«Шаг назад, два шага вперед»

Разумеется, я доверяю рейтингам ВЦИОМ еще меньше, чем так называемым «официальным» результатам выборов, но тенденция налицо. Рост левых настроений как в России, так и во всем мире – очевидная реальность, и не замечать ее в среде профессионалов могут ну уж очень ангажированные политологи. Причины роста этих настроений также совершенно очевидны – за 30 лет без СССР капитализм не смог решить ни одной из стоящих перед человечеством проблем, зато создал новые. Даже никакого образа будущего, никакой положительной идеи капитализм предложить не может. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть любой фантастический фильм или сериал последних лет сорока – будущее там показано или в виде ужасов антиутопии, или вовсе в виде феодализма. Коммунистическое будущее в западном кинематографе запрещено, а окружающая капиталистическая действительность, понятное дело, никого не вдохновляет. Поэтому популярность левых в мире и в России будет устойчиво расти, и сделать с этим власти не смогут ровным счетом ничего. В шахматах, которые после сериала «Ход королевы», где главная героиня остается в СССР, переживают новый рост популярности, это называется «цугцванг» – положение, когда каждый последующий ход игрока ведет только к ухудшению его позиции.

Конечно, есть и более прозаические, я бы сказал, локальные, причины для рейтинга роста КПРФ по версии ВЦИОМ. Во-первых, выборы прошли, и теперь уже не нужно так настойчиво занижать результаты коммунистов, чтобы потом «подогнать» их под выводы избирательных комиссий. Во-вторых, росту популярности КПРФ способствуют репрессии, развернутые в последние дни против коммунистов, прежде всего в Москве. После выборов, результаты которых, как я утверждал и утверждаю, были для властей насколько неожиданными, настолько и нежелательными, пропаганда поставила всё ту же заезженную пластинку о «соглашательстве» коммунистов и «сдаче» ими интересов избирателей. Причем эти упреки разной степени истеричности посыпались на нас как от лиц, до выборов пытавшихся позиционировать себя как наши товарищи и даже требовавших включить их в партийные списки КПРФ, так и со стороны официальной пропаганды. Довольно забавно было читать от, как говорили в СССР, «прислужников крупного капитала», что, мол, коммунисты «не настоящие», и разного рода морализаторство, как нам, по их мнению, следовало бы себя вести и как решать кадровые вопросы.

Весьма бесцеремонное обращение, которому в последние дни подвергаются наши товарищи, причем от рядовых коммунистов до депутатов Госдумы, вроде бы защищенных неприкосновенностью, начисто опровергает упреки в «соглашательстве» и, на мой взгляд, железно прибавляет нам популярности. И, что важно, чем больше будет репрессий, тем больше популярность КПРФ будет расти. Россия – левая страна, наше общество фатально несправедливо, запрос на левую идею и социальную справедливость после 30 лет капиталистического эксперимента очень высок, и любое давление на левых будет однозначно способствовать росту их популярности. И, в отличие от либеральной оппозиции, идеи которой в народе абсолютно непопулярны, или от официальной консервативно-околорелигиозной пропаганды, популярность которой примерно на том же уровне, левые идеи вообще, СССР и советское прошлое, в частности, в народе сейчас воспринимаются на ура.

С одной стороны, вроде бы понятно, что власти начали подготовку к выборам 2024 и 2025 годов, и также понятно, что силы, чей генезис лежит в 4 октября 1993 года, видят в оппозиции не важнейший элемент демократии и стабильности общества, а врага, которого уничтожают, если он не сдается, в общем-то не готовы реагировать на чужое мнение никаким другим образом, кроме репрессий. Эти люди, которых мы в 90-е называли «демократы», на самом деле никакие не демократы, или, как говорила в свое время гражданка Новодворская в студии одного из центральных телеканалов, показывая игрушечный танк, «демократия только для демократов».

Поэтому репрессии, которым сейчас подвергаются коммунисты, носят не объективный, а субъективный, абсолютно эмоциональный и иррациональный характер – как, например, операции НАТО против Ливии и Сирии. Понятно было, что ничего хорошего из этого не выйдет, но, поскольку в названиях правящих партий этих стран было слово «социалистическая», а страх перед социализмом за 70 лет СССР стал доминирующим чувством западного истеблишмента, этот страх перевешивал любые доводы разума. Так же и действия властей в отношении коммунистов, на мой взгляд, совершенно вредны даже с точки сохранения стабильности нынешнего режима, но доводы разума тут не действуют. Тем более что инициатива часто исходит от людей, в свое время состоявших в КПСС и комсомоле, и даже делавших там успешную карьеру, но поставивших в начале 90-х на другую лошадь, которая, как оказалось, завела в полный тупик.

Как будет развиваться ситуация дальше? Это довольно сложно спрогнозировать, тем более что все будет происходить на фоне разрастающегося кризиса как в России, так и в мире. Вполне возможно, что нынешние репрессии в отношении левых не будут носить устойчивого характера и являются просто чисто эмоциональным ]]чс выплеском раздражения «не тем» результатом выборов и столь же эмоциональным желанием показать, кто в доме хозяин. В этом случае они не прекратятся, но через некоторое время войдут в более мягкое русло.

Но возможен и второй вариант. Уже сейчас в мире мы видим, что отношение к левым идеям меняется, в том числе и со стороны так называемой «элиты» и даже крупного капитала. Эти изменения происходят по принципу: «Не можешь победить – возглавь». И вот мы видим, например, одного из богатейших людей мира, Билла Гейтса в очереди в ресторан фастфуда, а на его руке часы за 30 долларов. Про искусство и кино и говорить нечего, достаточно посмотреть на победителей и номинантов «Оскара» последних нескольких лет.

К сожалению, у нас, несмотря на явно левое общество, ничего подобного не наблюдается. А может быть, как раз поэтому и не наблюдается. Каждое действие рождает противодействие. Судя по официальной пропаганде, ни рост парламентского представительства КПРФ, ни рост ее рейтинга и поддержки не являлись для властей ни желательными, ни запланированными. А рост левых настроений в мире вообще официальной пропагандой в большинстве случаев просто отрицается. Вспоминаю абсолютно одинаковые по смыслу высказывания таких видных «демократов», как Валерия Новодворская, Анатолий Чубайс и Борис Немцов (чьи взгляды, по моему мнению, абсолютно органичны правящему классу в России), в том духе, что, если «этому народу» дать честные выборы, к власти моментально вернутся коммунисты. Будет конечно, печально, если в общем движении к социализму, которое, уверен, становится одной из двух основных мировых тенденций, наша страна будет идти в последних рядах, но, увы, возможно и такое. Слишком велико состояние и свобода им распоряжаться у чубайсовских «эффективных собственников» и гайдаровских приватизаторов, чтобы они вот просто так, по воле народа от такого отказались. И вот в этом, втором, варианте левое движение вообще и КПРФ, в частности, будут провоцировать на резкие шаги, на прямой конфликт, поощрять разного рода радикалов, которые могли бы дать повод подвести коммунистов если уж не под запрет (это все-таки в нынешней ситуации маловероятно, хотя и возможно), то под какое-то серьезное ограничение нашей деятельности.

Чтобы продвигаться вперед, очень часто надо уметь лавировать. И здесь, я надеюсь, капитаны нашего партийного корабля будут обладать достаточной мудростью и политическим навыком, чтобы провести его через бури, рифы и прочие неприятности и опасности в родную гавань социализма. Впрочем, как показывает опыт последних 30 лет, такой навык есть, а поэтому есть и все основания для оптимизма.

 

Другие материалы номера