В проникновенном рассказе-исповеди «Живая песня» великая дочь казахского народа напишет: «Да, я степная, хотя мой отец никогда и не кочевал по бескрайним степным просторам, мама не доила двугорбую верблюдицу и у меня не было белого верблюжонка. Я не жила в юрте, сиреневая веточка саксаула не украшала мои косы. Но в детстве степь была рядом. Она дышала жаром, заполняла Семей (Семипалатинск) своими запахами, приносила в него свои песни».
Родные народные корни не могли не питать своими живительными соками эту восприимчивую к прекрасному женщину. И даже при том, что детство ее прошло в русскоязычной среде и по-настоящему говорить по-казахски она научилась лишь в годы учебы в Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы, Бибигуль Ахметовна Тулегенова была, есть и навсегда останется подлинно народным явлением в культурной жизни своей республики, милого ее сердцу Казахстана, которому она и сегодня, имея за плечами семидесятилетний опыт сценической деятельности, продолжает беззаветно служить.
Во второй половине декабря 2019 года девяностолетний юбилей встретила одна из самых уважаемых и почитаемых на казахской земле певиц, Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР и Казахской ССР, лауреат Государственных премий СССР, кавалер многих государственных и общественных наград несравненная Бибигуль Тулегенова.
Накануне юбилея на сцене Государственного театра оперы и балета «Астана-опера» в Нур-Султане, где примадонна принимала поздравления, она смогла преподнести пришедшим поклонникам главный и ожидаемый сюрприз – потрясающе исполнила арию Жибек из оперы «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского, татарскую песню «Тафтиляу» на слова Г. Тукая, арию Наталки из оперы «Наталка Полтавка» Н. Лысенко. Это действительно уникальный пример творческого долголетия.
Как же смогла она так долго пребывать в искусстве? И не просто тихо жить, а гореть, привнося свое, новое, неповторимое? В своей книге «Живая песня», вышедшей в 1984 году в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» в популярной серии «Мастера искусств – молодежи», Бибигуль Тулегенова писала: «…Сложилось твердое убеждение: перешагнуть порог искусства способным нетрудно – двери его распахнуты настежь. Трудно в нем остаться. Для этого нужны не способности, а талант».
Да, талант, утверждающий человека в искусстве. А приводит его в этот сложный мир призвание. Вообще-то о таланте и призвании обычно говорят и пишут журналисты, театроведы, критики. Сами певцы и музыканты редко употребляют эти слова. Вероятно, потому, что, зная эти явления изнутри, они сталкиваются с такими неизведанными областями человеческой психики и эмоций, постичь которые пока можно лишь интуитивно».
Для нее же и талант, и призвание были нерасторжимы. Потому-то и шла она своей дорогой уверенно, не обращая внимания на трудности, на модные, но не наполненные глубоким смыслом и музыкальностью сочинения, на вполне естественную в творческой среде зависть и недоброжелательство. Вообще же репертуар у Бибигуль Ахметовны обширнейший. Она перепела русские и западноевропейские классические произведения, блестяще исполняла романсы П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, казахские народные песни, песни народов СССР и мира, советских, в том числе и казахских композиторов. Многие исполненные ею песни, как, например, «Казахский вальс» Л. Хамиди, с которым восемнадцатилетняя Бибигуль дебютировала в 1948 году в Алма-Ате на республиканском смотре художественной самодеятельности, давно и нерасторжимо ассоциируются с ее именем.
Что же, настоящий вокалист не будет исполнять все подряд, а лишь только то произведение, которое созвучно его настроению, душевному порыву, миропониманию, взглядам на жизнь. Этого правила Бибигуль Ахметовна придерживалась всегда. «Истинный певец не нуждается в подсказке моды, – писала она в своей исповедальной повести. – Истинные певцы – дети не дня, а своего времени. И когда поют они веселые песни, всем вокруг весело. И боль сжимает сердце, когда делятся они болью своего сердца».
О том, как выстраивала Бибигуль Ахметовна свои концерты, она также поведала читателям своей книги: «Свою концертную программу строю так. В первом отделении пою русскую, западноевропейскую классику и камерные произведения композиторов Казахстана. Во втором, а я называю его этнографическим, – песни народов мира, и в том числе, разумеется, народов Советского Союза. Я пою песни только тех республик и стран, в которых побывала сама. Это не прихоть. Можно, конечно, просто выучить ноты и текст любой народной песни. Но «заочно» постичь душу народную, на мой взгляд, трудно. А какая же песня без души, без передачи самобытности, национального колорита?.. Так появилась в моем репертуаре старинная грузинская народная песня «Цицинатела», украинская «Черевички», армянская «Ласточка», шведская «Когда мне было четырнадцать лет»…
В джунглях сражающегося Вьетнама на наспех сооруженных подмостках пела я казахские песни крестьянам и бойцам. Они захотели, чтобы мелодии степи остались в их стране, и попросили меня разучить с ними «Казахский вальс» и песню «Ал коныр», восхваляющую красоту девушки. А мне подарили свой «Рисовый барабан».
