Не трави Родину

Об этом подробно можно прочитать и посмотреть видеоролик в телеграм-канале «Комитет спасения Печоры».

 

На акцию вышли несколько десятков местных жителей. Они не только возмущаются самим фактом аварии, грозящей экологическим бедствием для большого региона, но и в целом социальной ситуацией в крае. На берегу ощущается запах топлива,  сетуют они. Местные власти не решают хозяйственные и коммунальные проблемы села. Попутно говорили в целом о необустроенности жизни в этих краях.

 

«Мы-то хоть что-то видели, а что дети и внуки увидят после нас? Более половины Усинска приезжие, им пофиг что у нас тут творится! Они деньги свои заработали и уехали, а мы тут живем», – заявил один из коренных жителей.

 

«Дорог нет – мужики своими силами все поддерживают их как могут, а как на рыбалку, так сразу рыбинспекция приедет! Рыбу позабирают, бензин и еще что-нибудь прихватят. А вложить деньги сюда, так никто не вложится. Совхоз на коленях, только за счет молока, за счет масла еще как-то выкарабкивается. Только деньги из нашей природы и нефти выгребают, а сюда никто вкладывается», – поддержал его другой житель поселка.

 

Еще один митингующий упомянул, что район разлива нефти на днях облетал на вертолете глава региона. «А что он сюда не присел, с людьми не пообщался? Зачем ему с людьми общаться, правильно? Сейчас скажет, что облет сделал, все нормально», – заявил мужчина.

 

В итоге тут же, на берегу реки, приняли требования к «Лукойл-Коми» и Госсовету республики. Среди них – диагностика и отбраковка аварийных промысловых нефтепроводов в соответствии с правилами Ростехнадзора, ограничение срока эксплуатации промысловых нефтепроводов, взыскание экологического ущерба с дивидендов или чистой прибыли нефтяных компаний. После этого глава Росприроднадзора Светлана Радионова написала в своем инстаграме, что масштабы утечки с учетом жидкости, которая попала в землю, на порядок больше. «Объем «пролитого» на грунт – порядка 100 тонн, из них девять тонн попало в реку. Данные предварительные, узлов учета нигде нет, и все мы считаем приблизительно», – написала она в своем посте…

 

О разливе нефти в районе реки Колвы в прошлом номере рассказала «Советская Россия» в материале «Затряслась Печорская губа». Началось все с того, что местные рыбаки обнаружили на реке радужную пленку, о чем тут же сообщили местным экологам, а те дальше по инстанции. По информации департамента природных ресурсов и МЧС, в тот же день был установлен источник загрязнения – нефтесборный коллектор одной из скважин Ошского месторождения. Утечка нефтесодержащей жидкости произошла на границе с Коми. И хотя местные власти уверяли, что опасности для людей и природы никакой нет, в этот же день власти Усинска, Республики Коми, ввели режим чрезвычайной ситуации.

 

«Лукойл-Коми» был вынужден как-то отвечать, поэтому в СМИ вбросил пресс-релиз: «Утечка произошла в результате разгерметизации трубопровода, следующего «от МНС Ошского месторождения до ДНС-5 Харьягинского месторождения. На берегу в районе дюкерного перехода через реку Колву ведется зачистка территории».

 

И только позже стало известно, что нефть с Ошского месторождения преодолела около 160 километров по реке Колве, около 20 километров по реке Усе, куда она впадает, и около 140 километров по реке Печоре. К сегодняшнему дню нефть преодолела по рекам более 450 км.

 

«Эти реки имеют важнейшее рыбохозяйственное значение, – негодовали на митинге жители поселка Мутный Материк. – Из-за чрезвычайной ситуации тысячи людей остались без питьевой и хозяйственно-бытовой воды. Это прямая угроза нашему выживанию».

 

Проанализировав космические съемки места аварии, в российском бюро Всемирного фонда дикой природы (WWF) пришли к заключению, что утечка нефти началась много раньше мая. «Впервые признаки протечки отмечены на снимке за 20 марта 2021 года, затем на снимках за 7, 20 и 24 апреля», – говорится в заявлении, опубликованном на сайте WWF. То есть, с марта в почву, а затем в реки утекала нефть, и никто палец о палец не ударил. Поверить в то, что местные нефтяники об этом не знали, невозможно. Система контроля давления в трубопроводе, потерь нефти не могла не просигналить операторам станций перекачки. Этими системами были оснащены все трубопроводы еще с советских времен. Можно предположить, что эта система либо была выведена из строя, либо нефтяники все видели, но упорно молчали. Потерять 100 тонн даже за два месяца – это совсем не мелочь.

