НИЗОСТЬ

Кумиры моей баскетбольной юности Сергей Белов и Александр Белов, победившие сборную США в 1972 году в Мюнхене, в гробу переворачиваются!
Но меня, не посмотревшего фильм на большом экране (может, там баскетбольные баталии повыразительнее смотрятся), потрясли в телике крупные планы наших кинозвезд – лица тренеров, многих игроков, а уж тем более спортивных чиновников и таможенников, которые дышат злостью, тупостью, ненавистью к «системе». Весь сценарий (насквозь) – набор антисоветских штампов. Успешные рыночные сценаристы Николай Куликов (родился в 1979 г. в Реутове, окончил журфак МГУ, стендап-комик, соавтор сценариев к фильмам «Легенда №17», «Горько!») и Андрей Курейчик (родился в 1980 г., окончил юрфак Белорусского ГУ, прошел режиссерскую стажировку во МХТе им. Чехова у Олега Табакова) как детишки лихих 90-х и школяры начала эпохи «вставания с колен» хватко нащупали жилу! Научились играть на ностальгии по славному советскому прошлому, но впрыскивают туда яд антисоветчины, доказывая, что эти победы были не благодаря, а вопреки. На самом деле им-то известно, что всем движет бабло и низменные побуждения. 
Ну вот характерный навязчивый мотив: в советской стране Амосова, Бурденко, Филатова – не было никакой медицины. Сына главного тренера можно вылечить от ДЦП только за рубежом, линзы для форварда – прототипа Жармухамедова, против которого мне повезло сыграть, конечно, лишь в турнире ветеранов, можно достать исключительно в США, ну, а героя-баскетболиста А. Белова – тем более можно вылечить только за границей. И это нам впаривают в стране, где деньги на операцию больных детишек собирают по тому же телевизору чуть ли не каждый день! Медицина современной России, к примеру, вообще разучилась ставить элементарные диагнозы (нам показывают многочисленные сюжеты на тему губительных ляпов). К тому же и деньги, и «передовая» западная медицина в XXI веке не спасла огромное число пациентов – от Жанны Фриске до Дмитрия Хворостовского, у семьи Децла тоже были деньги и возможность выезда куда хочешь. И что?.. В конце фильма игроки сборной в пику советской системе (она же не поможет) отдают все заработанные на Олимпиаде деньги тренеру Гаранжину на операцию его маленького сына за границей. Отдают потому, что сам Гаранжин еще раньше отдал все свои сбережения на лечение сына за лечение в США Белова. По-голливудски трогательно. Но авторы фильма так и не показали в последних кадрах мальчика выздоровевшим. И не могли показать, так как это было бы сверхкощунством – в жизни-то сын реального тренера прикован к инвалидному креслу по сей день. А ведь зрители ушли с фильма уверенными, что заграница помогла мальчику.
И так – по всему сценарию. Отвратительно! Команда представляет собой случайный сброд, еще и с какими-то постоянными стычками на межнациональной и антисоветской почве, одержимый лишь мечтами поторговать черной икрой за «бугром» и вывезти из заграничного изобилия джинсы, мотки шерстяных ниток и аппаратуру. «Неожиданно» спортсменам на таможне устроили «шмон» (хотя чем еще таможенники на работе могут заниматься). Всё это довольно смешно показано в фильме, чтобы только напомнить, что у нас «полстраны пишет доносы». О как замахнулись! Значит, один из сценаристов (половина!) пишет доносы на другого, или это только в СССР было? Тренера Гаранжина пропесочивают за то, что он сказал: «Наша цель – победить американцев». А что, сегодня едут не за победой, а за премиальными вне зависимости от результата? Особенно странно подан стимул, бросающий тренера команды в роковую схватку. Он бы, глядишь, и отказался от нее, если бы не вовремя позвонивший больной сын, сказавший, что поставил во дворе три рубля на папину команду. И вот, сжав волю в кулак, папа бросается в битву – трешник спасен. 
Главная ложь: про неизлечимую болезнь Саши Белова было известно, мол, до Олимпиады, но делали ставку, жестоко использовали. Стало до конца – после телепросмотра без отвлекающих спецэффектов – понятно, почему вдовы знаменитых баскетболистов Александра Овчинникова (Белова) и Евгения Кондрашина выступали категорически против картины. «Саша в 1972 году был гением баскетбола, молодым, очень перспективным, о нем можно было такое снять, красивое что-то! – говорит вдова, – Саша и так мало прожил. А здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным. Лично мне очень больно за все за это. Там показывают его личную жизнь, я была против, чтобы про него что-то выдумали и рассказывали. На что мне ответили: у него, мол, и до вас было много девушек, вы не единственная. Мне, честно говоря, плакать хочется… Пусть студия «ТриТэ» (принадлежит Никите Михалкову. – А.Б.) снимет кино о семье Михалкова, где его родные будут пить, будут смертельно больны, будут неадекватно себя вести, спать с кем угодно. Пусть снимут и скажут, что это художественный вымысел», – заявляла Овчинникова. Но кого сегодня это останавливает? 
Теперь к кинозрителям добавилась огромная армия телезрителей, фильм повторили днем 24 февраля, перед самым матчем, где нынешняя сборная «долгого государства Путина» в игре против сборной бывшей провинции России завоевали с трудом право участвовать в мировом первенстве – впервые с 2010 года – вот такая деградация спортивных успехов, нравов и человеческих качеств… Но подлые спекуляции на недобитом советском патриотизме, уверен, и дальше продолжатся.

Другие материалы номера