Согласитесь, так писать мог только тот автор, который прекрасно владеет предметом, о котором пишет. Не менее показательно и то, что Бибигуль Ахметовна к каждому произведению подходила основательно, вкладывая в него все краски, все богатство и мелодику своего чарующего голоса, способного передавать тончайшие оттенки и звучание исполняемых произведений. А сколько их было в ее творческом багаже? Похоже, что подсчитать все это невозможно, как невозможно точно определить и количество сольных концертов, проходивших с неизменным успехом как на казахской земле и территории Советского Союза, так и во многих странах мира. Их певица дала тысячи, и в первую очередь в то время, когда более десяти лет работала солисткой труппы Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы Казахской республиканской филармонии.
Покорение же бескрайней казахской степи молодая, но уверенно о себе заявившая исполнительница начала по призыву партии и комсомола, когда по всей стране раздавались призывы о необходимости направления на целину молодежи. То грандиозное движение за освоение целинных земель Бибигуль Ахметовна запомнила на всю жизнь. Комсомольцы доверили ей быть делегатом VII съезда комсомола Казахской ССР и XII съезда ВЛКСМ. Была она тогда уже солисткой Государственного академического театра оперы и балета имени Абая и в составе первой комсомольско-молодежной бригады деятелей искусств Казахстана, созданной ЦК комсомола республики и направленной на помощь целинникам. Концерты они давали и в поле, и в клубах. Той же памятной для певицы осенью 1956 года она, как и все остальные члены концертной бригады, была награждена первой высокой трудовой наградой – медалью «За освоение целинных и залежных земель».
После той поездки Б. Тулегенову стали называть «колхозной певицей». Наверное, такое определение, данное ей одной из актрис, при всей его неуместности в профессиональной творческой среде, оказалось все же правдивым. Ведь певица в действительности была в гуще народной жизни своей республики. Она видела подъем ее сельского хозяйства и промышленности. На ее глазах Казахская ССР превращалась во всесоюзную житницу. Она самым решительным образом пыталась «подойти к ней вплотную, своими глазами увидеть преобразование степи и становление человека». Так, фактически Тулегенова становилась участницей тех событий, благодаря которым под руководством ЦК Компартии Казахстана, у руля которого находился выдающийся партийный и государственный деятель Д.А. Кунаев, Казахская республика и закладывала свой мощный экономический фундамент, и сегодня работающий на ее развитие.
Будучи уже солисткой филармонии, Бибигуль Ахметовна объехала весь Казахстан. Она выступала перед хлеборобами, чабанами, доярками, механизаторами. Выступала на полевых станах, самодельных сценах. Вместе с ней пела и казахская степь. «Не всегда были в степи гостиницы, столовые, хорошие дороги, – вспоминала певица. – Маленькие самолеты местных линий, да порой лошади выручали нас. Пыль и жара летом, промозглый осенний дождь, снежные бураны… Все это семь-восемь месяцев в году. И так пятнадцать лет подряд». Тогда же пришло к ней признание. Она стала народной артисткой и чуть позже – лауреатом Государственной премии Казахской ССР. А в 1967 году ей было присвоено высокое звание народной артистки СССР. К 37 годам Бибигуль Тулегенова действительно закрепилась на всесоюзных просторах, где ее также прекрасно знали, а выступления проходили с небывалым успехом. Имелся у нее и опыт съемок в кино. Ее любили во всем Советском Союзе. Любили и почитали ее и в РСФСР, продолжают любить и испытывать к ней чувство признательности за исключительную верность песенному искусству и в современной России. Любила и также искренне любит Россию, ее людей, культуру, песни и сама Бибигуль Ахметовна, выросшая в русском поселении Семипалатинска.
На жизненном пути немало повстречалось ей замечательных людей, представлявших разные народы. Если разобраться, то, по сути, интернациональное единение для Б. Тулегеновой столь же естественно, как и сама житейская повседневность. С детства она слышала непохожую речь, но видела при этом вполне похожих людей. Тогда все были советскими гражданами, и национальность каждого не имела, в общем, никакого значения. В судьбе Бибигуль Ахметовны были и продолжают присутствовать и ныне две русских женщины, которых она в буквальном смысле боготворит. Известная писательница, автор серии романов о К. Марксе Галина Иосифовна Серебрякова и народная артистка Казахской ССР, доцент кафедры сольного пения Алма-Атинской консерватории Надежда Николаевна Самышина и вывели Тулегенову к высотам вокального мастерства.
