И вновь продолжается бой…

Для нас это праздник таланта, праздник большого гражданского смысла, дружбы и верности, возвышенного творчества! 
За долгие годы нашей общей истории Вы стали не просто любимым композитором-песенником, любимицей народа, но неотъемлемой частью нашей героической, трудовой и созидательной истории. Частью ее памяти, знаком ее национального кода. 
Все главные события народной жизни: Великая Отечественная война, завоевания русского космоса, грандиозные советские стройки, победы советского спорта – воплотились в Ваших музыкальных шедеврах. 
Ваши мелодии сопровождали первые вращения турбины Братской ГЭС. Ваша пронзительная лирическая мелодия покорила сердца спортсменов и зрителей летней Олимпиады 1980 года.
Ваши песни становились музыкальными памятниками воинам и городам. Достаточно вспомнить пронесшуюся не только по Питерской, но через весь Советский Союз неповторимую песню-балладу «Знаете, каким он парнем был…». 
Мы, наши дети и внуки уже никогда не сможем представить себе любимое кино без песен Александры Пахмутовой. Музыка к фильмам «Битва за Москву» и «Рожденная Революцией», «Тревожная молодость», «Три тополя на Плющихе», «Девчата» – золотой фонд нашей национальной культуры. 
А детская сюита «Ленин в сердцах у нас» и сегодня остается школой профессионализма и гражданственности для многих молодых музыкантов. 
Ваш творческий тандем с замечательным поэтом Николаем Добронравовым – не только достойнейший символ возвышенного союза, но и тончайшего творческого унисона. 
С уверенностью и гордостью можно сказать сегодня, что Ваша музыка, Ваши песни глубоко и правдиво – во многом по-новому и в то же время в русле советской музыкальной традиции – отразили самые благородные и дерзновенные порывы нескольких поколений советских людей, красоту их человеческих сердец, чистоту и святость их надежд. 
Автор более чем четырехсот любимых народом и запоминающихся песен! 
Герой Социалистического Труда! 
Народная артистка СССР!
Лауреат двух Государственных премий СССР!
Лауреат премии Ленинского комсомола!
Кавалер двух орденов Ленина! – в горе и в радости, в смуте и в славе своей Родины Вы всегда были со своим народом. И потому Вы стали его мелодией. Любимой мелодией народа и Державы. 
Здоровья Вам, драгоценная Александра Николаевна! Здоровья и Надежды!

Г.А. ЗЮГАНОВ,
руководитель фракции КПРФ в Государственной думе РФ, Председатель ЦК КПРФ

***

9 ноября 2019 года Россия отмечает 90-летие выдающегося композитора Александры Николаевны Пахмутовой, чье творчество стало символом советской эпохи. Нет в нашей стране такого человека, который не знал хотя бы одной песни, написанной Александрой Николаевной. Конечно, в СССР было немало прекрасных композиторов, и у каждого из них были свои шлягеры. Но такого количества всем известных и всеми любимых песен нет ни у кого, кроме Пахмутовой. 

