«За 72 урока я получаю 8609 рублей»

Конечно, это напрямую связано и со школой. Нынешнее кирпичное двухэтажное здание построено в советское время по новейшему по тем временам проекту, рассчитано на 120 учеников. К школе «прилагались» здание детского садика, интернат для ребят из удаленных деревень, теплица, стадион и многое другое.

В 2021/2022 учебный год мы вступаем с 22 учениками на борту, и для школы это катастрофа. Подушевое финансирование убивает такие здания, как наше, на корню.

Ведь крышу невозможно починить на деньги, которые выделяются на 22 учеников. Спортзал тоже не отгородишь, дрова не сэкономишь, краску не закупишь, парты не заменишь – любой директор деревенской школы знает об этих проблемах не понаслышке. И это только здание.

Но ведь оно стоит не просто так, само по себе. Главное предназначение школы – это обучение детей. То самое пресловутое разумное, доброе и вечное, что мы сеем. И сеем неплохо, могу сказать это с уверенностью.

Сейчас пойдут цифры, так что приготовьтесь. Итак, в нашей школе учатся 22 ребенка с первого по девятый класс. Самый большой класс – пять учеников, самый маленький – один ученик. Представляете себе такое чудо в Москве? Это же индивидуальные занятия с преподавателями с 30–40-летним стажем, заслуженными учителями России, которые умеют всё и еще немножко больше.

И помимо отличного качества преподавания, это еще и та самая социализация, когда ученики общаются не только со сверстниками, но и с ребятами других возрастов. Старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. Вы никогда не увидите в нашей школе никакого подобия дедовщины, насмешек, издевательств, оскорблений. Единичные случаи сразу берутся под контроль, и учителя крайне тактично и разумно подводят детей к выводам о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Если покопаться в официальных документах, можно даже выдать справку о завоеванных грамотах и наградах в районных, межрегиональных и областных конкурсах. Есть ребята, которые достойно выступали на всероссийских олимпиадах и занимали призовые места.

Это все я к чему говорю. Деревенская школа – это не исправительное учреждение для детей алкоголиков и бывших уголовников. Это живая структура, которая способна дать государству такие будущие кадры, о которых можно только мечтать.

Другими словами, если деревенским школам дать шанс, они оправдают самые смелые ожидания.

Но вот беда, никто и не собирается давать нам никакого шанса. Ведь это означает сначала дать, а получить что-нибудь когда-нибудь потом. Когда уже ни одного из чиновников, скорее всего, не будет на том же месте. Либо ишак сдохнет, либо падишах, либо Ходжа Насреддин. И потому мы доживаем.

Среди педсостава 90% – это пенсионеры. Мне 47 лет, и когда директор читал мои документы, рассмеялся: «Какая же вы молоденькая!» Я, конечно, в старухи не ряжусь, но и слышу о своем возрасте такое нечасто. Ладно, ни разу не слышала.

По сравнению с городом, где 30 человек в классе считается нормой, наши малокомплектные – это рай для учителя. Можно дать отдельное задание успевающему ученику, а с отстающим поработать индивидуально. Можно остаться с ребенком после уроков и помочь с домашним заданием. Можно ВПР пройти по нескольку раз, отточить ответы, объяснить трудные места. Да кучу всего можно! Чего же нет желающих в сельскую школу-то идти?

Ну, во-первых, это деревенская жизнь. У нас не поселок городского типа, тут нет газа, водопровода, да и дороги до райцентра, мягко говоря, не шоссейные. Придется научиться топить печь, копать огород, носить воду из колодца. Но для довольно большой части людей это будет за благо, я точно знаю. Ведь то, что принято в народе называть экологией, то есть чистый воздух, пение птиц, отсутствие промышленных предприятий, тут прет, как говорится, из каждой лужи. Да и можно, при наличии определенного дохода, купить себе культиватор, провести в дом водопровод, поставить котел, нанять кого-нибудь дрова наколоть и сложить, и тогда деревенская жизнь не такой уж тяжелой окажется.