В новелле «Б. Тулегенова» Г.И. Серебрякова так описывала свое знакомство с будущей народной артисткой: «Это было в 1948 году в небольшом прииртышском городе Семипалатинске. В клубе проходил ежегодный смотр художественной самодеятельности. <…> Я находилась в числе судей за столиком жюри. <…> Три дня смотра вокалистов ничем особенным не порадовали. Но вот на сцену перед самым концом конкурса вышла хрупкая, очень юная девушка, счастливо соединившая в себе красоту лица с изяществом фигуры. Что-то в ее внешности, не просто миловидной, но вдохновенной, сразу же заинтересовало меня. Я насторожилась и почувствовала, что боюсь разочарования. От всего сердца хотелось, чтобы девушка, которую все знали как работницу жестяночного цеха местного мясокомбината Бибигуль Тулегенову, пела так же хорошо, как хороши были ее глаза и весь облик.
Уже первые звуки заворожили. Хотя голос был непоставленный и потому напряженный и неуверенный, тембр его поразил меня неожиданным сходством с одним из лучших колоратурных сопрано века. В 1931 году в лондонском Альберт-холле я слышала неповторимую Галли-Курчи, и вот в далеком Семипалатинске в голосе дилетантки-певицы, никогда нигде не учившейся петь, прозвучали те же лучистые, нежные, как пух одуванчика, ноты.
После выступления Бибигуль Тулегеновой я предложила ей начать учиться не только в школе, но и у меня дома. Мне хотелось, чтобы молодая работница поскорее нагнала упущенное время. Талант – редкость, и не только общество в целом, но каждый человек обязан помочь его становлению.
Бибигуль пришла к нам. Я и моя мать-пианистка начали заниматься с девушкой. <…>
Мы так подружились, что Бибигуль стала как бы членом нашей семьи».
Галина Серебрякова оказалась в Семипалатинске не по доброй воле и жила там в не самых лучших условиях, а сердце ее вместе с тем не очерствело. Также вела себя и Надежда Самышина, приносившая голодным студентам бутерброды и подарившая Бибигуль только что купленные галоши, которые якобы давно у нее пролежали, так как оказались не по размеру.
Такое же широкое, готовое охватить все вокруг сердце оказалось и у их любимой ученицы. Тяжелое, голодное детство, проведенное без отца, бывшего секретарем райкома партии, и однажды увезенного туда, откуда уже никогда не возвращались, изнурительный труд в юные годы на производстве, неустроенность, постоянные заботы о матери, часто болевшей, о сестрах, не ожесточили его. Не растеряло оно свое тепло и позже. Всех высот добивалась сама, благодаря самоотверженному труду, любви к песне и людям.
Пришло время, и Бибигуль Ахметовна в стенах родной консерватории стала вести класс вокала. С 1982 года она – профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.
Отец Бибигуль – Ахмет Тулегенов был убежденным коммунистом. В семье их сохранилась его тетрадь, «в которой рукой отца были переписаны стихи Абая. Красным карандашом подчеркнуты строки: «Иди вперед, найди свой путь – широкий, верный». А дальше торопливая запись: «Преображать жизнь! Цель преобразования? Коммунизм. Партия большевиков – сердце народа». Бибигуль Ахметовна, будучи ребенком своего времени, и певицей была подлинно советской. И за границей она представляла не только Казахстан, но и весь Советский Союз. И состоялась она как оперная и камерная исполнительница с мировым именем при советском социалистическом строе, к которому всегда относилась и продолжает относиться с большим уважением и признательностью. В Компартию же Б. Тулегенова не вступала. Но в то же время она являлась активисткой Ленинского комсомола и избиралась членом ЦК ЛКСМ Казахстана. Трижды трудящиеся республики избирали Бибигуль Ахметовну депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
За долгие десятилетия профессиональной и общественной деятельности Б.А. Тулегенова была удостоена большого количества государственных и общественных наград. В истории СССР Бибигуль Ахметовна стала последним гражданином союзного государства, удостоенным звания Героя Социалистического Труда. Указ президента СССР о присвоении ей этой высшей степени отличия за большой личный вклад в развитие музыкального искусства был подписан 21 декабря 1991 года.
Творческий путь великой певицы продолжается…
Девяносто лет назад, когда в семье Ахмета и Майнур Тулегеновых родилась девочка, вспомнили легенду «о священном цветке Бибигуль, который не гибнет зимой и приносит людям счастье». Родители не ошиблись: их дочь Бибигуль на самом деле принесет своему народу счастье. Счастье проникновения в великий мир вокального искусства. Пускай же будет долгим-долгим собственное человеческое счастье непревзойденного казахского соловья.