Таким образом, буржуазная партия разрешает буржуазному правительству действовать в угоду российским авиакомпаниям, не желающим заниматься подготовкой отечественных летчиков, предпочитая нанимать иностранцев, ценою подешевле и не весть какого профессионального уровня. В этом и заключается корень зла, когда пеняют на человеческий фактор, ставший виной очередной авиакатастрофы.
Склонял Госдуму к принятию законопроекта «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депутат от «ЕдРо», летчик-космонавт, Герой России, полковник ВВС Максим Сураев. Без эмоций, не испытывая никакого беспокойства за судьбу страну, утрачивающей способность обучать своих высококлассных пилотов, Сураев автоматически отчеканил: «…законопроект прошел все экспертизы, готов к принятию в третьем чтении, просьба поддержать».
Коммунисты выразили протест против «покупки» летчиков-гастарбайтеров. А где свои специалисты, на которых можно положиться, что бы там в небе ни случилось? Советская система подготовки авиаторов была лучшей в мире, теперь же от нее остались руины.
«Наша фракция убеждена, – заявила депутат-коммунист Вера Ганзя, – что Россия может и должна воспитывать своих командиров воздушных судов, обходясь без иностранцев. Конечно, на это требуются средства. Чтобы воспитать такого командира, ему нужно дать не только знания, но и передать опыт наставников, научить в экстренных ситуациях за долю секунды принимать самое верное решение. А опыт начинается с небольших самолетов, когда летчик только начинает садиться за штурвал».
Бывает и так, что подготовленного россиянина не берут на работу российские авиакомпании. Причина? Иностранец обходится дешевле… В. Ганзя зачитала одно из писем, которые приходят к ней, как к депутату, от отечественных авиаторов, обеспокоенных происходящим в российском авиафлоте. Пишет Максим Игнатов:
«Я один из многих пилотов, уехавших получать лицензию пилота за границу. Я вынужден был там и остаться, так как перспектив в нашей стране немного. Таких, как я, – сотни. Очень хотелось бы работать в своей стране, но получается иначе…»
«Так слушайте же, какие вы принимаете законы, – продолжила выступление В. Ганзя. – Наши талантливые парни уезжают за границу, чтобы получить там лицензию. Почему они не могут это делать в своей стране? Почему у нас до сих пор не созданы достойные условия для обучения?.. Сколько еще может продолжаться эта разруха? Нам давно уже пора принимать законы не по продлению пребывания иностранцев, а по воссозданию базы для обучения своих летчиков. Хватит полагаться на «выгодных» иностранцев, хватит выталкивать наших ребят за границу».
Ганзя обратила внимания на малую авиацию. Она нужна России как воздух, ее необходимо развивать, «у нас такие расстояния, что только самолетом можно долететь».
Депутат-коммунист указала на серьезные проблемы в Омском летном колледже: «Нет инструкторов, некому обучать, масса пробелов в подготовке пилотов… Но правительство, владельцы авиакомпаний, вместо того, чтобы обеспечить надлежащий уровень обучения летчиков, идут дешевым путем – привлекают иностранцев. А это худший вариант в обеспечении надежности наших авиаперелетов».
Как отреагировали единороссы на слова Ганзи? Ей отключили микрофон. Спикер В. Володин пресек «нарушение регламента, истекло время выступления».
Если же обратиться к истории вопроса, то у «Единой России» и правящего режима, который она подпирает своими законами, давно вышло время для исправления косяков. Но они в упор не хотят это видеть.
Считается, что девяностые были лихими. Так и двухтысячные не лучше. Дефицит летных кадров в РФ наметился в конце прошлого века, а с 2006 года он стал увеличиваться на 13–15% ежегодно. В 1995–2007 годах выпуск летных училищ в РФ составлял лишь 150–200 человек в год, а требовалось не менее 1100–1200 новых пилотов. Да и налет у выпускников редко превышал 60 часов при норме 150 часов. К тому же из-за плохих условий труда из авиации ежегодно уходили до 700 сотрудников. Возникла острая нехватка командиров воздушных судов со взлетной массой более 90 тыс. килограммов, так как для подготовки такого специалиста необходимо шесть-восемь лет после окончания училища. В последующие годы кадровый дефицит нарастал и начали принимать иностранцев. Потом процесс узаконили.