«Морено, убирайся!»

8 октября тысячи индейцев пришли маршем в столицу страны Кито. Ведущие мировые медиа, разнообразные защитники прав человека почему-то не транслируют страшные кадры, как полицейские сбрасывают с моста демонстрантов. В результате столкновений с полицией сотен тысяч участников забастовки, вышедших на улицы эквадорских городов, есть убитые и раненые. Их число до сих пор неизвестно.

[img=-11853]

Президент страны Ленин Морено ввел в Эквадоре чрезвычайное положение и «перенес офис правительства» (то есть, по существу, бежал) из Кито в Гуаякиль. Этот самый богатый город страны всегда был оплотом правых сил. Оттуда Морено выступил с обращением к нации, в котором обвинил в дестабилизации обстановки в своей стране президента Венесуэлы Мадуро и экс-лидера Эквадора Рафаэля Корреа.
Напомним, Рафаэль Корреа, предшественник Морено, проводил левый политический курс: он стремился освободить страну от экономической зависимости от США, его правительство перераспределило государственные доходы в пользу неимущих, существенно уменьшило уровень коррупции.
Морено был вице-президентом при Рафаэле Корреа, на должность главы государства выдвигался от левого «Альянса гордой и независимой родины». Его рассматривали как преемника курса на социализм. Однако, придя к власти, он немедленно начал сворачивать все социальные преобразования. 
«За несколько лет своего правления президент Ленин Морено сумел отбросить страну на десятилетия назад, вернул ее под контроль западных экономических организаций и вновь обеспечил на ее территории военное присутствие США. Более того – в обмен на выгодную сделку с Вашингтоном он выдал ему находившегося под защитой Эквадора Джулиана Ассанжа», – пишет живущий долгие годы в Латинской Америке украинский журналист Олег Ясинский. 
Но последней каплей для эквадорцев стали так называемые реформы, которые Морено проводит по требованию МВФ. Он подписал указ об отмене с 3 октября субсидий на дизельное топливо и бензин в обмен на многомиллионные кредиты. Субсидии на топливо были введены в Эквадоре еще в 1970-х годах. Их упразднение является частью пакета экономических мер, на которых настаивает МВФ. Эквадор уже получил от Международного валютного фонда заем в размере 4,2 млрд долларов и обязался в ответ сократить государственные расходы. Программа субсидий обходилась бюджету в 1,3 млрд долларов в год. Кроме того, работникам госсектора отпуска сокращены с 30 до 15 дней.
В результате всего за несколько дней топливо подорожало более чем на 120%. Галлон (3,79 литра) дизеля подорожал с 1,03 до 2,30 доллара, обычный бензин с 1,85 до 2,40 доллара. Это немедленно вызвало рост цен на другие жизненно важные продукты, товары и услуги. Возмущенные граждане начали массово протестовать. Для этого им не понадобилось призывов ни Мадуро, ни Корреа.
«Протесты в Эквадоре – это ответственность Международного валютного фонда, а не правительства Венесуэлы», – заявил Мадуро, отвечая на обвинения Морено.
Между тем Аргентина, Бразилия, Колумбия, Сальвадор, Гватемала, Парагвай и Перу, где в настоящее время у власти находятся правые, решительно подержали действия Морено в совместной декларации. 
8 октября эквадорская государственная компания Petroamazonas приостановила работу на трех месторождениях, которые были захвачены, как указывается, «посторонними лицами из числа протестующих». Об этом сообщило министерство энергетики страны. Подчеркивается, что с людьми, находящимися на территории месторождений, «ведутся переговоры в мирной форме», «никто из персонала не удерживается силой».
Значительные события ожидаются в среду, когда в Кито должны войти основные массы протестующих граждан – индейцы и фермеры. Правительство, опасаясь студенческих выступлений, закрыло университеты. Основные дороги в стране перекрыты протестующими. 
А на смену экономическим требованиям (вернуть субсидии на топливо) все чаще приходят политические – отставка Морено и его правительства.
В центре Кито, где находились тысячи семей с детьми, полиция атаковала демонстрантов. Минимум три человека убиты, десятки ранены. Режим ввел комендантский час «возле правительственных зданий». Военные захватили радио Пичинча, информировавшее страну о ходе восстания, и продолжают громить офисы альтернативных СМИ.
 Между тем протестующие индейцы заняли здание национальной ассамблеи и прокуратуры. В парламенте протестующие приняли декларацию против неолиберальных реформ. Военным удалось вытеснить часть протестующих из здания. Работа парламента приостановлена. Рафаэль Корреа призвал к революции, лидеры коренного населения Эквадора выдвинули лозунг «Морено, убирайся!». Однако нельзя говорить, что Кито уже находится под контролем восставших.
 Протестующие собираются пойти на Гуаякиль, в котором находятся правительство и сам Морено. Военные самосвалами блокируют дороги в Гуаякиль, куда направляются группы коренного населения Эквадора с палками и холодным оружием. 

Другие материалы номера