И вот мы подошли к ключевому моменту – определенному доходу. Я не работала в школе никогда, покуда не появился странный указ об обязательном введении второго иностранного языка во всех школах страны. Мы не будем сейчас обсуждать благие намерения этого нововведения, и я, честно говоря, очень рада, что третье поколение ФГОС отменило эту обязаловку. Но благодаря ему, второму иностранному, я пришла в школу, когда оказалось, что у нас нет такого учителя – ну, где его в деревне взять-то?

Теперь статистика. Базовый оклад учителя составляет 8609 рублей (восемь тысяч шестьсот девять). Спасибо, что не 8600. Эти девять рублей трогают сердце. Ведь какой-то счетовод вывел их, оперируя калькуляциями, таблицами и стандартами.

Никто так и не смог объяснить мне, почему базовая ставка учителя меньше МРОТа, к которому, казалось бы, уже подтянули всех. Но не учителей.

В советские времена была рассчитана оптимальная нагрузка на педагога – 18 часов в неделю. При советской шестидневке, по которой учились почти во всех школах, получалось по три урока в день. И вот за эти три урока в день и рассчитан базовый оклад. Давайте посчитаем, сколько же зарабатывает без всяких надбавок учитель? Итак, в месяце у нас 21–22 дня, возьмем 20 для ровного счета. Это четыре недели, 18*4=72 урока. За 72 урока учитель получает 8609 рублей. То есть 119 рублей 57 копеек за 45 минут донесения информации детям в возрасте от 7 до 14 лет.

Напомню, что в 2021 году правительством установлен минимальный почасовой размер оплаты труда – 150 рублей в час. Чем же учителя-то так провинились, что недотягивают и до этого?

«Ну как же, – очень часто слышу я в ответ, – у вас же это базовая ставка, а сколько еще на нее накручивают? Да и работаете вы с 8.30 до 15.00, а потом иди домой валяйся, чем хочешь занимайся». Довольно много людей так думают, это правда. Но учителю надо: подготовиться к учебному году, подготовиться к учебной четверти, подготовиться к конкретному уроку, провести урок, проверить тетради, написать отчеты. Это то колесо, которое крутится постоянно, из него нет выхода. Вновь приходящие молодые специалисты все делают с нуля. Хорошо, если в школе еще не умерло наставничество и есть учитель этого же профиля, который подскажет, посоветует, поможет, подменит, в конце концов.

Плюс классное руководство, плюс дикое количество никому не нужных конкурсов (дистант в прошлом году явно сорвал колпачок с какого-то резервуара безумия, и онлайн-конкурсы хлынули через край), плюс постоянное повышение квалификации, по факту ставшее фикцией, и отчеты, отчеты, отчеты.

«Но мы же знаем, – снова слышу я, – что в Москве учителя получают без всяких надбавок по 70 тысяч». Да и слава Богу, хочу я сказать. Хоть где-то учителя получают хоть что-то. Но на Москве такие зарплаты и заканчиваются. Уже в Московской области они получают чуть ли не в два раза ниже за такую же нагрузку. А чем дальше от МКАД, тем печальней.

«Почему же вы не уйдете в репетиторство? Ведь невозможно жить на такие деньги!» Невозможно, конечно. У нас пасека маленькая, мы мед продаем. В деревне вообще натуральный обмен. Вещи нам отдают, я и не помню, когда детям своим что-то из одежды покупала, кроме нижнего белья.

Жить невозможно. Выживать – можно. И сеять. Разумное, доброе, вечное.

Для справки. Мой оклад в 2020/2021 учебном году составлял 19 556,55 руб., минус НДФЛ 1788 руб., равно 18 865,23 руб. за 22 часа нагрузки и классное руководство. В этом году будет больше, потому что часов у меня будет 30.

 

Другие материалы номера