«ОПТИМИЗАЦИЯ» В НИЩЕТУ

Оно обеспечивает теплом и другими домашними благами поселок Караванный и два села. 
А вчера их жителей зимним морозом бросило в пот от решения опять по ЖКХ: привлечь к субсидиарной ответственности бывшего директора предприятия Евгения Константиновича Васильева за убытки в размере 27 миллионов рублей 82 копейки. Ныне государство умеет считать денежки. 
Однако все-таки возникает вопрос: кто же у нас банкрот – виновник развала предприятий также и жилищно-коммунального хозяйства. 
Сразу бросается в глаза, что и эта действующая отрасль жизнеобеспечения народа – в основном наследие времени рабоче-крестьянской власти. Примером тому – наш поселок Караванный, центральная усадьба совхоза (теперь колхоза) имени Ю.А. Гагарина. Здесь почти 3000 жителей. 
В работе все службы современного быта. Центральное отопление, водопровод и водоотведение – канализация и очистные сооружения. Воду в село подают за шесть километров из скважин, потому что в самом селе вода непригодна для бытовых нужд. Это стоит больших затрат. Десятки километров инженерных сетей и сооружения были созданы в 70-х годах – так проявляла себя «эпоха застоя», как обозвали ее затейники «перестройки». Тогда во всех районах Оренбургской области работали по генеральным планам создания агрогородков – сохранения всех сел с полным набором отраслей сельского хозяйства и городскими удобствами. 
Наш совхоз в числе экспериментальных хозяйств первым применял новые проектные решения. К сожалению, именно такие большие, благоустроенные села, в которых устранена разница с городом по культуре быта, оказались теперь в наиболее тяжком положении. 
За ряд лет к концу прошлого отопительного сезона сложилась задолженность «Караванного ЖКХ» более 30 миллионов рублей, в основном по газу, электроэнергии и частично по налогам. Она скопилась с 2012 года. В последние годы по мере повышения цен на газ и электричество увеличивалась на 7–8 миллионов рублей. По решению о банкротстве конкурсный управляющий предприятия смог собрать 3 миллиона рублей из выручки за услуги ЖКХ. За остальные 27 миллионов рублей долга он подал в суд на руководителя предприятия Е.К. Васильева. 
Евгений Константинович – пенсионер, работает. Специалистов помоложе, которые могли бы работать в такой сложной отрасли в сегодняшних условиях, днем с огнем на селе не найти. Человек понимает, что обслуживает население, среди которого от роду живет, где все мы друг друга знаем давным-давно. Шел навстречу жителям нашего Караванного сельского совета, выкладывался на работе. ЖКХ успешно обеспечивало село теплом, водой и т.д.
Всего богатства у Васильева – квартира и старый мотоцикл, домашний скарб по мелочи. И вот с него хотят взыскать 28 миллионов рублей. Сегодня рассмотрение отложили, потребовали дополнительные доказательства, но сам факт, что пытаются наложить на человека ответственность за сумму долга, возникшего не по его вине, и который ему и за всю оставшуюся жизнь не выплатить. 
Если бы была его вина – другой разговор. Коммунальные сети сделаны почти полвека назад, тогда они были на балансе нашего совхоза, мы эксплуатировали их. Всё было в исправности, но убытки жилищно-коммунального хозяйства не перекладывались на население, его содержал совхоз за счет производственных отраслей. Совхозу было по силам за счет прибыли покрывать издержки ЖКХ, что являлось наиболее целесообразным, работало как один из видов общественного фонда потребления и повышало уровень жизни населения. 
А после капиталистических «реформ», когда всё передали в руки паразитирующих господ, социальная сфера стала никому не нужной обузой. Буржуазная власть поневоле вынуждена ею заниматься. В 90-е годы у нас в Оренбургском районе создали райжилкомхоз, который года три-четыре вел бизнес по оказанию услуг ЖКХ в селах, однако неудачно. 
На контору подали в суд за долги по газу более 5 миллионов рублей, судебные приставы арестовали счета. Вынуждены были создать предприятия при сельсоветах, в том числе «Караванное ЖКХ». Попросили пенсионера Е.К. Васильева возглавить его. Он согласился, и дело наладилось. Предприятие исправно работало. 
