Будущее, творимое сегодня

К сожалению, в последние десятилетия мы все чаще сталкиваемся с другой «культурой». Она несет в себе заряд разрушения и является чуждой нашим лучшим традициям. Ее лишили сущностного стремления к добру и правде, справедливости и человечности. И причина таких оценок вовсе не в возрастном консерватизме – мы всегда с интересом встречали новые имена и веяния, радуясь всякому истинному таланту. Дело в другом: современная культура либо робко отступает перед циничным напором бизнеса, либо подчиняется ему и растворяется в его корыстных интересах.

Не скрою, я – сын фронтовика и дитя войны – испытал настоящий шок, узнав о том, что власти Волгограда планируют отдать под коммерческую застройку часть заповедных территорий вокруг Мамаева кургана – самого большого в мире военного мемориала. Это именно те места, где захоронены десятки тысяч героических защитников Сталинграда и где возвышается вдохновенная «Родина-мать» – образец гения выдающегося скульптора Е.В. Вучетича. Что сказали бы об этом маршал В.И.мЧуйков и сам автор известного всему миру монументального творения?!

Позорным фактом стало исключение из школьной программы целого ряда замечательных литературных произведений. В их числе «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия», «Сын полка», «Поднятая целина».

А каким скудоумием веет от фанерного забора, которым власть бессовестно отгораживается от великой советской эпохи во время Парада Победы! Как после этого удивляться тому обстоятельству, что имена Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, А.М. Василевского, И.С. Конева, И.Х. Баграмяна, Р.Я. Малиновского и других полководцев мало знакомы юному поколению? Как не опечалиться от того, что даже ребята, гордящиеся гагаринским триумфальным полетом, далеко не всегда свяжут его с ролью С.П. Королева и М.В. Келдыша в освоении космоса?

Ситуация крайне тревожная. На современном этапе проблемы нашей культуры прямо связаны с потерей исторической памяти и гражданственности. Культура в России никогда не существовала отдельно от животрепещущих проблем общества, от сложностей и задач текущей жизни. В советское время настойчивое стремление расширить культурный ландшафт обеспечило появление даже таких устойчивых понятий, как «культура и жизнь», «армия и культура»…

Все, кто получал образование в советских школах и вузах, хорошо понимают причины охвативших Россию лесных пожаров. Когда люди, обращаясь к президенту, кричат в телекамеры из задымленного Якутска: «Владимир Владимирович, помогите!» – мы с горечью осознаем, что трагедия российского леса связана с олигархическим варварством и невежеством власти. Увы, оно стало отличительной чертой нового поколения управленцев, ответственных за происходящее в стране сегодня.

Я глубоко убежден: для того, чтобы любить и беречь наш бесценный лес, нужно хотя бы раз увидеть на сцене чеховского «Дядю Ваню» и услышать страстный монолог доктора Астрова о судьбе русского леса. Необходимо с детства помнить строки Некрасова: «Плакала Саша, как лес вырубали…» Важно прочесть роман «Русский лес» Леонида Леонова, который был настольной книгой лесников и егерей.

А для того, чтобы стать хорошим врачом, нужно не только вызубрить анатомию, но и остаться верным клятве Гиппократа. Узнать о подвигах легендарного доктора Пирогова и священника, военного хирурга, лауреата Сталинской премии Войно-Ясенецкого. Прочитать трилогию Юрия Германа о советских врачах и многие другие талантливые и познавательные книги.

Это понимаем мы – люди старшего поколения. Но сегодняшняя официальная пропаганда и система образования, отравленная торгашеством, отнимают у молодежи великое культурное, нравственное и интеллектуальное наследие. Подменяют его дешевыми, зачастую откровенно аморальными и оболванивающими суррогатами. И хуже всего то, что при этом мы теряем неповторимое русское слово. Наш прекрасный язык подвергается такому же поруганию, такой же подмене безграмотным и бездарным суррогатом, замешанным на невежестве и западном влиянии в самой низкопробной форме.

