Один за круглым столом…

Инициатива думской фракции КПРФ – проект избирательного кодекса, единого свода законов о проведении справедливых, демократических, на основе политической конкуренции выборов в стране всех уровней – активно обсуждается в Госдуме, в заксобраниях регионов, общественностью, учеными, экспертами

На круглом столе, созванном коммунистами перед внесением проекта в Госдуму, участники, среди которых были ученые, эксперты, представители регионов, других партий, высоко оценили труд коммунистов. Из 350 присутствующих и 20 ораторов, выступивших с трибуны, положительно оценили документ все, кроме члена Центризбиркома господина Евгения Шевченко. Его мнение, которое от изложил от имени большинства членов ЦИКа, прозвучало диссонансом по отношению к позиции остальных присутствующих. Шевченко уверен, что в РФ отличное избирательное законодательство, выборы проходят нормально и кодификация избирательных законов не нужна. Он изготовился привести доказательства своих слов, но собравшиеся его попытки осмеяли, засыпали ехидными комментариями, а потом и вовсе стали громко хлопать, вынудив центризбиркомовца покинуть трибуну.Это была иллюстрация истинного отношения граждан как к Центризбиркому, откровенно игнорирующему принципы законности, правдивости, объективности, так и к избиркомам всех уровней. Не случайно значительная часть проекта кодекса отведена положениям о формировании избирательных комиссий и их деятельности.

По действующему законодательству одна половина нынешних избиркомов назначается законодательными органами (РФ, субъектов, муниципалитетов), вторая – высшим должностным лицом (РФ, субъекта, муниципалитета). Учитывая, что практически по всей стране в законодательной и исполнительной ветвях власти большинство принадлежит партии «Единая Россия», то и в избиркомах в основном сторонники этой партии. А избиркомы – важнейшее звено выборного процесса. Там ведется подсчет голосов, там – контроль за ходом волеизъявления, за бюллетенями – их количеством и отмеченном в них мнением избирателей. Сейчас в комиссии берут чаще всего бюджетников, которые за обещанную доплату готовы выдать тот результат, который нужен власти, раболепно выполнить любой заказ вышестоящего начальника. Об интересах народа они, сами выходцы из этой же среды, забывают…

В проекте предложенного кодекса заложен иной подход к формированию избиркомов:

«Они будут формироваться на основании предложений политических партий, в первую очередь из представленных в Госдуме, законодательных органах субъектов РФ.

…В состав избиркомов не смогут входить государственные и муниципальные служащие. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии любого уровня должны представлять различные политические партии. Председатель избирательной комиссии не должен иметь преимуществ в процессе голосования при принятии решений (не имеет решающего голоса в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» или «против»)».

Так будет потом, когда кодекс вступит в силу. А пока на выборах любого уровня в избиркомах творится невообразимое. Вот как характеризуется их работа независимыми наблюдателями: противоречивость, неопределенность, неисполнимость ряда норм избирательного законодательства, бесконтрольность, безответственность, использование админресурса для создания кандидату от партии власти преимуществ при регистрации и ведении предвыборной агитации.

Избиркомы в открытую принимают группы «карусельщиков», голосующих за кандидатов от власти, сами участвуют во вбросах бюллетеней «за власть», ездят с выносными урнами, где вместо 10–15 бюллетеней от инвалидов, оказываются пачки бюллетеней «за власть». Расширяют границы подачи голосов «за власть» интернет-голосование, ДЭГ, которое не позволяется контролировать наблюдателям от оппозиции. Хотя некоторые члены избиркомов посвящены в тайны темного закулисья, им известно, как достигается большинство для партии власти.

Наиболее настойчивые наблюдатели, заметившие нарушения, требующие дополнительных проверок и пересчета голосов, рискуют жизнью, так как «защищают» неприкосновенность фальсификаторов силовики из МВД.

Примеров незаконного изгнания наблюдателей от КПРФ и насилия над ними – десятки на каждых выборах.

Так, в марте 2018 года на президентских выборах был избит до полусмерти наемными костоломами в столичном районе Марьина Роща, УИК №667, член ТИК от КПРФ Иван Егоров. Его «вина» заключалась в том, что он вместе с коллегой Павлом Епифановым, заподозрив неладное, потребовал ручного пересчета бюллетеней. Им отказали. Егоров был настойчив. Тогда его подкараулили на выходе из УИКа несколько мордоворотов и садистски избили. В то время когда Э. Памфилова торжественно сообщала об успешном завершении кампании по выборам президента и о блестящей работе избирательных комиссий, коммунист Иван Константинович Егоров лежал без сознания на операционном столе в Институте скорой помощи им. Склифосовского. У него был открытый перелом большой берцовой кости со смещением, сотрясение мозга. Хирурги по кусочкам собирали коленку пациента. Сорокалетнему борцу за правду предстояла длительная реабилитация… А «кузнецам» победы для единого неприкосновенного – хоть бы что.

