Завод по сборке легковых автомобилей марки «Форд» работает в Ленинградской области уже давно, более 15 лет, и является одним из крупнейших производств Северо-Западного региона. Здесь трудятся почти 3 тысячи человек. Это сборочное предприятие полностью принадлежит иностранному капиталу. Вероятно, поэтому первое время на заводе существовало некоторое подобие западных трудовых отношений и более-менее четкая система оплаты труда. Однако в процессе встраивания местного «Форда» в мутную систему реалий российского бизнеса игры в западничество отпали, а практика расчетов с большим рабочим коллективом превратилась едва ли не в сомнительную карточную игру.
Тогда же на «Форде» возник независимый профсоюз, благодаря активной и сплоченной деятельности которого завод стал настоящим флагманом борьбы рабочих всего региона за свои права. На протяжении нескольких лет заводчане выработали действенные способы борьбы за свои интересы. Масштабные фордовские забастовки прогремели на всю страну, а их итогом стали вынужденные уступки со стороны высшего руководства предприятия. Впрочем, представители капитала также оттачивали технологию противодействия акциям забастовщиков.
В настоящее время ситуация на «Форде» вновь обострилась. Едва ли не с начала года администрация завода начала пугать рабочий коллектив неизбежностью предстоящего кризиса. Эта психологическая обработка, похоже, имела целью подготовить рабочих к безропотному принятию планов работодателей по ухудшению условий труда и оплаты. Было объявлено о намерениях руководства завода отменить защиту работников при потере здоровья на производстве и надбавку за высокую квалификацию. Якобы в целях экономии средств с августа на «Форде» была введена четырехдневная рабочая неделя, регулярно начали практиковаться простои. Эта «экономия» сразу отразилась на зарплатах рабочих, причем, понятно, не в сторону увеличения. Заводчане открыто заявили, что явно видят во всех действиях руководства стремление решить финансовые проблемы своего бизнеса за счет урезания заработков наемных сотрудников и сокращения расходов на условия их нелегкого труда.
Между правлением «Форда» и профсоюзом начались переговоры, продлившиеся 8 месяцев. Когда переговоры зашли в тупик, представители рабочего коллектива напомнили оппонентам о своем праве на забастовку. На это 12 ноября администраторы-управленцы издали ряд приказов, запрещающих рабочим даже говорить о забастовке на территории производства. Тем же, кто осмелится бастовать, будет запрещено общаться с остальным коллективом и даже свободно передвигаться по производственным площадям.
15 ноября состоялась итоговая встреча затянувшегося переговорного процесса. В ходе прений руководство завода не просто потрясло, а прямо-таки огорошило профсоюзных представителей очередной новостью. Оказывается, в декабре весь «Форд» будет находиться в простое и все рабочие получат денег в 2 раза меньше обычного, то есть не 52 тысячи руб., а всего – 23 тыс. руб. Но и это еще не всё! Когда профсоюз предложил администрации компромиссный вариант доплаты рабочим в декабре хотя бы до оклада и на этом закрыть конфликт, заводское правление категорически отказалось от этого предложения, а в свою очередь предложило на время простоя трудоустроить нуждающихся заводчан… в соседний супермаркет. Дескать, поработайте пока в торговле, перебейтесь как-нибудь, а как будет в вас нужда, так мы вас опять наймем на производство. Эта трогательная «забота» окончательно переполнила чашу терпения заводчан.
16 ноября на заводе «Форд» началась бессрочная забастовка. Первыми забастовали рабочие кузовного цеха, работа которого в настоящее время практически остановлена. По словам представителя заводского профсоюза Артема Яшенкова, забастовка набирает обороты, и в ближайшее время число бастующих может вырасти. 20 ноября к протестной акции присоединился отдел логистики. Это решение логисты приняли после внезапного увольнения их коллеги, принимавшего активное участие в переговорах с начальством и последующей организацией забастовочных действий.
Солидарность с бастующим «Фордом» выражают представители других профсоюзных и общественных организаций Ленинградской области. У стен завода проводят пикеты активисты профсоюза предприятия «ИКЕА Тихвин», а также члены партии РОТ ФРОНТ.
В ответ на эти решительные действия рабочих и их сторонников руководство «Форда», как говорится, плотно задраило люки и приготовилось к глухой обороне. Заводская администрация не дает собственных комментариев по поводу происходящих событий, однако не скрывает своих намерений добиваться признания забастовки незаконной.
Государственные органы также не оставили без внимания нарастающий конфликт на крупном автомобильном предприятии. В настоящее время государственная инспекция труда проводит проверку правомерности введения режима неполного рабочего времени по инициативе руководства «Форда». Также инспекторы собираются разобраться с участившимися жалобами сотрудников завода на снижение зарплат и ущемление их прав со стороны работодателя.
Тем временем активные забастовщики заявляют о своей решительности идти до конца. У забастовочного комитета нет намерений остановить работу завода или ухудшить положение предприятия. Однако если администрация «Форда» не удовлетворит законные требования работников восстановить права заводчан, перестать лукаво играть с рабочим графиком и наконец утвердить твердые правила начисления зарплат, то забастовочный комитет вынужден будет призвать весь трудовой коллектив поддержать забастовку, что неминуемо приведет к серьезным проблемам на производстве. При этом в обращении к трудящимся завода «Форд» профсоюз призывает всех к солидарности: «Мы в очередной раз доказываем всем, что мы – сила! Да, мы в непростой ситуации, но мы сможем выстоять и доказать свою правоту. Помните: никто кроме нас! И кроме нас никого не осталось. Что терять-то?»
Сегодня в России не только отдельные предприятия оказались в трудной ситуации, но целые отрасли российской экономики испытывают серьезные затруднения. По статистике, в среднем по стране ежегодно сокращаются 45 тысяч рабочих мест. И выхода из этого кризиса пока не предвидится. В связи с этим неизбежно и объективно будут обостряться отношения между наемными рабочими и капиталом, который их нанимает. Однако в условиях массового сокращения рабочих мест и высвобождения рабочей силы, вынужденно конкурирующей внутри себя за любую возможность заработать на жизнь, ждать легких уступок от капитала не приходится. Очевидно, что сила трудящихся в борьбе за свои права только в их солидарности.