Дамир, Георгий — отлично сработано!

По данным Росавиации, причиной стало попадание в двигатели птиц. 
Тем, что на этот раз обошлось без жертв, а все участники полета отделались легкими травмами, пассажиры и члены экипажа обязаны командиру воздушного судна рейса U6178 Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину. Именно благодаря их профессионализму, выдержке и слаженным действиям самолет удалось посадить без трагических последствий. 

– После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, второй двигатель тоже заглох. Тяги не хватало, высота плавно падала. И приземлились, собственно, в поле. «На ручном» командир взял управление, – рассказал Георгий Мурзин об аварийной посадке в интервью РЕН ТВ.
Дамир Юсупов в экстренной ситуации – на раздумья были считаные секунды – взял на себя ответственность за решение садиться не выпуская шасси. Уже после аварийной посадки эксперты, анализируя действия экипажа, единодушно пришли к выводу, что командир был абсолютно прав: высота на момент снижения была относительно небольшой, а шасси выходят долго, кроме того, не всегда оба удается выпустить с первого раза, а в случае посадки с одним колесом самолет бы неминуемо закрутило. В таком случае мог повториться сценарий трагедии с «Суперджетом» в Шереметьево, когда стойки шасси пробили емкости с горючим, что привело к пожару на борту и многочисленным жертвам, ведь в обоих случаях лайнеры приземлялись с полными баками.
Согласно инструкции пилоты перекрыли доступ топлива к двигателю, после чего совершили просто ювелирную посадку «на брюхо» единственно правильным в данной ситуации способом – коснувшись земли хвостовой частью. Благодаря этому, а также отсутствию шасси и мокрой траве самолет прокатился по полю около 300 метров и остановился. 
Действиями пилотов сейчас восхищаются специалисты по обе стороны океана:
– После изучения сообщений (об инциденте) мне представляется, что пилоты среагировали блестяще, – отметил американский эксперт в области авиации, бывший инженер по безопасности фирмы Boeing Тодд Кертис. – В нынешнем случае я уверен, что, когда расследование завершится, оно отметит принятие решений экипажем как одну из ключевых причин того, что этот инцидент не стал трагедией.
Командир экипажа Дамир Юсупов поделился, что изначально хотел вернуться в аэропорт, так как мощности двигателей было недостаточно для продолжения полета.
– Но когда увидели, что второй двигатель тоже отказывает, у меня появилось решение – сажать самолет только перед собой, – сказал он во время пресс-конференции в аэропорту Жуковский сразу после инцидента.
Дамиру Юсупову 41 год. В 2013 году он с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Сразу после этого был принят на работу в авиакомпанию «Уральские авиалинии». В 2018 году получил вторую специальность по направлению «аэронавигация». Общий налет Дамира Юсупова составляет более 3000 часов. Второму пилоту Георгию Мурзину 23 года. В 2017 году он окончил тот же университет, на работу в авиакомпанию был принят в 2018 году. Общий налет составляет более 600 часов.
По свидетельству очевидцев, экипаж успел посадить самолет до того, как на борту началась паника, многие даже не поняли, что происходит. В СМИ и соцсетях летчиков уже окрестили героями. Однако слаженно сработал весь экипаж авиалайнера: по отзывам пассажиров, эвакуацию из салона по надувным трапам бортпроводники «Уральских авиалиний» Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина провели «на высшем уровне». По мнению капитана воздушного судна, «бригада бортпроводников отработала быстро и профессионально». Пассажиры, со своей стороны, тоже вели себя достойно: никто не пытался после приземления доставать и выносить сумки, не бегал по салону. 
Дамир Юсупов во время пресс-конференции подчеркнул, что аварийные ситуации, подобные той, что случилась, регулярно отрабатывались на тренажерах:
– Поэтому морально и профессионально были готовы. У нас в Екатеринбурге есть тренажер, своя школа подготовки летного состава, благодаря этим навыкам нам удалось успешно посадить самолет, – добавил он.
Бортпроводник Надежда Вершинина также отметила, что подобные ситуации не раз отрабатывались на симуляторах:
– Действовали согласно инструкциям, то есть мы все это отрабатываем на тренажерах, никаких неожиданностей не было. Пассажиры вели себя достаточно сдержанно, команд слушались.
В соцсетях пассажиры аварийного рейса выражают благодарность экипажу и особенно командиру. Люди пишут, что у них второй день рождения. Уже известно, что Дамир Юсупов будет награжден медалью Совета муфтиев России «За заслуги». Вручит награду пилоту лично председатель Совета Равиль Гайнутдин.
– Многие говорят, что герой, но, честно говоря, я себя героем нисколько не ощущаю, потому что выполнял то, что должен был выполнить: спасал самолет, пассажиров, экипаж, – сообщил командир экипажа самолета А321 в эфире телеканала «Россия 1».
На борту самолета находились 226 пассажиров. По последним данным, за медицинской помощью обратились 76 человек, в том числе 19 детей. У большинства пострадавших легкие травмы – синяки, ушибы, все они находятся в удовлетворительном состоянии. Одна женщина госпитализирована в состоянии средней степени тяжести. На место катастрофы выезжали 20 бригад скорой помощи. Кроме этого был задействован вертолет санавиации.

