В ряде случаев поставки из стран, попавших под российские санкции, заместили ввозом продуктов из третьих стран. Однако, следует из исследования НРА, частично это произошло за счет реэкспорта все той же запрещенной к прямому ввозу в Россию продукции.
Так, поставки норвежской рыбы в Россию сократились, их заменили поставки из Чили и с Фарерских островов. При этом одновременно втрое выросли поставки из Норвегии в Чили. После запрета на поставки фруктов из ЕС эту нишу фактически занял Эквадор, при этом увеличив импорт из стран Евросоюза в семь раз. Объем поставляемых на российский рынок овощей из Китая вырос после ввода санкций, однако сам Китай при этом нарастил импорт.
Думаю, что большинство трезвомыслящих соотечественников прекрасно понимали, что вопреки надеждам властей Россия не сможет за счет внутреннего производства заместить поставки основных категорий импортных продуктов, в том числе запрещенных к ввозу в рамках контрсанкций. Ничему удивляться тут не стоит. Деиндустриализация страны носит тотальный характер, это касается и производства продовольственных товаров. Продолжает работать идеология ельцинских младореформаторов – нужно встроиться в мировое разделение труда на конкурентоспособных направлениях (экспорт сырья в первую очередь), а остальное купим. Правда, теперь и с экспортом сырья возникают непреодолимые трудности, а потому схема работает все хуже. По сути, все дутые успехи нынешних владельцев России связаны исключительно с несистемным фактором – сверхдоходами от продажи углеводородов в середине нулевых. Но те времена давно прошли, а нынешний режим как был нищ на идеи развития, так им и остается. Нынешние пришли к власти не развивать, а выносить. И выносят. Поэтому и результат соответствующий.
Щедрый подарок Медведева Норвегии, когда была отдана ни за что акватория Баренцева моря, – характерный пример. Медведев отдал гигантские запасы рыбного белка в обмен на возможность добывать газ Штокмановского месторождения, причем уже после всего выяснилось, что арктических технологий у России нет, а сам проект добычи газа и его транспортировки в США похоронила сланцевая революция в Штатах. Тут сразу все – и пример бездарнейшего планирования, и пример отношения к важнейшим вопросам безопасности страны.
Импортозамещение в таких условиях – чушь чистой воды. Лапша на уши. В итоге появились «левые схемы», вроде реэкспорта норвежской трески через Эквадор, белорусских креветок и показательных уничтожений яблок тяжелыми бульдозерами на свалках.