Детские песни, песни для кинофильмов, песни, посвященные людям труда и трудовому подвигу, написанные к праздникам и по случаю значительных событий… В общей сложности – сотни песен, сюиты, концерты, инструментальная музыка… Созданное Пахмутовой – это целый пласт русской музыкальной культуры. Но главное – творческий охват композитора настолько огромен, что, несмотря на ее особенный, узнаваемый почерк, нет-нет да и удивишься: «Как? Неужели и это Пахмутова?..» Такие разные по мелодике, по жанру, сюжету и теме песни, как «Беловежская пуща» и «Любовь, комсомол и весна», «Надежда» и «Песня о тревожной молодости», «Хорошие девчата» и «Белоруссия», «ЛЭП-500» и «Нежность», «И вновь продолжается бой» и «Мелодия», «Весна 45-го года» и «До свиданья, Москва» написаны в разное время одним человеком. Выдающийся мелодист, Александра Николаевна всегда находит предельно точные творческие средства для воплощения любого замысла. Думается, что человек, не ведающий, о чем та или иная песня Пахмутовой, сможет по музыке понять примерное содержание и тему. Не зная, например, о чем поется в песнях «До свиданья, Москва» или «Нежность», сторонний слушатель уловит грусть прощания, а в «Песне о тревожной молодости» – что-то мечтательно-тревожное. Музыка Пахмутовой всегда сплетена с текстом и неотрывна от него. Избранная форма, фактура и гармония – всё это вместе со словами образует художественный образ, единое и оригинальное произведение искусства. 
К слову, «Песня о тревожной молодости» на стихи Л. Ошанина была написана для кинофильма «По ту сторону» (1958), снятому по одноимённому роману В. Кина. Песня пережила свой 60-летний юбилей, но до сих пор любима и популярна. Пели ее не только в СССР, песня полюбилась в Японии и КНДР, Китае, Вьетнаме и ГДР. Исполняли ее итальянская группа Banda Bassotti и немецкая Rammstein. «Песня о тревожной молодости», прозвучавшая и в других кинофильмах как самостоятельное произведение, в наше время стала неофициальным гимном МЧС. Но главное, что именно с этой мелодии Пахмутову узнала и полюбила вся страна. Фильм успели забыть, а песню помнят. Более того, фильм назвали бледной иллюстрацией талантливого, яркого и по-настоящему художественного романа Виктора Кина. Бесспорным украшением картины, явлением под стать книге, стала песня Пахмутовой на слова Ошанина. «Две индивидуальности сталкиваются впервые – непременно будет яркая вспышка», – написал позже Е. Долматовский о работе Пахмутовой и Ошанина над песней к фильму «По ту сторону».
Пахмутовой, по слову Д. Кабалевского, удалось в этой песне создать «своеобразный собирательный портрет нашей молодежи, ее лучших гражданских черт, портрет, написанный в увлекательных, романтических тонах». И молодежь 60-х узнала себя в ее мелодии, узнала и приняла этот красивый романтический портрет. Наверное, поэтому, на XV съезде ВЛКСМ в мае 1966 г. зал приветствовал Пахмутову «Песней о тревожной молодости».
Л. Ошанин, вспоминая, как участвовал в работе над фильмом «По ту сторону», рассказывал, что несколько раз предлагал Пахмутовой слова для песни, но каждый раз что-то не получалось. Впоследствии поэт узнал, что Пахмутова, как и многие ее коллеги, не любит подгонять мелодию под текст. Мелодия появляется сама, вдохновленная идеей, творческим замыслом. Ритмический рисунок, используемый Пахмутовой, связан с ее собственным восприятием темы, а чужой ритм, первоначально заданный стихами, может не совпадать с тем, как слышит идею песни композитор. Поэтому и музыка, написанная специально на стихи, вряд ли окажется столь же вдохновенной и прочувствованной, как музыка, созданная без привязки к чужому ритму, то есть к чужому видению темы. Конечно, как большой талант и профессионал, Пахмутова просто не смогла бы сфальшивить или написать что-то немелодичное. Однако подлаживаясь под написанные слова, под заданный ритм, Пахмутова была лишена возможности следовать за своим вдохновением, что и чувствовалось всеми – нужная песня не получалась. 
Наконец композитор предложила свою музыку, которую Ошанин сразу же оценил, признав, что именно эта мелодия должна прозвучать в фильме. Слова были написаны заново, изменился не только ритм, но и содержание стиха. 
Дружба, умирающая вместе с героем, любовь, готовая пройти сквозь бури, невиданная сила, великая цель и самоотдача во имя блага родной страны – таким нарисовали комсомольца композитор Пахмутова и поэт Ошанин. И нет ничего удивительного, что этот образ пришелся по душе молодому поколению.
Мелодия Пахмутовой подсказала Ошанину не только новый ритм для стихов, но и задачу молодежной, комсомольской песни вообще «открыть человеку возможность подвига». Ведь когда лирический герой говорит о себе, слушателю тоже хочется «идти сквозь снег и ветер, думать о Родине и совершать поступки, достойные настоящего человека». 