*** 

Сейчас кроме анализа действий экипажа наибольший интерес экспертов и общественности вызывает вопрос, откуда в Подмосковье взялись полчища чаек. Местные жители утверждают, что птицы расплодились на расположенной рядом с аэропортом Жуковский свалке, давно создающей угрозу безопасности полетов. В последнее время чаек, правда, стало меньше: свалку начали рекультивировать, однако ликвидация полигона – «проект не на один год», как отметил координатор проекта «Экологическая экспедиция» Руслан Хвостов. Впрочем, это не единственное место обитания птиц в районе аэропорта, есть еще мусоросортировочная база, принимающая отходы со всего города Жуковского. Причем на этом предприятии во время проверки в апреле с.г. Роспотребнадзор обнаружил ряд нарушений. В частности, производственный контроль за соблюдением санитарных правил на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия проводился не в полном объеме, а проекта обо­снования санитарно-защитной зоны у свалки и вовсе не оказалось. 
Подмосковные власти, которые в лице министра экологии и природопользования Московской области Дмитрия Куракина отвергли версию о столкновении А321 именно с птицами со свалок сразу после распространения информации о причине происшествия, все же проверили орнитологическую ситуацию на станции по сортировке мусора «Экосервис». Несмотря на то, что на самом предприятии работала тяжелая техника и чаек не было, стаи птиц «все же были обнаружены» в окрестностях станции.
Между тем неслучайно удаление на значительное расстояние от аэропортов любых свалок – среды для размножения птиц – является одним из обязательных условий по сокращению количества случаев столкновения с ними. Для отпугивания птиц в мире используют биоакустические ус­тановки, размещенные по периметру аэропортов, пиротехнические средства, беспилотники в образе пернатых хищников, газовые пушки и специально обученных собак. Однако если вблизи есть свалка, на которой питаются птицы, то даже при отпугивании они будут появляться снова.
Что касается аэропорта Жуковский, там не смогли дать определенную информацию о том, работала ли система отпугивания птиц в момент ЧП с А321. В пресс-службе аэропорта пояснили, что за это отвечает Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова, на территории которого находится воздушная гавань. Собственной службы орнитологической защиты у аэродрома нет. В пресс-службе института имени Громова ситуацию с птицами в зоне взлетно-посадочной полосы прокомментировали следующим образом:
– Аэродром Раменское АО «ЛИИ им. М.М. Громова» сертифицирован Росавиацией по всем стандартам гражданской авиации, включая орнитологическое обеспечение полетов. Все необходимые технические средства работали в штатном режиме. Перед вылетом были проведены все предусмотренные правилами процедуры, включая осмотр взлетно-посадочной полосы на предмет отсутствия миграции птиц.
Тем не менее «отсутствующие птицы» попасть в двигатель все же умудрились. По факту аварийной посадки Airbus А321 возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности полетов. Бортовые самописцы лайнера будут направлены на расшифровку в Межгосударственный авиационный комитет. Расследование причин еще предстоит, однако свое мнение уже высказал председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Олег Смирнов:
– Те, кто допустил наличие свалки рядом со взлетной полосой, должны быть наказаны. Это грубейшее должностное преступление.
После ЧП с лайнером «Уральских авиалиний» провести проверку свалок в районе аэропорта потребовало и Минприроды.

