#Снебапад

19 августа аналогичный истребитель МиГ-29, также в Астраханской области, потерпел крушение во время планового полета. Самолет упал в безлюдном месте на территории полигона Ашулук, летчик погиб.

В настоящий момент рассматриваются две версии случившегося – техническая проблема или ошибки пилотирования. По словам специалистов, катастрофа могла произойти во время учений сил ПВО, когда МиГ-29 имитировал действия условного противника.

17 августа под Кубинкой при выполнении тренировочного полета рухнул опытный образец транспортника Ил-112В. На борту самолета находились три человека, они испытывали самолет перед форумом «Армия-2021». Выживших не было. Предварительная причина катастрофы – возгорание правого двигателя. «Советская Россия» подробно рассказала об этом. Неподалеку от места крушения – населенный пункт: очевидцы сообщали, что было заметно, как самолет уводили от домов в сторону леса. Уже просочилась информация: вроде последние слова, которые услышала «земля» с борта Ил-112В во время катастрофы: «Берем вправо!» Справа был лес…

14 августа в Турции при тушении пожаров разбился Бе-200 Минобороны, сданный в аренду властям страны. На борту находилось семь человек, из которых пятеро – члены экипажа из России. Все они погибли.

Трагедия Ил-112В вызвала особое беспокойство не только в военной авиации, но и в целом общественности.

 

***

Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России, буквально на днях поделился своими соображениями:

– После авиакатастрофы 17 августа в подмосковной Кубинке я много размышлял над ее причинами. Претензий к погибшему экипажу нового военно-транспортного самолета у меня точно нет. Отличный экипаж, опытные летчики. Командир – Герой России Николай Куимов, мой ученик и близкий человек, шеф-пилот «Ильюшина». Беда в том, что в Ил-112В нет катапультирования. Это военно-транспортный самолет, замена Ан-24, Ан-26. Самолету лет 30 уже – и в Воронеже его делали, и в Узбекистане… Его начали создавать, но СССР распался, и про него забыли. Сейчас возобновили, потому что в военно-воздушных силах нет военно-транспортного самолета, который мог бы оперативно доставить людей… Не знаю, что могло произойти. Система пожаротушения должна работать четко: первый режим, второй режим – автоматические, третий – ручной. Но когда идет разрыв гидросистемы, там есть клапан и АМГ-12 жидкость, которая не тушится ничем, если эта гидросистема вспыхивает, ее уже не потушишь ничем.

Конкретно этот самолет был перетяжелен на 2 с лишним тонны при заявленной нагрузке в 5 тонн, но это был опытный образец, на котором грузы никто возить не собирался. Вряд ли это могло привести к трагедии. Погода была прекрасной, как мы видим на съемке очевидца авиакатастрофы. Собственно, из очевидных причин остается только одна – двигатели. Пожар в правом двигателе мы тоже, увы, наблюдали почти что в прямом эфире.

Кстати, проблемы с двигательными установками у этого Ил-112В были и раньше, но летчикам удавалось спасти положение. По моей информации, правый двигатель капризничал в 8 из 12 полетов. Газотурбинный мотор ТВ7-117 – новая отечественная разработка компании «Климов», входящей в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК). Он был создан для замены украинских двигателей производства «Мотор Сич» после того, как наши страны перестали сотрудничать в этой области.

В разных модификациях ТВ7-117 может быть использован на самолетах, вертолетах и даже малых кораблях. Двигатель с самого начала разработки шел сложно. Тот, что стоял на разбившемся Ил-112, был не доведен. Это ж не так просто: собрал двигатель и поставил на самолет. Перед этим он должен пройти тысячи часов ресурсных испытаний на стендах и т.д. Это один из моторов целого семейства ТВ7-117, которые создавались изначально как вертолетные.

Я как один из основателей авиасалона МАКС и почетный президент ОАО «Авиасалон» был против того, чтобы Ил-112В летал на нем в этом году. Самолет для этого был не облетан. На МАКС Ил-112 так и не попал, чем, видимо, продлил жизнь замечательным людям почти на месяц. Но случилось то, что случилось. Я же говорил Коле Куимову, что не надо торопиться. Но, понятно, участие Ил-112 в форуме «Армия-2021», на который самолет прилетел за несколько дней до катастрофы, не от Николая зависело.

 

***

Этот мотор, по словам военного эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Ильи Крамника, изначально не подходил для Ил-112В – его мощности в 3000 лошадиных сил явно не хватает для самолета с такими размерами. Эксперт приводит в пример итальянский самолет Alenia C-27 Spartan, который при таких же габаритах во­оружен моторами Rolls-Royce мощностью в 4700 лошадиных сил каждый.

С двигателями ТВ7-117СТ было связано несколько инцидентов уже в ходе испытаний Ил-112В. Это признавали сами разработчики.

