Крики белых лебедей

«Братья» из Москвы заверили, что проход будет спокойным, так как его выкупили за $500 тыс. долларов и федеральные войска пропустят, посты милиции сняты. В реальности все пошло не так. 6-я рота уперлась и выбивала отборных головорезов. А было в роте на тот момент всего 75 гвардейцев. Десантникам не выдали разведывательных данных, и они не знали, какая на них катится лавина. Но все оставались верны чести, никто не сбежал и не бросил оружие.
– Товарищ капитан! Корректируйте огонь артиллерии, отсекайте банды! – кричал гвардии капитану Романову гвардии подполковник Евтюхин. Ему доложили, что погиб от снайперской пули командир роты майор Молодов, когда бросился вытаскивать раненого младшего сержанта Сергея Иванова. Командование принял его заместитель гвардии капитан Соколов. 
Боевики начали обстрел гвардейцев из минометов. Канонада боя заполняла все горы. Арткорректировщик гвардии капитан Виктор Романов говорил жестко: «Протон»! «Протон»! Я «Эхо»! Вижу двадцать всадников. Подождем, пусть выдвинутся. Конец связи!» Минуты через две гвардии полковник Толстыка принял новое сообщение арткорректировщика: «Протон»! «Протон»! Дайте огня. Отсекайте боевиков! Конец связи!» Мощные самоходные установки «Нона» ударили по высотам. Они работали на пределе расстояния, поражая одним снарядом 1800–2200 м² и делая воронку в 2 метра глубиной и диаметром 5 метров. Минометы боевиков немного затихли, а затем активизировали обстрел. Одна из мин разорвалась рядом с Романовым и оторвала ему обе ноги. Но мужественный офицер не покинул поле боя. Культи перетянули, и он продолжал корректировать огонь. 
В роте уже было несколько десятков «трехсотых» и «двухсотых». А помощь не приходила, хотя в нескольких километрах стояли группировки 76-й и 106-й гвардейских воздушно-десантных дивизий, несколько батальонов морской пехоты, группы спецназа ГРУ, дальнобойная артиллерия, авиация. В то время в Чеченской Республике находились свыше 100 тысяч человек из федеральных войск и войск МВД. Но «советники» в Москве не давали приказа на оказание помощи 6-й роте.
…Не ведали десантники, что чеченская война была спровоцирована президентом США Джорджем Бушем-старшим и его окружением. В конце 80-х – начале 90-х Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев и президент России Б. Ельцин по договоренности с западными «партнерами» разрешили нефтяному концерну Halliburton (Хэйллибартон) исследовать морские нефтяные потенциалы всего Каспийского бассейна. Геологи разведали примерно 200 млрд баррелей (около 27 млрд тонн) нефти суммарной стоимостью $13–20 трлн. Было обнаружено месторождение так называемой белой нефти с очень высоким октановым числом. К новым месторождениям ринулись акулы нефтеконцернов из США, Великобритании и Франции. Президент США Д. Буш-старший через своих друзей в ЦРУ подтянул наемников из Афганистана, Пакистана, Иордании, Арабских Эмиратов, Ирака, Кувейта и других арабских государств. В их числе оказался полевой командир иорданец Омар ибн аль-Хаттаб (Хабиб Абдул Рахман), его настоящее имя – Самер бен Салех бен Абдалла. Известен под кличками Омир, Аббас (Черный араб) и Однорукий Ахмед; позывные – Салех, Тадж, Мансур. 
Теперь ситуация здесь начала развиваться с особой силой. Стояла задача создать хаос на Кавказе, чтобы «ни одна западная или российская компания не решилась бы использовать грозненский нефтепровод» (Баку–Грозный–Новороссийск). Прокачку наметили вести по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (турецкий порт на Черном море). 
Подтянулись криминальные структуры, авантюристы высокого пошиба. Один из них, сэр Джеймс Голдсмит, дальний родственник Ротшильдов, имевший родственные связи с императорской семьей Романовых (Россия) и Черчиллями из Великобритании. Группа Голдсмита в апреле 1997 года в Вашингтоне зарегистрировала Кавказско-Американскую торгово-промышленную палату (КАТПП). Возглавил ее человек в мировом бизнесе малоизвестный – бывший «глава внешней разведки» в правительстве Джохара Дудаева, бывший первый вице-премьер в правительстве Зелимхана Яндарбиева Хож-Ахмед Нухаев. Зато визитной карточкой палаты стал руководитель ее группы экспертов всемирно известный финансист Жак Аттали – бывший председатель Европейского банка реконструкции и развития. КАТПП активизировала свою деятельность, которая нарастала, несмотря на смерть сэра Джеймса Голдсмита 18 июля 1997 года. Чеченская сторона изъявила готовность передать англичанам в аренду свой нефтепровод и предприятия ТЭК в обмен на создание инвестиционного фонда для восстановления экономики республики. 
