Растет в Волгограде березка… Попробуй ее позабудь!

Каждое выступление было по-своему интересно и значительно, но особенно запомнилось поэту Маргарите Агашиной, сидевшей дома у телевизора, выступление Лиды Пластиковой, женщины, которую в городе давно знают и любят.

Она – живая история города. В пору первых пятилеток строила Сталинградский тракторный завод, а когда к построенному и ее руками тракторному прорвались фашистские танки, она взяла в руки оружие. После завершения битвы была избрана секретарем городского комитета комсомола, пламенным словом и личным примером вдохновляла молодежь на восстановление города. Она обратилась к жителям города и области, ко всем, до чьего дома доходят волны волгоградского телевидения. Она сказала:

«У кого в семье есть погибшие на войне, а могила родного человека затерялась на полях битв между Волгой и Эльбой, приезжайте на берег великой русской реки к Мамаеву кургану, сажайте деревья – за каждого близкого по дереву…»

Предложение Пластиковой дошло до сердца волгоградцев. Городской совет заготовил двести саженцев.

Но в первое же воскресенье приехало более шестисот человек. Сажали деревья, на каждое привязывали дощечку-табличку, писали на табличках имена своих погибших родных и близких, слова, обращенные к их памяти.

Маргарита Агашина отправилась к Мамаеву кургану. Она ходила меж этих юных деревьев, читала подписи. Я представляю, как трудно, как больно было ей. Лирический поэт с чистым и проникновенным голосом, она приехала в Сталинград в 1950 году, сразу после окончания Литературного института имени Горького. Строительство ГЭС и Волго-Донского канала, возрождение города стало ее жизнью и ее поэзией. Но город великой битвы, принимая к себе человека, вручает ему не только настоящее, но и все свое прошлое. Мамаев курган стал и ее высотой.

Стихи о березках-памятниках писались долго. Они сложились окончательно лишь через год после призыва Пластиковой, когда Маргарита Агашина увидела там же, у кургана, березки с табличкой, на которой была нарисована золотая звезда и написано:

 

В память погибших братьев

 

ИВАНА

СТЕПАНА

СЕРГЕЯ

ВАСИЛИЯ – 

 

РЫКУНОВЫХ

 

За этой маленькой табличкой стояли судьбы одной семьи, но сколько таких семей в России, на Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в Прибалтике… Сколько таких семей в Закавказье и Средней Азии…

По-видимому, Федор Иванович – отец четверых, но написал «в память братьев», подчеркнув внутреннее родство погибших.

Маргарита Агашина в 1966 году написала, наконец, давно задуманное и долго вынашиваемое стихотворение «Растет в Волгограде березка». Оно положено на музыку тоже волгоградцем, композитором Георгием Пономаренко. Это мастер, обладающий тонким чутьем. Он отлично знает законы русской народной песни и умело ими пользуется.

Песня Агашиной и Пономаренко много сделала для того, чтоб зеленые деревья поднялись на нашей многострадальной земле как памятники.

Авторы песни получают много писем. С их разрешения я расскажу об одном письме. Старая учительница Нонна Николаевна Тычина со станции Мотовиловка под Киевом не знает, где погиб ее единственный сын. Последнее письмо он прислал из-под Сталинграда. И вот мать, обращаясь к авторам песни, просит: «Можно, пусть мой мальчик лежит под этой березкой?»

Песню «Растет в Волгограде березка», быть может, не так часто поют дома и на улицах. Но знают ее все.

Исполнялась песня и в далеком Монреале, на Всемирной выставке. В зале было много эмигрантов, людей, настроенных по-разному. Принимали советскую певицу Людмилу Зыкину сдержанно. Но вот прозвучала строчка «ты тоже родился в России», и на глазах у тех, кто понимает русский текст, – слезы…

Недавно я был в Волгограде. Была ранняя весна, снег еще не сошел. Мы с писателем Виктором Некрасовым пошли на Мамаев курган. Некрасов со своим батальоном стоял у подножия кургана в 1942 году. Я в январе 1943 года с группой бойцов 13-й гвардейской дивизии, во главе с ее командиром генералом Александром Родимцевым бежал по склону кургана, чтобы соединиться с бойцами, шедшими с запада, – мы соединились и как бы разрезали окруженную армию Паулюса на две части…

Все нам было внове на Мам аевом кургане: и статуя Победы с мечом, и пантеон, и скульптуры на подходах к пантеону. А внизу, под курганом, толпились тоненькие деревья. Безлистые, по колено в снегу, они казались робкими, но их было много, и напомнили они мне атаку на склонах этой, как говорят военные, господствующей высоты… Словно не деревца, а люди.

И среди них та березка, что стала песней.

 

У подножия Мамаева кургана

Музыка Г. Пономаренко,

Слова М. Агашиной

 

Ты тоже родился в России,

Краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне – береза,

Береза под каждым окном.

На каждой весенней полянке –

Их белый живой хоровод…

Но есть в Волгограде березка, –

Увидишь – и сердце замрет.

 

Ее привезли издалека

В края, где шумят ковыли.

Как трудно она привыкала

К огню Волгоградской земли!

Как долго она тосковала

О светлых лесах на Руси…

Лежат под березкой ребята,

Об этом у них расспроси.

 

Трава под березкой не смята –

Никто из земли не вставал.

Но как это нужно солдату,

Чтоб кто-то над ним горевал.

И плакал светло, как невеста,

И помнил – навеки, – как мать!

Ты тоже родился солдатом –

Тебе ли того не понять!

 

Ты тоже родился в России, –

В березовом, милом краю…

Теперь, где ни встретишь березу,

Ты вспомнишь березку мою, –

Ее молчаливые ветки,

Ее терпеливую грусть…

Растет в Волгограде березка…

Попробуй ее позабудь!

 

Растет в Волгограде березка…

Попробуй ее позабудь!

Другие материалы номера

Приложение к номеру