Для пущей важности

Как сообщают провластные СМИ, «президент РФ Владимир Путин изменил (?!) отношение к олигархам… Путин акцентировал внимание силовиков на оценке действий не только менеджеров шахты и инспекторов Ростехнадзора, но и собственников компании – миллиардеров из списка Forbes. Этим Путин показал, что неприкасаемых нет, когда речь идет о жизни людей, считают политологи».

Президент в ходе совещания решил проверить, выполнены ли его поручения после аналогичной трагедии на шахте «Распадская» в 2010 году (тогда Путин был премьер-министром РФ). В частности, он требовал изменить систему оплаты труда шахтеров – 70% суммы должны были стать постоянной величиной. Но что мешало проверять выполнение этих поручений в течение более чем десяти лет в штатном режиме, не дожидаясь трагедии?

– Принимались систематически меры к сокрытию фактов о загазованности, фальсифицировались эти данные. Кто-то это делал? Зачем? Чтобы побольше там добыть и на экспорт отправить? Результат-то какой трагический. Теперь все сидим – и все головы опустили, – сказал Владимир Путин. Для пущей убедительности глава государства даже ударил кулаком по столу.

Конечно, хорошо, что до президента наконец-то стало доходить то, что жителям России очевидно уже давно. Только вот от капиталистического пути, несмотря на все заверения, действующая власть отказываться не намерена. Наряду с высказываниями о том, что «современная модель капитализма устарела», мы слышим с ее стороны также постоянные антисоветские выпады.

А ведь без возвращения на социалистический путь развития ни о каком обеспечении безопасности работы предприятий не может быть и речи: капиталист по природе своей «заточен» на получение прибыли любым путем, в том числе и за счет человеческих жизней и здоровья. В советское время директора шахт отвечали не только за безопасность работников, производственный план, но и за социальную сферу и инфраструктуру шахтерских городов и поселков. В современной капиталистической России директор – всего лишь исполнитель воли собственника, со всеми вытекающими последствиями.

Геннадий Алексеев, гендиректор компании «СДС-Уголь», которой принадлежит «Листвяжная», на совещании у президента заявил, что на соблюдение норм промышленной безопасности и охраны труда за три года и девять месяцев на шахте потратили 1 миллиард 475 миллионов рублей. «Абсолютно все внешние официальные факторы показывали, что там всё замечательно, но вынужден признать, что это была только кажущаяся стабильность». По словам гендиректора, он готов понести любое наказание после аварии.

Это далеко не первая авария на кузбасских шахтах. Напомним, в 1997 году на шахте «Зыряновская» погибли 67 человек, в 2004 году на шахте «Тайжина» было 47 погибших. В 2007 году из-за взрыва на шахте «Ульяновская» погибли 110 человек, в том числе руководство шахты. Но собственники не ответили за трагедию. Дело по факту взрыва на шахте «Распадская» в 2010 году, в результате которого погиб 91 человек, расследовалось шесть лет. В отношении директора – Игоря Волкова дело было прекращено в связи со смертью обвиняемого.

За двадцать лет правления нынешнего президента мы слышали от него много громких слов и обещаний. В частности, неоднократно заявлялось, что «олигархический» период в истории России подошел к концу. Но крупный капитал по-прежнему определяет государственную политику.

 

***

В четверг власти Кемеровской области информировали, что тяжело пострадавшим на «Листвяжной» выплатят по 400 тысяч рублей, пострадавшим в средней и легкой степени – по 200 тысяч. Семьям погибших достанется по 1 миллиону. Ранее сообщалось, что власти Кузбасса выделят более 40 квартир семьям погибших и пострадавшим при ЧП.

Врио главы МЧС России Александр Чуприян заявил о том, что спасатели будут круглосуточно искать тела горняков, погибших при аварии на «Листвяжной». По его словам, ежедневно спасателями утверждается план дальнейшей работы, берутся пробы с забором воздуха из шахты. Чуприян отметил, что в шахту спускаются разведчики, которые поднимают на поверхность все пробы, а на их основе уже принимаются управленческие решения на следующие сутки.

Глава Ростехнадзора А. Трембицкий признал факт наличия фальсификаций данных сотрудниками ведомства в Кузбассе. «Что касается всех высказанных в наш адрес претензий, пофамильно будут проведены служебные проверки, отстранены от работы и уволены люди», – пообещал Трембицкий. Также глава Ростехнадзора пообещал поработать с инспекторским составом индивидуально и ужесточить меры ответственности.

Между тем защита всех обвиняемых по делу о трагедии на шахте подала жалобу на их арест. «Действительно обжаловали защитники всех обвиняемых постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Жалоба подана. Вопрос будет разрешаться судом вышестоящей инстанции», – сообщили в Центральном районном суде Кемерова.

47-летний Сергей Махраков за 25 лет прошел путь от машиниста подземных установок до руководителя шахты. В августе нынешнего года Махраков победил в номинации «Директор шахты – 2021» областного конкурса «Кузбасс – угольное сердце России». У него имеется статус полного кавалера знака «Шахтерская слава» и звание «Почетный шахтер».

Между тем, по информации СМИ, директор, в отличие от рядовых шахтеров, процветал и покупал недвижимость в Москве. Как сообщает сайт Life.ru, в городе Белово, где находится шахта «Листвяжная», он занимает «добротный и просторный коттедж, который Life.ru снял с высоты». У директора в собственности две дорогие квартиры в столичном районе Раменки, в которых живут его жена, сын и дочь. Имеются также апартаменты в жилом комплексе бизнес-класса «Доминион» на Ломоносовском проспекте и студия в ЖК «Мосфильмовский» (общей стоимостью 120 млн рублей).

Машина, по утверждению интернет-издания, у директора шахты «тоже достойная – паркетник Mercedes GLE 300. В салонах такой стоит около семи миллионов». А сын директора – 25-летний Иван Махраков – недавно сменил кроссовер Audi Q5 на новый купе Mercedes E200.

Адвокаты требуют изменить меру пресечения директору шахты Сергею Махракову, его первому заместителю Андрею Молоствову и начальнику участка Сергею Герасименко, которые, по информации следствия, допустили нарушение требований промышленной безопасности производственных объектов, а также инспекторам Ростехнадзора Сергею Винокурову и Вячеславу Семыкину. Все обвиняемые своей вины не признают.

 

Другие материалы номера