«Мостопад» продолжается

Благодаря счастливой случайности серьезных жертв удалось избежать: в ЧП пострадали два водителя – грузовика, который в момент происшествия находился на мосту и оказался под завалами, и «Лады Приоры», попавшей в ДТП под мостом перед его обрушением. Оба водителя отделались легкими травмами. Как выяснилось позднее, мост в это время находился на ремонте, а обрушение пролета протяженностью 150–200 метров вызвал проход по мосту колонны грузовиков с щебнем, которые создали нагрузку свыше 50 тонн при разрешенных 30. Однако автомобилисты утверждают, что никаких ограничений по массе автотранспорта на рухнувшем мосту указано не было, знаки о разрешенной максимальной массе транспортных средств в 25 тонн появились там только на следующее утро после ЧП. Выяснилось также, что проект по ремонту моста не проходил государственную экспертизу. Об этом заявил директор ассоциации СРО «Альянс проектировщиков Оренбуржья» Александр Волков, назвавший это последствием массового нарушения. 

– Госэкспертиза проверяла только достоверность определения сметной стоимости объекта, проект реконструкции с прохождением госэкспертизы отсутствует. Дождемся официального заключения экспертов о причинах обрушения строительных конструкций. На мой взгляд, самая большая проблема, что средства выделяются не под фактические потребности, а под выделенные деньги их подгоняют и придумывают. В результате не достигается общественно значимый результат по обеспечению безопасности при эксплуатации объектов капитального строительства на весь период цикла жизнедеятельности объекта. Это далеко не первый звонок. 
Как выяснилось спустя буквально несколько дней – и не последний. Поздно вечером 3 декабря при прохождении груженной лесом фуры обрушился мост через реку Макаровку в Киренском районе Иркутской области. Обстоятельства происшествия, о которых сообщила пресс-служба главного управления МЧС по региону, как под копирку повторяют оренбургский случай: «Грузовой автомобиль Scania с полуприцепом массой 60 тонн пытался проехать по мосту, в это время произошло его разрушение. Максимально допустимая нагрузка на мост составляет 20 тонн». В результате происшествия автосообщение между Иркутском и Киренском нарушено, временную переправу для легкового транспорта оборудовали по льду реки. 
Подобных случаев в России только за прошедший год произошло более 100 – падали мосты в ХМАО, Республике Алтай, Омской области, Забайкалье, Краснодарском крае и в Подмосковье. По количеству подобных аварий и обрушений в 2018 году был поставлен своеобразный антирекорд. Чем же вызван российский «мостопад»? 
Если часть происшествий можно списать на действия стихии – паводков и наводнений, как, например, случай в Краснодарском крае, где из-за оползня, вызванного сильными ливнями, обрушился участок моста на трассе Джубга–Сочи, то большая часть напрямую связана с аварийным состоянием мостов, которые остро нуждаются в ремонте, но продолжают эксплуатироваться. Специалисты утверждают, что сегодняшняя ситуация – итог своего рода накопительного эффекта: внимание к проблемам в этой сфере они пытаются привлечь еще с начала 2000-х, однако решить их не удалось до сих пор. В числе главных проблем – недостаточное количество мостов в стране в принципе. Через 3 млн российских рек переправляться можно (по данным 2014 г.) по 72,5 тыс. мостов, включая железнодорожные. В США рек протекает в десять раз меньше – 250 тыс., зато мостов почти во столько же раз больше – около 600 тыс. Усиленная эксплуатация ведет к ускоренному выходу объектов из строя. Еще в 2014 году Росстат признал небезопасным проезд по 500 мостам, а, по мнению экспертов транспортной отрасли, на сегодняшний день опасность представляет примерно пятая часть всех эксплуатирующихся в стране конструкций. 
Но самая главная проблема мостового хозяйства страны – его состояние и обслуживание – у регионов зачастую просто нет денег, чтобы произвести текущий ремонт, а организации, которые должны следить за объектами, выполняют свои обязанности спустя рукава. Часть ЧП является прямым следствием некачественно выполненных работ, а многочисленные надзорные инстанции со своими функциями справляются плохо. 

Другие материалы номера