Зеленский все-таки выпросил соглашение у Байдена

Это можно рассматривать как новый этап в развитии американо-украинских военных связей. Соединенные Штаты по-прежнему являются сильнейшей военной державой в мире и всегда рассматривались европейскими странами как важнейший военный партнер и ключевой соперник России. После украинского кризиса Киев не только начал проводить одностороннюю прозападную политику и вписал условия присоединения к ЕС и НАТО в украинскую конституцию, но и приложил немало усилий для укрепления сотрудничества с США в сфере безопасности. В вопросе вступления Украины в НАТО позиция США очень важна, поэтому она всегда ставила совершенствование и развитие военных отношений в качестве одного из главных приоритетов своей дипломатии с Америкой.

На этот раз США и Украина подписали соглашение о стратегических основах оборонного партнерства. Хотя в нем не оговаривались обязательства обеих сторон как военных союзников, США вновь подтвердили, что всецело поддерживают суверенитет и территориальную целостность Украины. В документе также оговариваются технические детали военного сотрудничества между двумя странами, как, например, создание военной «горячей линии» между двумя сторонами. Министр обороны США Ллойд Остин сообщил, что администрация Байдена предоставит Украине дополнительную военную помощь в размере 60 миллионов долларов, включая поставку противотанковых ракетных комплексов Javelin. В контексте продолжающейся напряженности в американо-российских отношениях расширение военной помощи Украине даст Вашингтону дополнительный козырь в противостоянии Москве и укрепит стратегическое влияние Соединенных Штатов в Европе. Украина получила не только военную помощь, но и доверие в области безопасности и дипломатическую поддержку. Тесное военное партнерство с США, несомненно, является важной дипломатической победой Зеленского.

Однако в американо-украинском военном сотрудничестве всегда присутствовала стратегическая «красная линия». Хотя сотрудничество между странами в военной сфере и безопасности в последние годы набирает обороты, в этих отношениях всегда существовал «стеклянный потолок», который трудно преодолеть, а именно то, что НАТО не может принять Украину, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Хотя холодная война закончилась более 30 лет назад, Соединенные Штаты и Россия всё еще сохраняют ядерное оружие, которого достаточно для уничтожения всей планеты. Поддержание ядерной безопасности всегда было важной составляющей отношений между США и РФ. Несмотря на то, что Соединенные Штаты придают большое значение уникальной роли Украины в обеспечении геобезопасности, они также хорошо понимают, что украинский вопрос связан со стратегической «красной линией», которую провела Россия. Все заинтересованные стороны прекрасно понимают, что после вступления Украины в НАТО это, скорее всего, спровоцирует резкую реакцию со стороны Москвы.

Соединенные Штаты всегда прямо высказывались по украинскому вопросу, но действовали осторожно. И во времена Трампа и Байдена Соединенные Штаты всегда неохотно открыто вмешивались в дела Украины и всё чаще подталкивали Европейский союз на передний план игры с Россией. Украина всегда хотела пригласить Соединенные Штаты для участия в переговорах «нормандской четверки» по урегулированию конфликта в Донбассе, но Вашингтон неохотно реагировал на это предложение. Основная причина – он не хочет обострять американо-российские отношения из-за украинского вопроса. Байден неоднократно подчеркивал необходимость поддержания «стабильности и предсказуемости» отношений России и США. Нет сомнений в том, что в военном сотрудничестве между США и Украиной также будет учитываться этот принцип: не допускать пересечения «красной линии» американо-российских отношений, и поэтому в краткосрочной перспективе Украина не войдет в НАТО.

На фоне поспешного вывода войск США из Афганистана соглашение о стратегическом оборонном партнерстве, подписанное между Соединенными Штатами и Украиной, имеет скорее формальное значение, и его практическую роль еще предстоит выяснить. Кроме того, американо-украинское военное сотрудничество не изменит баланса геополитических сил в Евразийском регионе. Это в большей степени «дипломатическое шоу» администрации Байдена. Никто не знает, в какой степени соглашение поможет разрешить конфликт на востоке Украины, а также неизвестно, сможет ли оно улучшить сферу геополитической безопасности в Европе.

 

Другие материалы номера