И возможно, именно потому провозгласить начало эры искусственного интеллекта (ИИ) на Всемирном экономическом форуме, что прошел нынешним летом в Санкт-Петербурге, было поручено не филологу и не философу, а банкиру – президенту и председателю правления Сбербанка России Герману Грефу. Ну а после названного форума кто только о начале эры ИИ в России не говорил! А в интернете определение появилось: «Искусственный интеллект – это свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека». Внимательный читатель тут же заметит, что нельзя одно определять через другое, не объяснив предварительно смысла другого. Но нынешним российским говорунам такое не впервой. Вот и в нынешней Конституции РФ, статья 13 (п. 1), находим: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». И не считает нужным Конституция объяснить гражданам РФ (для коих она вроде бы и писалась), что это за штука такая – «идеологическое многообразие».
1. Но так ли уж многообразно указанное многообразие?
Материя и сознание – основные философские категории. Их, основных, таким образом, всего лишь две. «Материя первична, сознание – вторично», – твердили советским студентам преподаватели марксизма-ленинизма (то есть диамата и истмата).
Можно по-разному видеть исторические роли Карла Маркса и Владимира Ульянова (Ленина) и можно разными словами поминать советских преподавателей марксизма-ленинизма, но уйти от вопроса какая (из двух категорий) первична, а какая вторична, ни одному любителю пофилософствовать не удастся.
Если материя первична, то придется признать и диамат, и истмат. Если же первично сознание, откроется великое множество учений (от древнегреческого Платона, через разного рода религиозных деятелей до нынешних российских так называемых предпринимателей). Но все как одно эти учения идеалистического толка.
Однако откуда взялось идеологическое многообразие, которое добралось аж до Конституции РФ?
«Идеология – система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Она – часть общественной надстройки и в качестве таковой отражает в конечном счете экономические отношения» (Философский словарь, М., Изд-во политической литературы, 1980 г.).
Советский словарь тем самым давно ответил на поставленный выше вопрос: идеологическое разнообразие создано теми, кто не признает первичность материи и ставит свою любимую надстройку (политико-клановую, правовую, нравственную или безнравственную, эстетическую, религиозную или псевдорелигиозную, философскую или псевдофилософскую) выше экономического базиса.
И надо отдать должное сторонникам огромного числа идеалистических течений: они из кожи вон лезут, чтобы откреститься от материализма и утвердить в общественном сознании свою надстройку. В постсоветской России они взобрались на самый верх общественной лестницы. Они же сочинили нынешнюю Конституцию РФ. И они же провозгласили эру искусственного интеллекта.
2. Заглянем в историю физики
Заглянуть стоит хотя бы потому, что физику нередко называют натурфилософией, то есть философией (неживой) природы, а важнейшей частью любой философии является теория познания. И вот когда (в начале прошлого века) в физике появились статистическая механика, теория относительности и квантовая механика, возник непростой философский вопрос: что физики изучают на самом деле и что они домысливают? Не остался в стороне от этого вопроса и всем известный Эйнштейн, опубликовавший в 1944 г. статью «Замечания о теории познания Бертрана Рассела» (Альберт Эйнштейн. Собрание научных трудов. Т. IV, изд-во «Наука», М., 1967 г., с. 248).
«Каково соотношение между познанием и тем сырым материалом, каковым являются наши ощущения? Ответам на этот и некоторые другие вопросы, тесно с ним связанные, соответствует почти необозримый хаос философских воззрений», – так начал Эйнштейн свою статью. А далее читаем: «Вряд ли кто-нибудь удивится, узнав, что Платон считал более реальными «идеи», чем эмпирически воспринимаемые нами вещи… Аристократическая иллюзия о неограниченной проницательности чистого мышления имеет своего двойника – значительно более плебейскую иллюзию наивного реализма, согласно которому все вещи «существуют» в том виде, в каком их воспринимают наши чувства… Попытки преодолеть обе эти иллюзии нельзя считать независимыми друг от друга… Наивный реализм приводит к физике, а физика, если она верна, показывает, что наивный реализм ложен… Однако именно тот же физический образ мышления и его практические успехи поколебали уверенность в возможности познания вещей и связей между ними с помочью чисто умозрительных средств… Чтобы мышление не выродилось в «метафизику» или в пустую болтовню, необходимо лишь прочно связывать достаточное количество суждений в системе понятий с чувственными восприятиями… В противном случае придется считать, что Эйфелева башня в Париже и в Нью-Йорке представляют собой одну и ту же вещь» (выделено мною. – Б.О.).