Абсолютной загадкой осталось внедрение на территорию России более 10 тыс. наемников, которые вместе с боевиками стремились отделить Кавказ и разрушить страну. Сделать это не позволили десантники из Пскова.
…Гвардейцы бились насмерть. Многие сражались врукопашную штык-ножами и саперными лопатками. Ряды их таяли, а помощи все не было. Подполковник Марк Евтюхин постоянно выходил на связь с командиром группировки гвардии полковником Мелентьевым, но не получал сообщения, что придет поддержка. Начальник штаба группировки, Герой России, гвардии полковник Михаил Теплинский занимался не свойственными ему обязанностями – обеспечивал десантников продовольствием и обмундированием. А это был боевой офицер, прошедший горнило первой чеченской войны. 
Приказы, запрещающие поддержку 6-й роты, шли от западных «советников» из московских кабинетов через и.о. командующего Объединенной группировкой федеральных сил на Северном Кавказе генерал-лейтенанта Геннадия Трошева. Он же в то время вообще мало что соображал после 21 февраля, когда торжественно отметил День защитника Отечества, где перебрал алкоголя и отравился, несколько дней не мог прийти в себя. 29 февраля – это был вторник – парился в бане, выгонял похмелье. В это время рота вела бой на пределе сил. 
 Бежали на помощь 35 разведчиков под командованием гвардии майора Сергея Бáрана. Поднимались в гору, но метров за восемьсот до высоты 776.0 пришел приказ по рации: «Прекратить движение!» 
Марк Евтюхин связывался со своим заместителем гвардии майором Александром Доставаловым, который стоял на соседней высоте 787.0, и в 3 часа ночи 15 десантников 4-й роты прошли сквозь вражеские заслоны. Это вселило уверенность, что 6-ю роту не забыли. Однако больше никто не пробился. 
Кровь ручьем стекала по дороге, ведущей вниз. На каждого из 90 десантников приходилось по 36 боевиков, но гвардейцы этого не знали, как не ведало и командование группировки. Бандиты устремились к вершине высоты 776.0, но там гвардии старший лейтенант Александр Колгатин сумел установить две мины МОН-50. Раненный в грудь, он успел привести мины в действие, как только боевики пошли в атаку. От мощных взрывов их разметало, но это лишь на короткое время остановило бандитов. 
Отряды «Джимар» и «Белые ангелы» – элита наемников – стремились доказать свое победное шествие, но тщетно. Еще почти 40 минут на этом направлении сдерживали атаки боевиков гвардии старший лейтенант Андрей Панов с десятью солдатами, ведя огонь из пулеметов и автоматов. У Панова были перебиты и обожжены руки, автомат ему закрепили, привязав к плечам. 
 В критический момент 1 марта, в 6.10 утра, подполковник Марк Евтюхин вышел на связь: «Карат»! «Карат»! Я «Аврора»! <…> лево 50! Огонь – на себя!!!», крикнув всей группировке: «Прощайте, мужики!!!» (ОСНАЗ ГРУ). На этом связь прервалась, потому что в ярости Евтюхин расстрелял рацию.
Командир артполка Александр Тостыка застыл в минутной растерянности. Ведь нужно было стрелять по своим! Перед глазами пролетели лица Марка Евтюхина и других офицеров, которые бились и погибали сейчас смертью храбрых. 
Орудия ухнули, и через несколько секунд разрывы снарядов накрыли высоту 776.0, где сражалась рота. Неиссякаемая тоска и виновность за гибель 6-й роты точила Александра Толстыку несколько лет. Уже в запасе на него накатывались тяжелые думы о том страшном сражении. Сердце не выдержало такой нагрузки, и Толстыка скончался.
Из 90 гвардейцев смертью храбрых погибли 84. Лишь шестерым удалось остаться в живых, причем четверо уходили из боя по приказу командиров, а тяжелораненый Евгений Владыкин спустился с высоты сам. Так же удалось выбраться раненому Вадиму Тимошенко. 
Сведения о гибели десантников приходили родителям и родственникам в канун 8 Марта – Международного женского дня. Многим снились вещие сны, происходили странные вещи, не укладывающиеся в нормы жизни. Как рассказывал Владимир Дмитриевич Петров, отец гвардии старшего лейтенанта Дмитрия Петрова (он в то время работал на заброшенном заводе, вырезал старое, никому не нужное оборудование): «1 марта меня позвали ребята из бригады: «Смотри, Володя, лебеди!» Невероятно, но факт: морозное утро, часов 9, и пара белых лебедей с криком кружат над входом в цех. 
«Где-то беда», – сказал один из рабочих. И так сразу закололо сердце, что сил нет». Сердце, говорят, не обманешь. Дмитрию Петрову присвоено звание Героя России. Посмертно.
22 десантника стали Героями России, из них 21 – посмертно, 68 – кавалеры ордена Мужества, 63 – посмертно. Слава гвардейцам 6-й роты на все времена!
На снимках: Герой России (посмертно) гвардии подполковник Марк Евтюхин; Герой России (посмертно) гвардии младший сержант Сергей Василёв.

