В статье сказано: «предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, физические лица – предприниматели, другие субъекты хозяйствования, обслуживающие потребителей, обслуживают и предоставляют информацию о товарах (услугах), в том числе через интернет-магазины и интернет-каталоги, на государственном языке».
Чтобы обеспечить неукоснительное исполнение закона – говорить только на мове, – и «защиту» национального языка, , прежде всего, от русскоговорящих государственного языка, Киев ввёл институт языкового омбудсмена. Им стал филолог, депутат Тарас Кремень. Он распространил своё предписание (переведено на русский): «В супермаркете и в интернет-магазине, в кафе, в банке, на АЗС, в аптеке или библиотеке, где бы ты ни был – обслуживание должно быть на украинском. Только по просьбе клиента его персональное обслуживание может осуществляться на другом языке».
Тем, кого не смогли или не захотели обслужить на мове, строгий омбудсмен посоветовал писать жалобы на его электронную почту. Все обращения (точнее, доносы) будут детально рассматриваться с проведением экспертизы и против «нарушителей» приниматься меры. Сначала это будет предупреждение, а также рекомендация – исправиться в течение 30 дней. Если в течение года «нарушитель» повторно заговорит по-русски, то уполномоченный или его представитель составят протокол и выпишут «москалю» штраф в размере 5100-6800 гривен.
Кремень не собирается ждать поступления жалоб, он и сам со своими сотрудниками намерен осуществлять контроль за применением государственного языка в магазинах, парикмахерских, спа-салонах, на базарах, – везде. По итогам проверок будет составлять акты о выявленных нарушениях. Работы у Кременя невпроворот: надо пристально следить за соблюдением закона множеством народа, так как 80% населения предпочитает общаться на русском. Уже произошли неприятные для омбудсмена инциденты: ряд ресторанов отказались исполнять закон, пояснив, что могут потерять клиентов, не говорящих на мове. Работники ателье хватаются за голову: их обязали применять такие названия одежды, которых они никогда ранее не слышали. Это и понятно. Словечки не из области украинского литературного языка, а из западэнских диалектов, очень смешные арго. Но, людям не до смеха. Их ожидают штрафы и увольнения, если они не подчиняться требованиям «защитников» мовы, на которой говорят националисты-бандеровцы, но, не писали и не говорили украинские классики – Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка, Борис Олейник и другие выдающиеся украинцы.
Закон, по мнению украинских экспертов, усугубит в их стране раскол по национально-языковому признаку. Отреагировал и Донбасс на украинские меры по «защите» мовы: «Такие законы ещё больше нас отдаляют от Киева, притеснения русскоговорящих – это проявление фашизма. Донбасс никогда не вернётся в состав страны, где правят безумные националисты».
В Госдуме тоже пришли к выводу, что закон, запрещающий на Украине использование русского языка, направлен не столько на защиту мовы, сколько на лишение элементарных прав русских и граждан других национальностей, говорящих на русском. Депутаты единогласно приняли заявление «О нарушении основополагающих прав человека на Украине в связи с новыми запретами на использование русского языка», где дана крайне негативная оценка действиям украинских властей.
Документ был подготовлен думским комитетом по делам СНГ. Его председатель Леонид Калашников (КПРФ) отметил, что наступление на русский язык и на права граждан, говорящих на русском, на Украине идёт давно. В 2018 году был принят закон, который не позволял обучаться русским на родном языке. Продолжением стал закон о штрафах для русскоговорящих, жёстких притеснениях и запретах, соблюдение которого контролирует языковой омбудсмен.
Закон, по словам Калашникова, абсолютно людоедский, он не позволяет русскоговорящим не только обучаться на родном языке, но даже писать на нём литературные произведения, научные труды, защищать диссертации. С начала этого учебного года все бывшие русские школы перешли на украинский. А с 16 января на всех предприятиях всех форм собственности запрещено обслуживание на русском языке.
«Учитывая, что делегация Госдумы собирается в субботу (23 января) выезжать в Парламентскую ассамблею Совета Европы, то мы там обязательно поднимем вопросы о нарушениях прав человека на Украине», подчеркнул Калашников.
Галина ПЛАТОВА
Молдова: народ лишают
средства общения
В Москве озабочены решением Конституционного суда Молдавии о лишении русского языка статуса языка межнационального общения.
Вердикт КС Молдавии от 21 января «представляется тревожным фактором в контексте сохранения межэтнического мира в многонациональном молдавском государстве», говорится в заявлении посольства России в Кишиневе, распространенном в пятницу.
Как отмечается в документе, «на протяжении десятилетий наряду с государственным языком Республики Молдова русский язык выступает неотъемлемым элементом эффективной коммуникации и гармоничного сосуществования всех национальных групп страны – молдаван, украинцев, русских, болгар, гагаузов, евреев, ромов, поляков».
«На таком фоне оскорбления радикалов в адрес руководства нашей страны, народа России и русскоязычных граждан Республики Молдова выглядят кощунственно и противоестественно», – подчеркивает российская дипмиссия.
Как отмечается в документе, «реакция здоровых молдавских сил на русофобские акты вполне понятна». «О последствиях антироссийского шовинизма в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия здесь хорошо помнят», – говорится в заявлении посольства.
Закон о функционировании языков был принят в конце прошлого года депутатами от Партии социалистов и партии «Шор». Он предусматривает придание русскому языку статуса языка межнационального общения и возможность обращаться на русском языке в органы государственного управления. Закон также предусматривал наказание для чиновников, отказывающихся ответить на запросы на русском языке.
Авторы запроса посчитали, что новый закон нарушает права большинства граждан и принижает роль государственного языка. Они также указали на то, что закон был принят парламентом с многочисленными нарушениями процедур, без обязательного заключения правительства и ряда причастных министерств.
Конституционный суд согласился с доводами депутатов и признал закон противоречащим Конституции. Он перестает действовать с момента принятия решения Конституционного суда. Решение КС является обязательным и обжалованию не подлежит.