Значительно позже это эйнштейновское рассуждение об эмпирике и метафизике, то есть об эксперименте и теории, подытожил советский академик и нобелевский лауреат Петр Капица. Подытожил последовательностью слов в названии одной из своих популярных книг: «Эксперимент, теория, практика». Именно таким путем входит в нашу жизнь научно-техническая новизна. И только практика эту новизну принимает или отвергает.
3. Лишь один пример
О замене водителя автомобиля неким роботом с искусственным интеллектом говорят не первый год. Возможна ли такая замена?
В принципе да, и ничего особенного в том нет. Переключатель скоростей, три педали и баранка (известные всем водителям) плюс видеодатчики дорожных знаков и обстановки на дороге плюс современный микропроцессор – и поехали. Только куда?
Ни один искусственный интеллект не может быть интеллектуальнее естественного интеллекта своего разработчика. А автомобиль невозможно представить вне дороги, по которой он едет. Но как Эйфелева башня в Париже не похожа на такую же башню в Нью-Йорке, автомобиль на одной дороге не похож на тот же автомобиль, но на другой дороге.
Попробовать, то есть провести эксперимент, можно на любой дороге. Но за разработку теории движения автомобиля с искусственным интеллектом по любой дороге возьмется разве что сумасшедший (или мошенник). А до практики дело не дойдет, скорее всего, никогда.
И тут возникает вопрос: а провозвестник эры ИИ Герман Греф – он кто такой? Какую такую интеллектуальную систему он разработал? И где проводил эксперименты – не в Сбербанке ли?
4. Постсоветский банкир от правоведения
Согласно Википедии, Герман Греф родился в 1964 г. в семье этнических немцев, а образование получил на юридическом факультете Омского государственного университета, который и окончил по специальности «правоведение». После чего то же правоведение преподавал студентам того же факультета. Тогда же вступил в КПСС. А в 1993 г. он становится аспирантом юридического факультета уже Санкт-Петербургского университета и приобретает в качестве руководителя небезызвестного Анатолия Собчака, самым известным изречением которого (согласно интернету) были слова «Власть портит людей».
Еще числясь в аспирантуре, Греф становится председателем комиссии по управлению имуществом города Петродворец. После чего оказывается в администрации Санкт-Петербурга, где знакомится с Алексеем Кудриным, Дмитрием Козаком и Дмитрием Медведевым. Для названных лиц, как и для нынешнего президента России, работавшего в той же администрации, он становится своим человеком. Благодаря чему в 2000 г., то есть в 36-летнем возрасте, он назначается министром экономического развития и торговли РФ. Тем самым, несмотря на предупреждение Собчака, становится (без всяких выборов) государственным деятелем, то бишь властным человеком.
В 2007 г. он вспоминает о предупреждении Собчака и ограничивает сферу своей деятельности Сбербанком России. Но к этому времени он уже председатель или сопредседатель целого ряда попечительских советов (в частности, попечительского совета Мариинского театра и совета Центра стратегических разработок). А значит, де-факто от власти не отходит.
В 2013 г. он становится к тому же членом международного совета американского банка J.P. Morgan Chase, сменив на этом посту гендиректора госкорпорации «Роснано» Анатолия Чубайса.
Если верить интернету, цена пакета акций Сбербанка, принадлежащего Герману Грефу лично, составляет 2,19 миллиона долларов США, а его доход в 2018 г. составил 15 миллионов долларов США.
