Коллективный «Джеймсбонд»

Газетный сборничек «СССР о себе» не имеет цель: великий океан материалов. Редакция хотела бы предложить читателю поступки и суждения уникальных героев, которые вместе с тем особо выражают типичный характер советского патриотизма.    

Как известно, на войне места спорту нет. В годы военных действий отменяются мировые чемпионаты, олимпийские игры, первенства страны. Не стала исключением и Великая Отечественная война. Для спортсменов не могло быть и речи даже о тренировках, ведь их место заняли настоящие бои за родную землю. Необходимо сразу отметить, что из спортсменов получались превосходные бойцы — выносливые, сильные, здоровые. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно им поручали самые сложные задания, выполнение которых было смертельно опасным.

Еще с начала 1930-х годов в Советском Союзе занимались активными разработками операций на вражеских коммуникациях, а также в тылу противника. Для этих целей создавались специальные диверсионные группы, основными задачами которых становились дезорганизация снабжения и управления войск. Диверсионные группы готовились под контролем двух основных ведомств — Разведывательного управления Генерального Штаба РККА и органов НКВД-НКГБ.

27 июня 1941 года Народный комиссариат издал приказ о создании Учебного центра подготовки специальных разведывательных диверсионных отрядов для проведения операций во вражеском тылу. В плане организации весь объем работ был возложен на 4-е Управление НКВД-НКГБ Советского Союза, руководителем которого был комиссар П.А Судоплатов. Уже к началу осени 1941 года в центре находилось несколько бригад и отдельных рот: рота связи, саперно-подрывная и автомобильная. В октябре Учебный центр был реорганизован в отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН).

В составе бригады находились управление, два мотострелковых полка по три роты в каждом (каждая рота, в свою очередь, состояла из пулеметных и мотострелковых взводов), противотанковая и минометная батареи, рота парашютно-десантной службы, инженерно-саперная рота, рота связи, подразделения материально-технического обеспечения и автомобильная рота.

Что касается личного состава, то необходимо отметить, что еще 3 сентября 1941 года ЦК ВЛКСМ было принято специальное постановление, согласно которому предполагалась мобилизация комсомольцев. Кроме большого количества студентов и преподавателей московских вузов, в состав бригады вошли также работники наркоматов государственной безопасности, внутренних дел, внутренних и пограничных войск. В бригаду были включены и политические иммигранты — испанцы, французы, немцы, англичане, чехи, австрийцы, румыны, болгары, греки, поляки. Ряды подразделения пополнили и известные спортсмены — боксеры С.Щербаков и Н.Королев, легкоатлеты С. Знаменский и Г.Знаменский, прыгун в воду Г.Мазуров, лыжник И.Макропуло, штангисты В.Крылов, Н.Шатов, конькобежец А.Капчинский, лыжницы Л.Кулакова. Также состав бригады пополнили кинооператор М.Друян, художники А.Ливанов и Д.Цыновский, спецкор «Правды» А.Шаров, полярники-радисты А.Шмаринов и А.Волошин, спортивный журналист Е.Шистер. Командные посты были отданы кадровым офицерам и политработникам, опытным чекистам, участникам гражданской войны. Во главе бригады стал полковник М.Орлов, а комиссаром — А.Максимов.

ОМСБОН — спецназовцы-спортсмены

Своего рода штабом для ОМСБОН стал стадион «Динамо», где новобранцы получали обмундирование и снаряжение. Со стадиона новобранцы следовали в Мытищи, небольшой подмосковный городок, где находился учебный лагерь. Для личного состава подразделения была специально разработана программа подготовки по устройству минно-инженерных заграждений, минированию и разминированию объектов, проведению парашютно-десантных операций, разведывательных и диверсионных рейдов. Курсанты также обучались приемам ведения партизанской войны, рукопашного и штыкового боя, отрабатывали навыки саперно-подрывной и огневой подготовки, форсирования водных преград. Помимо этого, проводилась также подготовка специалистов, которые должны были заниматься выполнением особых задач на передовой.