Мои близкие наизусть читают пушкинское «Клеветникам России», лермонтовское «Бородино» и блоковских «Скифов». Но это – результат кропотливой работы нескольких поколений большой семьи. А где же наша образцовая школа, блестяще совмещавшая в прошлом образовательную роль с воспитательной? Где русский реалистический театр, названный Гоголем кафедрой, «с которой можно сказать миру много добра»? Где развитие традиций и завоеваний выдающегося советского кино? Ведь без всего этого невозможно формирование ответственного гражданина и неподдельного патриота. Воспитание совестливого и трудолюбивого человека, который на протяжении всей жизни стремится развиваться. И хочет видеть постоянно совершенствующимся общество, в котором живет. Именно в таком воспитании и состоит ключевая миссия культуры.

Не будет преувеличением сказать: та бессовестная вакханалия, которую творят чиновники и судебная система по отношению к нашему товарищу Павлу Грудинину, – это тоже часть драматической истории культуры. Ведь Совхоз имени Ленина – это не только вкусная клубника, качественное медицинское обслуживание и хорошее жилье. Это еще и образцовая школа, высокий уровень преподавания, замечательный Дом культуры. Это уникальная атмосфера общения, эстетика окружающего людей ландшафта. Это мир русских сказок, культ былинных и пушкинских героев, прекрасные хоры на сцене Дворца культуры. Может быть, все это – и есть причины, по которым так беспощадно атакуют лучшие народные предприятия?! Одна из причин того, что их как уникальное экономическое и культурное явление хотят стереть с лица страны грабители и эксплуататоры, захватившие ее ресурсы. Мы все обязаны возвысить свой голос против этого варварства! И здесь весомое слово творческой интеллигенции могло бы стать лучшим проявлением гражданского неравнодушия.

Именно в Совхозе имени Ленина мы отметили 6 июня День русского языка, который празднуется одновременно с днем рождения А.С. Пушкина. Напомню, что именно КПРФ вместе с общественным движением «Русский Лад» инициировала 11 лет назад учреждение Дня русского языка на государственном уровне.

Не требует доказательств, что глубокий кризис, поразивший Россию, оказывает разрушительное воздействие на сознание нашего народа, на культурную жизнь страны. Когда-то об этом очень верно и глубоко сказал А.М. Горький: «Истощение масс значит – истощение почвы, из которой возрастает культура». Способствуя этому истощению и пользуясь им, власть навязала нашему народу новые приоритеты – и прежде всего – верховенство неуемного потребительства над духовным развитием.

Стоит ли удивляться, что вместо Парка культуры и отдыха имени Горького, так любимого москвичами, мы получили «Горький-парк» на американский манер? Воистину – горький! Получили «Гоголь-центр» с его вызывающе-разлагающими «новациями». Идет беспрецедентная атака на Театр Николая Губенко, резко усилившаяся после его кончины. Вызывающие эксперименты вошли в жизнь замечательного театра, который был и остается для нас знаменитым «доронониским» МХАТом.

Потребительская психология, навязчиво распространяемая в обществе, нанесла сокрушительный удар по нашему кинематографу. Репертуар российских кинотеатров забит американским шлаком. Что же касается современного отечественного кино, то не могу не согласиться с мнением уважаемых мною Николая Бурляева и Карена Шахназарова, откровенно говорящих о его духовном и профессиональном упадке.

В этом же порочном русле много лет работает наше телевидение. За редким исключением так называемые «развлекательные программы» являют собой образчики бескультурья и пошлости.

Обратите внимание: в нравственном смысле телевидение выручает только демонстрация советских фильмов. Но и тут видна жесткая, явно антисоветская ориентация и цензура. Десятилетиями остается под негласным запретом фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Крайне редко попадает в список «золотой коллекции» и фильм «Коммунист» с неподражаемым Евгением Урбанским. Практически полностью заблокированы на телевидении советские документальные картины «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», получивший в 1942 году высшую награду американской киноакадемии «Оскар», советско-американский фильм 1978 года «Великая Отечественная» и многие другие.

