Был соткан из героизма

Сигнал из Воронежа

Ноябрь 1941 года. Гитлеровские войска, оккупировавшие Харьков, ведут осмотр зданий города в поисках взрывных устройств, оставленных советскими диверсантами. В доме 17 по улице Дзержинского, в подвале бывшего партийного особняка, где до войны проживал сам Никита Хрущев, немецкие саперы обнаруживают мощную тщательно замаскированную мину и успешно ее разминируют. Престижный дом готов для использования немецким командованием. Но в 3.30 ночи 14 ноября 1941 года разминированное здание взлетает на воздух со всеми, кто в нем в тот момент находился. От особняка остается только огромная воронка.

Настоящая бомба находилась ниже, чем обнаруженная оккупантами «блесна», и была приведена в действие радиосигналом из Воронежа. Организатором диверсии был полковник Старинов – человек, который вошел в историю как «дедушка советского спецназа».

По сравнению с реальной биографией этого человека приключения Джеймса Бонда кажутся слащавыми женскими романами.

Он как минимум трижды представлялся к званию Героя Советского Союза и еще дважды – к званию Героя России, но так и не был награжден. Человек, которого лучшие офицеры элитных отечественных спецподразделений почтительно величали Дедом, так и не получил генеральских погон. С другой стороны, он за свою жизнь много раз счастливо избегал расстрела, которым ему грозили и свои, и чужие…

Побег красноармейца

Всё началось на Орловщине, в селе Войново, где 2 августа 1900 года в семье Григория Старинова родился мальчик, которого назвали Ильей.

Отец Ильи работал путевым обходчиком. Однажды ночью Григорий Старинов обнаружил лопнувший рельс и, не надеясь, что машинист заметит выставленный им красный сигнал, положил на рельсы петарды, которые и задержали состав. Эти взрывы поразили воображение Ильи, надолго врезавшись в его память. Возможно, это детское впечатление повлияло и на выбор дела всей жизни.

Семья Стариновых жила бедно, восемь человек ютились в будке путевого обходчика. Именно про таких говорили: «Им нечего терять, кроме собственных цепей». Для Ильи Старинова Октябрьская революция была благом, и неудивительно, что вскоре он оказался в рядах Красной армии.

Ему сказочно везло – после тяжелого ранения в ногу стоял вопрос об ампутации, но нашелся врач, сохранивший Илье возможность нормально ходить.

После одного из боев Старинов с товарищами оказался в плену у белых. Во время конвоирования появились казаки, загоревшиеся идеей вырезать пленным на спинах звезды, но расправу предотвратил конвой. Их отвели в село, где решать судьбу каждого должен был… священник. Самым «благонадежным» светила служба уже в Белой армии или работа на шахтах, остальных, прежде всего тех, у кого не было крестиков на шее, ждал расстрел. У Ильи крестика не было, но в тот вечер священник почему-то не пришёл. А ночью пленные разоружили охрану и сбежали…

Минных дел мастер

В Гражданскую боец Красной армии Илья Старинов дошел до Керчи, а в 1921 году он как перспективный военный был направлен на учебу в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников, по окончании которой в сентябре 1922 года был назначен на должность начальника подрывной команды 4-го Коростенского Краснознаменного железнодорожного полка, дислоцированного в Киеве.

Старинов увлечен минно-взрывным делом, глубоко в него погружается, ищет новые способы как для диверсий, так и для их предотвращения.

Еще в годы Гражданской войны он обратил внимание на то, что «адские машины» для подрыва железных дорог являются слишком громоздкими и неэффективными. В 1920-х года Старинов разрабатывает собственную портативную мину, которая получит известность как «поездная мина Старинова».

Именно взрывные устройства подобного типа станут самым эффективным оружием партизан. За эту разработку Илья Старинов получил звание кандидата технических наук.

Тогда же, в 1920-х, Старинов придумал и способ противодействия диверсантам, планирующим подрывы железнодорожных мостов. На неохраняемых объектах устанавливались мины-ловушки, взрывавшиеся при несанкционированном входе на сооружения. Одной ловушки было достаточно, чтобы оглушить человека, но не убить его. Мины оказались чрезвычайно эффективными – количество диверсий снизилось, а несколько контуженных злоумышленников были задержаны.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов Илья Старинов занимается созданием минно-взрывных заграждений на западной границе Советского Союза, а также работает над совершенствованием диверсионной техники.