Необходимо отметить, что бойцы особого подразделения были снабжены боеприпасами, оружием и обмундированием гораздо лучше, чем солдаты Красной Армии. Омсбоновцы широко использовали трофейное оружие, в частности, пулеметы MG 34/42 и автоматы МР 38/40, пистолеты-пулеметы ППШ и ППС-43. Кроме того, все бойцы имели кобурное оружие: револьверы или пистолеты ТТ. Бойцы диверсионных групп в обязательном порядке имели на вооружении так называемые ножи разведчика.

Что касается униформы, то и командование, и бойцы бригады носили форму подразделений НКВД: внутренних или пограничных (с приборным сукном, кантами и цветными фуражками, которые были определены для каждого рода войск). Сотрудники Главного управления государственной безопасности НКВД, которые проходили службу в оперативных группах бригады, также имели свою форму. Но очень часто, с целью конспирации, вместо ведомственной носилась форма РККА.

Подразделения милиции, входившие в состав ОМСБОН, использовали униформу с милицейскими знаками отличия: к голубым петлицам прикреплялись изображение герба СССР либо голубая суконная звезда с серпом и молотом в центре и золотым кантом, в качестве головного убора использовались фуражки с кокардами в виде алых звездочек с гербом посередине. Данное обмундирование было отменено в 1943 году.

Десантники использовали летние и зимние камуфляжные халаты и костюмы. Начиная с конца 1930-х годов широкое распространение получили маскировочные мочальные костюмы, которые делали из сухой травы и пучков мочала. Остальные костюмы (и белые, и пятнистые) были изготовлены из дешевого и непрочного материала — бязи. Рисунки на ткани были двух видов: травянисто-зеленая основа с черными пятнами и песочно-оливковая основа с коричневыми пятнами.

Пограничные подразделения также использовали маскировочные костюмы с рисунком: на травянисто-зеленую основу были нанесены контура листьев и веток желтого или оливкового цвета. Как правило, в маскировочных костюмах по бокам имелись прорезные карманы, затяжные тесемочные кулисы, мешковатые капюшоны.

Подразделения бригады развернули свою деятельность практически на всей советской территории, оккупированной фашистскими войсками. Многие из них вполне успешно выполняли боевые задачи в тылу фашистско-немецких армий «Юг». Среди них необходимо отметить такие отряды, как «Олимп», «Победители», «Ходоки», «Соколы», «Охотники».

Так, подразделение «Олимп» было сформировано в августе 1942 года. В его состав входило 56 бойцов: автоматчиков, подрывников, разведчиков, минеров, врача и радистов. Командиром отряда был назначен В.Карасев. В феврале 1943 года подразделение было отправлено в район Житомира с целью переправиться по льду по реке Припять до весеннего половодья. За двадцать девять дней бойцы преодолели пешком около двух тысяч километров, но своей цели достигли. Бойцы обосновались в лесу, от подпольщиков, работавших на железнодорожных станциях, получили сведения относительно графиков движения поездов, установили связи с местными патриотами. В скором времени численность отряда значительно возросла. Появились новые роты, было образовано несколько батальонов, радиовзвод, кавалерийский эскадрон. В целом численность отряда достигла тысячи бойцов, и ему было присвоено имя А.Невского.

Бойцы отряда занимались минированием шоссейных и железнодорожных путей, пускали под откос поезда, занимались разведкой. За 1943 год ими было пущено под откос девять эшелонов противника. В Овруче силами отряда был организован взрыв в гебитскомиссариате, в результате чего были уничтожены десятки немецких солдат и офицеров.

В октябре 1943 года отряд двинулся в район Ровно, где совместно с соединением Д.Медведева продолжил уничтожение сил противника.

На территории Житомирщины действовал и отряд «Ходоки» Е.Мирковского. Изначально отряд состоял из 16 воинов. Группа эта действовала на протяжении трех лет, превратившись в крупное партизанское подразделение численностью около семи сотен чекистов. Отряд получил имя Ф.Дзержинского. За время проведения рейдов бойцы отряда преодолели свыше четырех тысяч километров, полностью оправдав свое название.