О серьезных проблемах с этим двигателем еще в 2019 году в интервью рассказывал зампредседателя научно-технического совета, а в прошлом главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов. По его словам, 12 декабря 2018 года во время наземного запуска моторов один из них отказал из-за неисправности работы автоматики. В тот раз у мотора также разрушилась втулка винта. 30 марта 2019 года во время первого полета произошел отказ другой системы, из-за которой двигатель неожиданно переключился с автоматической системы управления на гидромеханическую. Это не привело к его остановке, экипаж благополучно посадил самолет.

Уже после катастрофы Таликов дал эмоциональное интервью изданию News.ru: «Я ожидал. Я несколько лет ору, что двигатели – дерьмо. Что они подведут в конечном итоге. Никто внимания в нашей славной фирме не обращает. Седьмой начальник у нас за последние пять-шесть лет, никто внимания не обращает. Вот и дождались. Самолет только начал летать. Где-то десятый полет сделал. 13 числа прилетел из Воронежа, проблемы с двигателем были», – сказал он.

Таликов объяснял это тем, что на заводе сменились поколения конструкторов. «Новое руководство гнало план, лишь бы побыстрее выпустить документацию. Задачи по весовому проектированию ушли на второй план. В итоге в документации то и дело обнаруживались ошибки и белые пятна», – рассказывал он.

Илья Крамник также утверждает, что проявились системные проблемы российского авиапрома. Испытательный образец самолета не предназначен для демонстрационных полетов, и отправлять его на авиационное шоу было нельзя. «Можно ли в принципе ставить на демонстрационные полеты опытную машину, которая на самой ранней стадии своего создания находится? Давайте мы еще новорожденного ребенка куда-нибудь на вокзал или в торговый центр вытащим, а потом будем удивляться, чего это ему плохо», – добавил он.

Чиновники, которые приняли решение устроить показательные полеты на явно недоработанном самолете во время форума «Армия-2021», реально подвергли опасности жизни пилотов, которые в итоге погибли. В опасности были и жители населенных пунктов, которые оказались в зоне взлета и посадки самолетов.

Буквально накануне редакция «Советской России» получила очень тревожное письмо жителей поселка Северный города Домодедово, адресованное директору Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Погребнову С.Н.

 

В частности, люди пишут и задают более чем справедливые вопросы:

«В связи с катастрофой самолета Ил-112В в Московской области и пролетами самолетов на сверхнизкой высоте над городом Домодедово просим ответить на следующие вопросы:

Представляет ли возможный отказ двигателей самолета Boeing 747, пролетающего на высоте 539 метров над жилой застройкой микрорайона Северный города Домодедово, угрозу для жизни и здоровья жителей микрорайона?

Позволяет ли высота полета самолета менее 1000 м. при пролете авиалайнеров класса Boeing 747 над г. Домодедово «в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов», как того требует Воздушный кодекс РФ? Просим сообщить, имеются ли такие площадки в г. Домодедово, и место их расположения.

Просим вас сообщить, на какой высоте над городом Домодедово должен находиться самолет класса Boeing 747 для выполнения посадки в случае неисправности в соответствии с требованиями кодекса.

Просим вас сообщить, на какой высоте упомянутые рейсы пролетали над улицами Ломоносова или Северная города Домодедово в указанные дни.

Как вам, безусловно, известно, статья 72 Воздушного кодекса РФ вводит ограничения для полетов над населенными пунктами, в т.ч. по высоте полета. Так как эта высота должна значительно превышать 1000 м, а вероятнее, несколько тысяч метров.

 

В свою очередь, правительство РФ в Постановлении номер 138 от 11.03.2010 г. также вводит запрет, либо, в крайнем случае, предписывает минимизировать взлеты и посадки самолетов над населенными пунктами. …взлет и посадка воздушных судов над населенными пунктами как норма – запрещены.

В то же время Министерство транспорта РФ в Приказе номер 128 от 31.07.2009 г. отменило какие-либо ограничения для взлета и посадки воздушных судов в абсолютно любых случаях, не только над населенными пунктами и опасными производствами. …осознаете ли вы, что приказ Минтранса напрямую нарушает Воздушный кодекс РФ, а также постановление правительства РФ, что создает угрозу повторения авиакатастроф вроде падения Аэро­буса А-310 на жилые кварталы Иркутска 09.07.2006 г., что в условиях многоэтажной плотной застройки г. Домодедово приведет к тысячам жертв среди жителей города?»

 

[img=-18336]

 

На этом фоне суммарно череда авиакатастроф, погубивших за последние 10 дней самолеты, а еще печальнее человеческие жизни, уже не видится дикой случайностью. Всероссийская безответственность чиновников, хоть в погонах, хоть без, очень дорого обходится стране.

 

Другие материалы номера