[img=-13353]

Олег ДЕМЕНТЬЕВ

автор книги «Шаг в бессмертие» о подвиге 6-й роты

КПРФ: помним, скорбим, гордимся

Вот уже 20 лет исполняется подвигу героев-десантников 6-й роты 104 полка 76-й Псковской дивизии ВДВ. В дни борьбы с международным терроризмом эти ребята встали на пути многократно превосходящих сил противника. В момент своей решающей схватки они не дрогнули и до конца выполнили воинский долг. Парни-десантники показали миру, что в нашей армии жив русский дух и лучшие традиции защиты Отечества. 
Легендарный комбат подполковник Марк Евтюхин воспитал своих бойцов на великих подвигах Красной Армии. Перед отправкой в Чечню он вывез роту в деревню Чернушки Локнянского района Псковской области на святое место гибели Героя Советского Союза Александра Матросова. Перед священной памятью победителей фашизма десантники поклялись, что будут достойными их подвигов. 
Эти молодые ребята с честью выполнили свою клятву. Как и Матросов, они закрыли своей грудью проход на перевале от превосходящих сил террористов. Они знали, что отступать нельзя, и обессмертили свои имена.
Сохранить память о них – наш общий долг. По инициативе фракции КПРФ Государственная дума приняла постановление «Об увековечивании памяти героев-десантников 6-й роты». Принято решение об установке во Пскове памятника ребятам, исполнившим свой патриотический долг. 24 квартиры выделены их семьям. Мы и впредь будем делать всё, чтобы страна помнила своих героев, гордилась подвигами лучших сынов Родины всех поколений.
Пусть же светлая память о погибших во имя независимости Отчизны, ради свободной и справедливой жизни нашего народа трепетно сберегается в сердцах потомков.

Г.А. ЗЮГАНОВ,
Председатель ЦК КПРФ

Другие материалы номера