Работа товарища Родольфо

Оборонная концепция СССР того периода предполагает широкое использование методов партизанской войны на оккупированных врагом территориях. В обстановке секретности закладываются схроны оружия и боеприпасов, готовятся специалисты, формируются группы, которые должны стать костяком будущих партизанских отрядов. Старинов выступает в качестве инструктора по диверсионной подготовке.

В 1936 году Старинов направляется в командировку в Испанию, где ему предстоит проверить собственные теории на практике.

Под псевдонимом Родольфо он становится советником диверсионной группы в армии республиканцев. Очень скоро на солдат и офицеров армии Франко имя Родольфо начинает наводить ужас. За время испанской командировки, продолжавшейся около года, им были спланированы и осуществлены около 200 диверсий, стоивших противнику тысяч жизней солдат и офицеров.

В феврале 1937 года в нескольких километрах от крупного железнодорожного узла Кордова группа Родольфо взяла в плен двух молодых солдат франкистской армии. Пленные согласились помочь и вывели группу к участку железной дороги у поворота, где путь проходил по обрыву. Под наружный рельс полотна диверсанты установили две мины и, заложив все имевшиеся запасы взрывчатки, дождались появления поезда. Поезд вез штаб итальянской авиадивизии, посланной Муссолини на помощь армии Франко. Итальянские асы в полном составе отправились к праотцам.

Спустя некоторое время таким же образом был уничтожен эшелон с отборной марокканской конницей, гордостью армии Франко.

Троянский мул

Сказать, что враги ненавидели Родольфо – это не сказать ничего. Лучшие специалисты-подрывники противника разбирались во взрывных устройствах Старинова, пытаясь понять приемы Родольфо и найти противоядие. Вот только советский диверсант всегда уходил на шаг вперед.

Ученики Родольфо работали невероятно оперативно. Им хватало одной-двух минут до появления поезда, чтобы заминировать пути, буквально только что проверенные патрулем противника.

Старинов действовал виртуозно. Однажды мину изготовили из обычной шины, не привлекающей внимания охраны. Паровоз, тянущий состав с боеприпасами, зацепил шину и втащил ее в туннель. Раздался мощный взрыв. Боеприпасы рвались несколько часов подряд. Важнейшая транспортная артерия франкистов была выведена из строя на несколько дней.

В другой раз перед диверсантами была поставлена задача взорвать стену монастыря, который мятежники превратили в неприступную крепость. Но как?

И тут Родольфо вспомнил про легендарного Троянского коня. На следующий день у стен монастыря появился бесхозный мул, мирно щипавший траву. Осажденные решили, что скотина им в хозяйстве пригодится, и сделав вылазку, забрали его себе. Убедившись, что приманка работает, Родольфо через день выпустил еще одного мула, якобы убежавшего от республиканцев. На сей раз животное было навьючено поклажей. Мятежники вновь поспешили прибрать добычу к рукам.

Вот только поклажа мула была ничем иным, как изрядным запасом взрывчатки. Как только мул оказался внутри, бомбу привели в действие. Разрушения оказались таковы, что мятежники вскоре капитулировали.

Череда правительственных кризисов, прокатившихся по стране с 1931 по 1936 года, неуверенная политика правительства во главе с консервативным либералом Нисето Алькала Самора, неспособного вытащить страну из бедности и наладить стройную экономику, привела к нарастанию в обществе радикально настроенных политических сил – коммунистов, анархистов, фашистов.

Жизнь на волоске

Родольфо не только действовал сам, но и готовил кадры. Из маленькой группы за год был создан партизанский корпус численностью 3000 человек.

Кстати, четыре испанских ученика Старинова спустя много лет высадятся вместе с Фиделем Кастро на Кубе с яхты «Гранма», начав Кубинскую революцию.

К возвращению из командировки Старинова на него уже готовилось представление к званию Героя Советского Союза, но… На Родине начинался Большой террор. Многие друзья, сослуживцы, командиры Старинова были расстреляны, включая человека, готовившего на него представление о награждении.

Жизнь самого супердиверсанта висела на волоске, но ему вновь повезло – специалиста экстра-класса не тронули.