 

Логично, что Ростехнадзор тут же провел проверку «Лукойл-Коми» и выявил массу нарушений. В частности, аварийный нефтесборный коллектор не соответствует требованиям безопасности, не обеспечены ни закрытая система сбора, ни полная герметичность и сохранность нефтесодержащей жидкости. Можно подумать, что до этой проверки об этом никто знать не знал.

 

***

 

Пока в Коми разбирались с причинами утечки нефти из трубопровода, общественность ошарашила новость с Таймыра. В Красноярской Арктике – вновь дырявый резервуар на 20 тысяч кубометров дизеля, вновь «Норникель», вновь угробленная экология уникального края. В начале недели в промзоне Дудинки, на нефтебазе АО «Таймырская топливная компания», принадлежащей «Норникелю», утекло дизтопливо из резервуара №99. Ровно год назад, 29 мая, 20 тысяч кубометров дизеля одномоментно вытекло на прилегающую к норильской ТЭЦ-3 территорию, загрязнив реки, земли и озера. Сейчас сама компания называет новый инцидент «незначительным нарушением герметичности резервуара». Но и год назад собственник «Норникеля» заявлял, мол, ничего страшного, все под контролем. А местные чиновники чуть ли не хором ему подпевали. Сейчас вновь невнятица в цифрах и обстоятельствах, как и год назад. Несложно найти информацию о том, что и в мае 2020 года претензии президента Путина и местного населения были в основном к сокрытию и недостоверности информации. Президент тогда как бы недоумевал: «Мы чего, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли?» Сейчас происходит то же самое.

 

Краевое ГУ МЧС наверняка тоже промолчало бы, успокоившись незначительностью инцидента, но шквал возмущения подняли люди в социальных сетях и интернет-СМИ. Прокуратура была вынуждена даже предоставить общественности снимки аварийной емкости. И самое интересное тут то, что  Росприроднадзор назвал причиной ЧП: «Пропуск дизеля произошел из-за коррозии резервуара». «Норникель», заплативший более 2 млрд долларов за прошлогоднюю аварию, похоже, так и не проверил все свои емкости с горючим на предмет их надежности.

 

Вообще, прошлогодняя беда показала – экологические катастрофы в России, вызванные деятельностью крупнейших ресурсодобывающих компаний, не влияют на курс их акций, а значит, компании вправе плевать на подобные происшествия. Очевидно же, никаких системных и технологических выводов из прошлогодней аварии не сделано.

 

Для того, чтобы представить весь ужас того, как российские эффективные собственники самой прибыльной промышленности уничтожают все вокруг, достаточно посмотреть последний из ежегодных госдокладов Минприроды РФ. Он есть в открытом доступе в интернете. В нем есть таблица «Поступление нефтепродуктов в замыкающие створы рек бассейна Северного Ледовитого океана». Возьмем только Енисей (где морской и речной порт Дудинка). У Игарки вынос нефтепродуктов за 2019 год составляет 89,9 тыс. тонн. Это, как понимаете, в 4 раза больше, чем 21 тыс. тонн случившегося в разлив дизтоплива «Норникелем». А в 2016-м Енисей вынес 388 тыс. тонн нефтепродуктов в океан. В правительстве сокрушались о поступлении из рек Арктического бассейна в среднем за год более полумиллиона тонн нефтепродуктов.

 

Все усилия, включая нахмуренные брови президента, решения судов, величина штрафов тут, скажем прямо, мало что значат. Потому что ни власть, ни олигархи ни за что не станут объясняться со страной, с обществом, мол, как так получается, что они гребут из российских недр сумасшедшие деньги, а работает у них всё на износ, все лопается, рвется и утекает. Ответ-то прост. Отечественные миллиардеры досуха выжимают советский ресурс. А там хоть трава не расти и рыба не водись.

 

Хроника происшествий, связанных с уничтожением природы и демонстрирующих полный крах всей добывающей, транспортирующей и накопительной инфраструктуры, связанной с нефтепродуктами, повергает уже в шок. По данным издания «Важные истории», только за год в России случилось больше 17 тысяч аварий с разливами нефти. Чаще всего они происходят именно в ХМАО, Ямало-Ненецком автономном округе и в Республике Коми.

 

«На месторождениях «Лукойл-Коми» в Республике Коми регулярно случаются аварии, нефть постоянно течет по местным рекам Печоре и Колве», – рассказывала в октябре 2020 года руководитель энергетической программы «Гринпис» Елена Сакирко.

 

Хочешь не хочешь, но на ум сразу приходит старый анекдот про сантехника. «Не в кране было дело, здесь все прогнило, всю систему менять надо». Уж больно точно отражает все происходящее с отечественной экономикой и промышленностью и разрушением всей инфраструктуры, созданной еще в СССР.

 

Другие материалы номера