Юлия ЖУМАКБАЕВА

 

[img=-11175]

Новость у всех на устах

Россия
Ольга, пассажир рейса. Все живы, пилот гений! Он смог грамотно посадить с достаточно большой высоты самолет так, что все остались живы. Будет возможность – передайте поклон от пассажиров. Во время посадки было два резких удара, и тут же всех вывели. Когда мы приземлились, от всего самолета были аплодисменты! Мы подходили к бортпроводникам и стюардессам и целовали их.
Валерий Постников, исполнительный директор Общества независимых расследований авиационных происшествий. Я просто убежден, что командир воздушного судна заслуживает самой высокой награды. Потому как он спас сотни людей и избежал авиакатастрофы. Действовал по инструкции. Двигатели отключил. И садился на землю без шасси – на голое брюхо. Так и нужно было поступать в данной ситуации. Иначе мог бы повториться сценарий посадки в Шереметьеве. А здесь налицо профессионализм и мастерство.
Константин Онохин, заслуженный пилот РФ. То, что произошла посадка без применения шасси, тоже в моем понимании естественно. Правила Airbus предусматривают посадку на неподготовленную грунтовую поверхность только с применением выпуска шасси. Но ситуация развивалась так, что у них произошел пожар двигателя, высота была небольшая. Им надо было оперативно и четко произвести оценку ситуации, принять решение, подобрать площадку. И если бы они все эти процедуры выполняли, то, я думаю, последствия были бы более неприятные. А то, что шасси было не выпущено, это даже сыграло положительно…
США
Из откликов читателей на публикации 
The Washington Post, Fox News, Market Watch
Tohu Vavohu.
И как же они теперь этот лайнер А321 оттуда вытащат?
Vaithoo. Цитирую автора статьи: «Приземление произошло в тот момент, когда лесные пожары бушуют на территории Сибири, когда протестующие со всей силой бросают свое требование политических прав прямо в морду московской полиции с ее жестокими методами работы. Оно происходит в тот момент, когда неопределенность и беспокойство воцарились в стране после того, как произошел взрыв, затронувший и ядерные материалы на военном полигоне. И все это — в России».
Что-о-о-о? И это пишет человек, получивший Пулитцеровскую премию? Какое, к черту, отношение весь этот текст имеет к новостному событию и написанной по его поводу статье? Или привычка злорадствовать теперь включена в список инструкций для журналистов «Вашингтон пост»?
Nortonrick. Да, в чем смысл последнего абзаца? Как он связан с описываемым инцидентом? Обычная антироссийская пропаганда от WaPo.
Muggles the bunny. Бедный Путин, еще одна пиар-катастрофа, еще одна неудача в области общественных связей!
Gandalfthegray. Отлично сработано — хорошие пилоты, хороший самолет и великое везение.
Beano the Stoic. А как чувствуют себя птицы?
Mypets. Отлично сработано.
Blackb11rd. Этот парень — герой. Он именно так и называется — на любом языке.
ChrisErb. Согласен!
Jorell. Россияне вообще люди множества высоких качеств. Жаль только, что у них нет тех свобод, которые есть у нас.
Cypresstexas. Они умные люди, и, по моему опыту, они намного более политически подкованы (и порой более циничны), чем типичный гражданин США. Вокруг них стены высотой 15 футов, но, если вы сумеете преодолеть эти преграды недоверия и подружиться, вы становитесь частью семьи.
Gnnrunner. Я прожил в одной из республик бывшего Советского Союза четыре года, и мне приходилось много летать по всей стране. И я был всегда впечатлен пилотами. Старые «антоновы» и «туполевы» — вот на чем им приходилось летать, и вот об этих машинах у меня впечатления похуже, ха-ха!
Justin Hopkins. [Спасший пассажиров и самолет в 2009 году аналогичной вынужденной посадкой] Сулли должен бы уже звонить этому пилоту, чтобы его поздравить.
Sal Gentile. Все в порядке. Трамп позвонил Путину сегодня, чтобы спросить, не нужно ли чем помочь или прислать что-нибудь полезное.
Trajan Rex (предыдущему комментатору). Вы просто смешны.

Другие материалы номера