Слова Ошанина называли наивными, имея в виду и сочетание «меня моё», и первый куплет, где слово «забота» повторяется трижды, а последняя строчка – «и нету других забот» – звучит слишком категорично, с юношеским максимализмом и к тому же воспринимается как разговорный стиль. Но, думается, дело не в том, что к словам, предназначенным для музыки, подход менее строгий. Скорее, тут стилистический прием, и стоит вспомнить Матвеева с Безайсом (героев романа и фильма «По ту сторону»), как всё встает на свои места и наивность становится совершенно уместной. 
Песня, написанная о первых комсомольцах, о молодежи 20-х, таких как Матвеев и Безайс, оказалась вне времени, благодаря лиризму и романтике, благодаря воспеванию лучших черт и устремлений человеческих. Неспроста ее избрали гимном – песня стала символом, олицетворением поиска и непокоя, призывом к созиданию и утверждением, что не только обывательские радости делают человека счастливым. 
Творчество Пахмутовой, называвшей себя преемницей или «внучкой Римского-Корсакова», вбирает традиции и русской народной песни, и песни советской, и русской классической музыки. Но всякий раз, синтезируя традицию, Пахмутова создавала новые, индивидуальные произведения. Традиционное начало делало ее песни близкими огромному числу людей, независимо от темы и содержания. Наравне с «Песней о тревожной молодости» и множеством других песен до сих пор остаются любимыми, например, «Хорошие девчата» и «Старый клен», написанные на слова М. Матусовского к фильму «Девчата» (1961) – песни совершенно разные и с разных сторон раскрывающие лирическое дарование композитора. Лёгкая, весёлая, созданная в ритме фокстрота песенка «Хорошие девчата» как бы уравновешивается в фильме «Старым кленом» – таким распевным и трогательным, что со временем многие стали воспринимать его как народную песню. Александра Николаевна так вспоминала работу с Матусовским над «Старым кленом»: «Он принес мне стихи: «Старый клен стучит в стекло… приглашая нас с друзьями на прогулку. От чего мне так светло? Оттого, что ты идешь по переулку». А я ему сыграла «Старый клен, старый клен, старый клен…». Там, казалось, от стихов ничего не осталось, но он как песенный мастер почувствовал, что это более песенно, что вот именно эти стихи, более примитивные, наверное, принесут песне какую-то жизнь. И он уступил: сделал подтекстовку, и получилась песня «Старый клен». 
Но получилось не примитивно – получилось просто. Упрощенный повторами стих в сочетании с искусной простотой мелодии создали эффект народной девичьей песни. И неспроста песня вскоре превратилась и в застольную, и в походную. Совершенно непохожий на «Песню о тревожной молодости», «Старый клен» так же полюбился самым разным исполнителям. А в 1962 г. – сразу после выхода фильма «Девчата» – «Старый клен» был отмечен первой премией на Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов, организованном Министерством культуры СССР, Центральным комитетом ВЛКСМ и Союзом композиторов СССР. 
Девочка из рабочей семьи приволжского поселка с ранних лет знала, что будет композитором – в пять лет она сочинила первую свою пьесу «Петухи поют», в семь – начала серьезно заниматься музыкой, отправляясь за восемнадцать километров в городскую музыкальную школу. На 22 июня 1941 г. в сталинградском городском театре был назначен утренний концерт лучших выпускников музыкальной школы, где планировалось и участие Александры Пахмутовой. Стоит ли говорить, что концерт толком не состоялся. 
А потом была эвакуация в Казахстан, где рояль пришлось заменить аккордеоном. В 1943 г., когда отец Александры Николаевны – Николай Андрианович – собрался в командировку в Москву, дочь упросила взять ее с собой, чтобы поступить в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Школа, где учились одаренные дети, была известна на всю страну – о ней писали в газетах.
И вот, подобно Михайле Ломоносову, четырнадцатилетняя Александра отправилась в разгар войны через всю страну из Казахстана в Москву – учиться. Комиссия, слушавшая девочку, сделала такое заключение: «Александра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстает от своих сверстников по технической продвинутости, но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив».
Комиссия не ошиблась: перспективы у Пахмутовой действительно оказались отличными. Окончив на «отлично» музыкальную школу, в 1948 г. Александра Николаевна стала студенткой композиторского отделения Московской консерватории, после чего окончила аспирантуру. В 1956 г. учеба завершена, а уже в 1958 г. родилась «Песня о тревожной молодости», принесшая композитору всесоюзную любовь и славу. Маленькая, хрупкая женщина со светлой улыбкой стала и рупором эпохи, и лучшим мелодистом своего времени, и выразителем чаяний народа. Творческий век Пахмутовой, не раз обнаруживавшей недюжинную волю и бойцовский характер, оказался длинным и насыщенным. 

Светлана ЗАМЛЕЛОВА

Другие материалы номера