На тех же выборах, но уже в Петербурге на участке №553 (Кировский район, проспект Стачек, 103, корпус 2) наблюдатель от КПРФ Виктория Иванова заподозрила мужчину в красной куртке во вбросе бюллетеней. Она обратилась к нему, заявив, что видела нарушение, и тут же получил удар в плечо. Разговор был записан и передан на ТВ. Но «карусельщик», голосовавший несколько раз, переодеваясь в разные куртки, отделался легким испугом.

В этом году 17 сентября во время выборов в местные органы власти в Анапе был избит Алексей Глимейдо, наблюдатель от кандидата-коммуниста Дмитрия Коломийца. Представители краснодарского штаба КПРФ подали жалобу на избиение в местные органы власти. И получили ответ: «Полиция проверит информацию о нападении на наблюдателя КПРФ в Анапе».

Саратовский коммунист Николай Бондаренко назвал избиркомы «ошалевшими фальсификаторами». И рассказал, как в этом году на сентябрьских выборах в Саратовский областной парламент он с коллегами на одном из участков зафиксировал приписки по явке избирателей, которые, разумеется дружно голосовали исключительно за «Единую Россию».

«Мы вели параллельный подсчет, – поведал Бондаренко. – Смотрим – 50 человек проголосовало, а в электронную систему ГАС «Выборы» внесли 150. На следующий день – 100 человек проголосовало, а там уже – 800… Пишем жалобу в ЦИК. Памфилова вдруг заговорила о другом: мол, они следят за моей деятельностью. Я говорю: Элла Александровна, это же ошалевшие фальсификаторы. В ответ – молчание… У нас Центральная избирательная комиссия, как три обезьяны: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу».

Разумеется, в проект кодекса разработчики во главе с заслуженным юристом, членом КПРФ Юрием Синельщиковым внесут все необходимые дополнения и уточнения. Но возникает вопрос: будет ли принят документ единороссовским большинством? Если судить по комментарию думского спикера Вячеслава Володина, то таких шансов мало. По мнению единоросса, «…наша политическая система во многом не просто более эффективна, а работает, в отличие от избирательных систем других стран, ориентируясь на выбор избирателей, причем непосредственное голосование». Так зачем что-то менять, кодифицировать? Впрочем, у «ЕдРа» и у власти есть намерение заменить смешанную систему выборов (50% – партийные списки, 50% – одномандатники) на одномандатную. «Реформаторы» предвидят, что это вызовет резко негативную реакцию и среди партий, и в обществе в целом. Но что делать, если вызывающая недоверие, даже неприязнь, среди граждан партия «ЕдРо» может при всех махинациях не достичь на очередных парламентских выборах желаемого преимущества в Госдуме? Такого нельзя допустить. Лучше, вопреки всему, перейти на одномандатные округа, тогда от оппозиции в законотворческой палате останутся жалкие крохи.

А для чего «ЕдРо» со своими нацлидерами стремится к численному превосходству в законотворческой палате?

Да чтобы безоговорочно одобрять пенсионную реформу, отнимать льготы у малоимущих и инвалидов под видом их монетизации, блокировать возвращение людям советских вкладов, отнимать у работающих пенсионеров право на индексацию пенсий, голосовать за неконституционное обнуление президентских сроков, вводить ЕГЭ и тормозить увеличение зарплаты учителям, уберегать олигархов от прогрессивного налога и облагать пенсионеров новыми поборами, навязывать народу ювенальную юстицию и лишать наших детей права на загородный отдых, поднимать цены, искусственно взращивать инфляцию и отправлять западным партнерам отсеченные от отечественной экономики средства как утраченные 350 млрд долларов, принимать бутафорский бюджет и разваливать здравоохранение. Список можно продолжить.

Что Россия и мы все получили от этого?

«То, – сказал Геннадий Зюганов, – что к власти пришли люди, не имеющие должного уровня культуры и не способные отвечать на вызовы современности. Вместе с тем они по-прежнему сидят во всех кабинетах, и ждать от них смены курса бессмысленно».

Ю. Синельщиков подчеркнул, что он не утрачивает оптимизма. Откажется единороссовское большинство принимать предложенный избирательный кодекс, документ не утратит своей актуальности. «Мы работаем на будущее», – заявил Ю. Синельщиков. И он на все сто процентов прав.

Галина ПЛАТОВА

Другие статьи автора

Другие материалы номера

Приложение к номеру