демонстрация силы была призвана доказать намерение России сыграть ключевую роль в подавлении любых угроз безопасности, исходящих из Афганистана.
Россия заявила, что не будет вводить войска в Афганистан – на ее позицию повлиял ее предыдущий катастрофический опыт в этой стране. Но то же самое она заявляла и об Украине. Вместо этого частные военные компании, боевики и спецназ помогали поддерживать там конфликт. Поэтому, хотя вторжение, подобное вторжению СССР, исключено, дестабилизация Россией ситуации на Украине и стабилизация режима сирийского президента Башара Асада свидетельствуют о растущей способности России манипулировать конфликтом.
Несмотря на стремительное поражение подготовленных Соединенными Штатами афганских сил, в некоторых частях страны наблюдаются очаги сопротивления талибам, особенно на севере, где преобладает таджикское население. Любые попытки России защитить этнических таджиков или российских граждан в этом регионе будут основываться на аналогичных оправданиях, использованных в войне 2008 года между Россией и Грузией, но на этот раз она будет действовать при потенциальной поддержке многонациональных сил. Военно-морское господство России в Каспийском море и ее способность нанести удар по Афганистану из акватории этого моря также увеличивают ее военное преимущество в стране, не имеющей выхода к морю. Нестабильность ситуации в Афганистане также может повлиять на решение Узбекистана вновь войти в состав ОДКБ после его выхода из альянса в 2012 году.
Военная мощь и связь России с Афганистаном через Центральную Азию означают, что, несмотря на расстояние в сотни километров, она будет играть важную роль в будущих делах Афганистана. Но реализация амбициозных планов Кремля в отношении Афганистана будет осложнена из-за экономической мощи Китая, культурного влияния Ирана и Пакистана, а также присутствия укрепивших свои позиции талибов.
И если стратегия России в отношении Афганистана потерпит неудачу, ее соперники в регионе, естественно, будут рассчитывать на Центральную Азию – на этот раз в отсутствие отвлекающего фактора в виде их общего противника, США.