Бойцы бригады отправлялись на наиболее сложные задания, но выполняли их успешно. Многие из проведенных ими операций стали настоящими легендами.

Так, к примеру, в конце марта 1942 года подразделения под командованием майора Коровина пошли на лыжах во вражеский тыл. Необходимо было преодолеть сотни километров, покрытых талым снегом и грязью. На протяжении двух недель бойцы вынуждены были передвигаться только по ночам, обходиться без костров, питаться лишь сухарями. При этом каждый боец нес на себе около 50 килограммов снаряжения: патронов, медикаментов, оружия, взрывчатки, продуктов. Когда отряды прибыли к месту назначения, оказалось, что лес, в котором они должны были базироваться, полностью затоплен водой. Но и в таких условиях спецназовцы выполняли возложенные на них задачи — минировали железные дороги. В тот период времени у отрядов начались проблемы с поставками продовольствия, но отмеченные железные дороги все же были заблокированы на 20-50 суток.

Несмотря на отсутствие пополнения, командование подразделения получило новое задание — парализовать магистрали в Белоруссии и в районе Смоленска. Кроме того, фашисты преследовали советских спецназовцев, удвоили охрану железных дорог, по обе стороны рельсов на 200-300 метров вырубили лес и кусты, заминировали и оградили колючей проволокой подступы к железным дорогам. Но даже и в таких суровых условиях бойцам Коровина удавалось выполнять боевые задачи. Они минировали дороги взрывчаткой, которую добывали из невзорвавшихся авиаснарядов и бомб.

Только в июне был получен приказ возвращаться. На протяжении трех недель спецназовцы небольшими группами пробирались к линии фронта. Но дойти удалось лишь одной группе, которой руководил старший сержант Бурондасов.

Лишь о немногих участниках тех событий что-то известно. Так, майор Коровин попал в плен, откуда ему удалось бежать, и присоединился к партизанскому отряду. В 1943 году он вновь вернулся в бригаду.

Только за 1943 год разведывательные диверсионные группы ОМСБОНа, которые действовали в тылу немецко-фашистских войск, передали советским контрразведчикам информацию о более чем тысяче агентах, которые были засланы в подразделения Красной Армии, что значительно ускорило их розыск и задержание. За весь период Великой Отечественной войны чекистами-диверсантами было уничтожено и обезврежено сотни лазутчиков, шпионов, провокаторов из карательных и разведывательно-диверсионных фашистских органов.

За четыре года войны бойцы бригады уничтожили 145 танков и прочей бронетехники, 51 самолет, 335 мостов, 13181 вагон и 1232 локомотива. Кроме того, было осуществлено 1415 крушений вражеских эшелонов, выведено из строя 148 километров железнодорожного полотна, проведено более четырех сотен других диверсий. Минеры бригады установили более сорока тысяч мин.

 

За мужество и героизм, проявленные в войне, более тысячи омсбоновцев были награждены медалями и орденами, более двадцати бойцов получили звание Героя Советского Союза.

В начале 1943 года отдельная мотострелковая бригада специального назначения была реорганизована в отряд особого назначения при НКВД-НКГБ. Данное подразделение было четко ориентировано на проведение разведывательно-диверсионных операций. В конце 1945 года ОСНАЗ расформировали. После окончания войны опыт спецназовцев-спортсменов был детально изучен и усовершенствован специалистами, результатом чего стало создание сил специального назначения, которые в настоящее время есть практически в каждой стране. И даже несмотря на то, что деятельность бригады была лишь небольшим эпизодом в действиях советских войск, она была очень показательной. А первых спецназовцев за героизм назвали «Бригадой отважных». К большому сожалению, много бойцов погибло, потому как боевой опыт добывался непосредственно в местах боев, а из тех, кому посчастливилось остаться в живых, очень немногие снова вернулись в большой спорт.

Другие материалы номера

Приложение к номеру