Многие великие ленты культурной классики не увидеть даже на государственном телеканале «Культура». В архивах томятся невостребованными сотни прекрасных телевизионных спектаклей и множество неповторимых радиопередач, таких как «Театр у микрофона». Достаточно сказать, что в огромной России сегодня существует только одно средство информации, полностью посвященное популяризации уникального наследия отечественной культуры XX века. Это интернет-сайт «Старое радио», работа которого бескорыстно поддерживается усилиями мизерной группы энтузиастов, разыскивающих, реставрирующих и доносящих до слушателей архивные записи советских лет. И ни разу за долгие годы своего существования он не удостоился никакой поддержки ни со стороны чиновников, ни со стороны провластных СМИ. Они не желают поощрять и развивать подобные инициативы. Потому что не заинтересованы в сохранении и развитии нашей многонациональной культуры, в сбережении и упрочении того, что составляет духовную опору общества.

Зато ярко презентуются антисоветские и, по сути, русофобские поделки. В их числе и «Зулейха», и «Бомба», и откровенно провокационный фильм «Сволочи».

Справедливости ради нужно сказать: есть – хотя их совсем немного – и другие киноленты: «В августе ­44-го», «Брестская крепость», «Звезда», «Ликвидация», «Подольские курсанты». Фильмы о талантливых советских спортсменах «Легенда №17» и «Движение вверх». Они-то и дают надежду на возрождение нашего киноискусства.

Все три последних десятилетия, отмеченных непрекращающимся кризисом и разрушением страны, нашу партию связывали самые тесные отношения с лучшими представителями творческой интеллигенции

Юрием Бондаревым, Валентином Распутиным, Василием Беловым, Виктором Розовым, Людмилой Зыкиной, Николаем Губенко, Владимиром Меньшовым, Евгением Крылатовым, Иосифом Кобзоном, Станиславом Говорухиным, Василием Лановым. Мы плодотворно сотрудничаем с Александрой Пахмутовой, Николаем Добронравовым, Татьяной Дорониной, Юрием Соломиным, Станиславом Куняевым, Александром Прохановым, Жанной Болотовой, Людмилой Зайцевой, Александром Михайловым, Михаилом Ножкиным, Юрием Назаровым, Александром Бургановым, Ларисой Барановой, Владимиром Бортко, Сергеем Шаргуновым, Василием Овсянниковым и многими ­другими.

И сегодня, накануне поистине судьбоносных выборов в Государственную думу, которые могут оказаться последней возможностью вывести страну из кризиса мирно и цивилизованно, я хочу прямо спросить: «С кем вы, мастера культуры?» Заданный почти век назад, он остается не менее актуальным и в наши дни. Более того, на нынешнем историческом этапе ответ на этот вопрос приобретает решающее зна­чение.

Мы идем на выборы с твердым намерением изменить не только тупиковый социально-экономический курс, но и нынешнюю культурную политику. Вернуть нашему народу веру в то, что творец и учитель в России по-прежнему «сеет разумное, доброе, вечное», а не калечит умы и души молодежи. Конкретные и действенные меры поддержки и возрождения отечественной культуры содержатся только в нашей программе «Десять шагов к власти народа». Без ее воплощения в жизнь неизбежно продолжится деградация нашей Державы – не только социальная, промышленная, технологическая и научная, но и культурная. А для реализации такой программы необходима ваша помощь! Ваше заинтересованное и деятельное участие!

Дорогие друзья! С мыслью о достойном будущем наших детей и внуков, о нашем общем и славном историческом прошлом, во имя возрождения великой страны – сделайте правильный выбор 19 сентября! И призовите к этому всех, кто живет и трудится рядом с вами. Призовите настойчиво и убедительно, вложив в этот призыв все свое умение убеждать. Всю свою боль за страну. Всю свою веру в нее. Всю свою надежду на ее пробуждение.

Желаю вам здоровья, вдохновения и по-настоящему счастливых творческих мгновений!

 

Другие статьи автора

Другие материалы номера