Советская власть построила в поселке промышленную котельную, но успела не всё. Были подключены к отоплению жилье, два детских сада, больница, прекрасный дом культуры, школа на 600 учащихся, производственные объекты совхоза… Планировалось построить бассейн, тепличное хозяйство и другие социальные объекты. На это и рассчитана котельная. Теперь ее мощности избыточны, а на модернизацию и приспособление к меньшему объему работ средств нет. 
Кроме того, очистные сооружения после полувековой эксплуатации все еще справляются с задачей, но уже в предаварийном состоянии. На протяжении ряда лет глава администрации сельсовета добивается ремонта старых и строительства новых сооружений. Но денег нет в областном бюджете. Про районный говорить не приходится. Есть в стране национальный проект по ЖКХ, но ни сном ни духом и оттуда ничего нет для нашего поселка. 
Следствием вышеназванных причин явилось то, что затраты на коммунальные услуги в поселке превышают регулируемые тарифы на услуги ЖКХ. Совершенно очевидно, что вины Е.К. Васильева в этом нет. Поражает то, что человек действительно пострадает, его этот каток просто раздавит. А в итоге ничего не изменится. Даже замахиваются на то, чтобы и в сельсовете счета арестовать, несмотря на то, что это не заработанные здесь, а бюджетные деньги, запланированные на зарплату штатным сотрудникам. 
Закрыть жилищно-коммунальное предприятие, а заодно и учредивший его сельсовет? Это новое слово в «оптимизации» народной жизни. 
Еще одной причиной образования долгов является то, что жители 67 квартир имеют значительную задолженность за жилищно-коммунальные услуги. Порожденная капитализмом нищета и здесь сказывается. 
После банкротства «предприятия ЖКХ» было создано новое – «Караван-сервис» – также при сельсовете. И опять с октября за время отопительного сезона уже накопилось  около двух с половиной миллионов рублей долга. Опять за газ, электроэнергию. А за три месяца будет еще столько же. И в летние месяцы не без убытков. 2–3 года – и накрутится та же сумма долга, кого тогда будут судить? Кто согласится руководить предприятием с такой перспективой и последствиями для себя? 
В нашем районе такие же проблемы в Первомайском и Никольском сельсоветах. Никаких законов и даже разговоров об устранении этих проблем не ведется. 
Вот по телевидению только что показана бегущая строка: в случае санкций против российских банков государство будет выделять деньги для поддержки и стабилизации банковской системы. Что уже делалось в колоссальных размерах несколько лет назад под предлогом того, что банки направят эти капиталы на модернизацию и развитие производства в стране. Но не видно ни модернизации старых, ни строительства новых предприятий. 
А ведь живем на газе. У нас в сельскохозяйственном производственном кооперативе на половине полей стоят вышки, из скважин под большим давлением идут газ, нефть. Кому льются фонтаны денег из черного и голубого золота? Только не подлинным хозяевам земли – работникам полей и ферм, плоды труда которых часто оказываются дороже любого золота – как единственный источник жизни для любого газового короля и финансового туза. 
Просто измором сколько тысяч деревень разорили по России через уничтожение их производственной базы – колхозов и совхозов. Взялись и за среду обитания, за жилищно-коммунальное хозяйство. И быт – под корень. У костра греться? 
Советуют переводить дома на газ. Ну, конечно, газовая колония империалистического Запада должна хотя бы говорить о присоединении к газовой цивилизации. Но ведь для перевода сельского дома на индивидуальное отопление надо больше ста тысяч рублей. Для большинства такая глыба денег неподъемна. 
Так бедствует поселок Караванный, в центре которого памятник – истребитель, на таком первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин совершал учебные полеты над просторами Оренбуржья. А сегодня, по последним данным, в нашей области предприятия жилищно-коммунального хозяйства накопили долгов 1 миллиард 540 миллионов рублей за энергоресурсы. Тяжким грузом нищеты капитализм отнимает у народа устремленность в будущее.

Другие материалы номера