И если предположить, что «среднестатистический трудящийся» нынешней РФ зарабатывает 50 тысяч рублей в месяц, или 0,6 миллиона рублей в год, то годовой доход Германа Грефа будет равен доходу 1600 «среднестатистических трудящихся». Так оценивается нынешней властью его интеллект.
И как тут не вспомнить и о партии «Единая Россия», и о лицемерно навязанном постсоветской России Дне народного единства! При такой социальной пропасти между «среднестатистическими» и грефами никакого единства быть не может.
Нет, однако, сомнений в том, что Герман Греф достаточно интеллектуален, чтобы объективно оценить нынешнее состояние российской микроэлектроники, служащей фундаментом любого российского ИИ.
На столах и на руках российских граждан, как правило, зарубежная электроника (у меня, например, ноутбук Toshiba, а мобильник Nokia). Ну да, разработан российский микропроцессор «Эльбрус», а на его основе – одноименный персональный компьютер, что производится ныне на заводе «Микрон» в Зеленограде. Однако российские потребители не без оснований предпочитают приобретать зарубежные и ноутбуки, и мобильники, и смартфоны.
Путинский «цап-царап» тут не получается. А чтобы он получался, надо, во-первых, осознать, что мир един своей материальностью, а во-вторых, не на словах, а на деле заняться разработкой современных технологий. Цеха и заводы надо строить, а не ля-ля во славу власти по телевизору разводить.
А вот на цеха и заводы ни Герман Греф, ни его коллеги по питерскому клану не способны – учились не тому и не у тех.
И, оценив интеллектуальный уровень своих коллег, то есть других юристов и правоведов, Греф решил при каждом удобном случае декларировать приход на Землю эры искусственного интеллекта. Зачем?
Во-первых, какой пиар (прежде всего в среде коллег)!
А во-вторых, власть все та же, а значит, Сбербанк от него, от Грефа, никуда не денется.
Так что банкир от правоведения ничем не рискует.
5. Банальное воровство
«Вы когда-нибудь получали сообщение о том, что вы сделали какую-то покупку по вашей кредитной карте, хотя вы не совершали никаких покупок?» Такой вопрос не я придумал. (На экране компьютера его может прочесть любой, заглянув в интернет и набрав в командной строке поисковой машины Yandex слова: «Примеры искусственного интеллекта».) Я же лично вынужден ответить на выписанный вопрос, увы, утвердительно.
Летом прошлого года на своем «логане» я ездил в Крым, и в пределах Краснодарского края дважды нарушил скоростной режим на дороге, вследствие чего и получил два «письма счастья» от краснодарской ГИБДД. Чтобы оплатить штрафы по интернету, в Зеленоградском отделении Сбербанка России я завел карту VISA с четырьмя последними цифрами номера 0972. Оплатив же штрафы, в последующее время картой я не пользовался, принимая лишь раз в месяц по мобильнику сообщения о списании со счета 60 рублей за право владения картой. Так продолжалось до ноября сего года, когда из банка на мой телефонный номер пришло сообщение, которое я должен выписать полностью: VISA 0972 16:00 Покупка 5400 р Wix.com Баланс 854.66 р.
Не могу не обратить внимание на то, что, если время покупки указано, то дата покупки отсутствует, а также на то, что о существовании компании Wix.com я узнал лишь из выписанного сообщения. Но главное заключается в том, что не было никакой покупки, почему мне и не сообщили, что именно я купил у компании Wix.com за 5400 российских рублей. Указанную сумму в Сбербанке России у меня банально украли.
Я далек от мысли, что человек с почти миллиардным (в рублях) ежегодным доходом позарился на мои 5400 рублей. Однако где был естественный (или искусственный?) интеллект Германа Грефа, когда он сочинял систему защиты вкладов своего банка (что есть его первейшая профессиональная обязанность)?
Надеюсь, что к такому вопросу присоединятся и все нынешние вкладчики Сбербанка, независимо от суммы их вкладов.