Во время советско-финской войны Старинов вел ожесточенную борьбу с финскими диверсантами, разгадывая их секреты и составляя инструкции по разминированию. Однажды его «поймал» финский снайпер, но и здесь удача оказалась на стороне советского офицера, он отделался ранением в руку.

Высшая школа диверсии

Перечислить все операции, проведенные полковником Стариновым в годы Великой Отечественной войны, не представляется возможным. Одних операций по взрыву мостов было осуществлено свыше 250.

В 1942 году украинские партизаны пустили под откос чуть более 200 вражеских эшелонов. В 1943 году планированием диверсий и подготовкой диверсантов в Украинском штабе партизанского движения занялся полковник Старинов, и в итоге число уничтоженных эшелонов противника выросло до трех с половиной тысяч.

Сколько партизан-диверсантов в годы войны было подготовлено Стариновым, трудно подсчитать, по самым скромным оценкам, речь идёт о пяти тысячах человек.

Ученики Старинова, среди которых были не только советские граждане, но и испанцы, югославы, поляки, становились героями, генералами, а про их учителя, всё также носившего погоны полковника, знал лишь узкий круг посвященных.

После окончания войны полковник Старинов был назначен на должность заместителя начальника 20-го управления железнодорожных войск Советской Армии во Львове. В этой должности он осуществлял разминирование и восстановление железных дорог и принимал участие в борьбе с бандеровцами.

Затем снова вернулся к преподаванию, готовя специалистов по диверсионным и контрдиверсионным операциям уже с учетом опыта Великой Отечественной войны.

Дед строил планы на Хаттаба

Официально он ушел в отставку в 1956 году. Но деятельность по своей специальности Старинов не прекращал. В 1964 году назначен на должность преподавателя тактики диверсий на Курсах усовершенствования офицерского состава (КУОС). Больше 20 лет он преподавал в высших учебных заведениях КГБ.

Практически все офицеры легендарных элитных отечественных спецподразделений прошли обучение у Старинова, автора трех секретных учебников по диверсионному делу и нескольких открытых книг воспоминаний.

Задолго до сегодняшнего дня Старинов в своей работе «Партизанская война» написал, что современные вооруженные конфликты будут проходить в форме локальных столкновений с преобладанием тактики партизанских действий.

Во время Первой чеченской кампании Старинов, которому было уже за 90 лет, резко критиковал действия федеральных сил, обращая внимание, что против террористов не используются те наработки, которые были созданы за несколько десятилетий. Только посвящённые знали, что Дед буквально до мелочей прорабатывал планы разгрома банд Хаттаба, Басаева и Радуева на основе своего собственного опыта, но эти предложения так и остались невостребованными.

Орден Мужества
вместо звезды Героя

В 1998 году президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров направил президенту Ельцину письмо, в котором поставил вопрос о награждении старейшего спецназовца страны звездой Героя России. Ответа не последовало.

В 2000 году, когда Илье Григорьевичу Старинову исполнилось 100 лет, аналогичное обращение последовало в адрес президента Путина. Оно не осталось незамеченным, но вместо звезды Героя полковник Старинов получил орден Мужества, ставший последней наградой старого солдата.

Илья Старинов умер 18 ноября 2000 года, на 101-м году жизни. На его похороны на Троекуровском кладбище собрался весь цвет отечественного спецназа – известные и неизвестные герои нашей Родины.

«Я горжусь своими учениками», – так написал Илья Старинов в своей книге «Записки диверсанта». Ученики Старинова, кажется, успели отметиться по всей планете, причем зачастую это выяснялось самым неожиданным образом. В свое время бойцы спецподразделения «Вымпел» перенимали партизанский опыт у сандинистов в Никарагуа. Никарагуанских партизан готовили кубинцы, в свою очередь, учившиеся у вьетнамцев. Вьетнамцы же прошли школу у китайских товарищей, познававших основы диверсионного дела еще в 1920-х годах у советского инструктора… Ильи Старинова.

В конце 1990-х годов один из журналистов, бравших интервью у полковника Старинова, заметил: «Вас называют русским Скорцени…» Старый солдат мрачно посмотрел на репортера и отрезал: «Я диверсант, а он – хвастун!»

Увы, хвастуны и болтуны во все времена имели большую известность, чем люди дела.

Другие материалы номера

Приложение к номеру