ПРОДОЛЖЕНИЕ
VIII. Экономика России в декабре 2022 г.
1) По своей сложности 2022 год не имеет аналогов с момента возникновения современной России после распада СССР.
Специфику ситуации определили, с одной стороны, развязанная недружественными странами экономическая война на уничтожение государства, посмевшего, по понятиям коллективного Запада, бороться за свою независимость в политической и экономической сферах.
С другой – меры по поддержке экономики, коррекции ее развития и усилению государственного регулирования экономики.
Путем финансово-технологической агрессии странами ЕС и США ставилась задача уничтожить «в клочья» российскую экономику, добиться результата, который на первом этапе оценивался западными аналитиками и политиками как падение ВВП более чем на 20%.
Недружественные страны предприняли в отношении России: замораживание российских активов в их различных формах; отказ от сотрудничества в топливно-энергетической сфере; блокирование важнейших направлений внешнеторговых связей России с другими странами Мирового сообщества; последнее решение об установлении предельной цены на российскую нефть, а также многое другое использовалось и используется как инструменты достижения поставленной цели. Инфраструктурная зависимость создает и политическую.
Однако степень устойчивости российской экономики и эффект «бумеранга» не были учтены недружественными странами. Отсюда и некоторые итоги. Так, рост цен производителей (промышленная инфляция) в ЕС в октябре составил 131,2% с ростом цен производителей в энергетическом секторе 167%.
В России, для сравнения, рост цен производителей промышленной продукции в этом периоде к октябрю прошлого года составил 105,0%. Увеличение потребительских цен в ЕС уже достигло исторически максимального значения в 20%, тогда как прирост потребительских цен в России в октябре составил 12,7% с тенденцией замедления его темпов.
В российской экономике наблюдается тенденция замедления экономического спада, что свидетельствует об адаптации экономики к возникшим ограничениям, что обусловлено системной поддержкой со стороны органов государственного управления.
Добыча нефти и природного газа сократилась в октябре 2022 г. на 3,4% относительно октября прошлого года. Однако по сравнению с сентябрем 2022 г. она возросла на 3,6%. Дальнейшее изменение динамики добычи нефти будет зависеть от тех решений, которые будут приняты в результате введенного коллективным Западом потолка цен при закупках российской нефти. Добыча угля, которая в октябре 2022 г. сократилась на 3,3% относительно октября прошлого года, по сравнению с сентябрем увеличилась на 7,8%. Отгрузка продукции в сфере добычи угля увеличилась на 12,5%, а в сфере добычи нефти и природного газа – на 5,5%.
В обрабатывающей промышленности во второй половине 2022 г. восстановился рост. В октябре 2022 г. по сравнению с октябрем прошлого года доля производств, где наблюдался рост выпуска продукции, составляла 47% от числа производств, по которым публикуется статистика. В то же время в октябре по сравнению с сентябрем текущего года доля растущих производств увеличилась на 71%. Так, производство по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности возросло в октябре 2022 г. По сравнению с сентябрем 2022 г. оно увеличилось более чем на 18%. Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, которое пострадало наиболее сильно, в октябре увеличилось по сравнению с сентябрем почти на 12%. При этом сокращение относительно соответствующего периода 2021 г. снизилось в октябре 2022 г. до 45,2%, против 64% в мае текущего года.
Высокими и ускоряющимися темпами увеличивается производство сельскохозяйственной продукции, поддерживаемое ресурсами, выделяемыми на дальнейшее развитие агропромышленного комплекса.
Спад в инфраструктурных отраслях, в наибольшей мере пострадавших среди базовых отраслей в результате введенных санкций, сохраняется. На протяжении II и III кварталов происходило сокращение грузооборота транспорта и оборота оптовой торговли относительно соответствующих месяцев прошлого года. Однако ежемесячный рост оборотов во второй половине года привел к замедлению спада, в меньшей мере на транспорте. При этом в октябре грузооборот транспорта вырос относительно сентября на 6%, что позволяет надеяться на сохранение замедления спада в этой отрасли.
Спрос со стороны домашних хозяйств остается низким, что обусловлено уровнем доходов населения. В структуре денежных доходов россиян в 2022 г. при некотором росте социальных выплат, значительно сократилась доля оплаты труда. Она снизилась на 1,7 процентного пункта – до 56,5%. При этом выросла доля поступлений от социальных выплат – на 0,9 п. п., до 21,1%, а также прочих денежных поступлений – на 0,5 п. п., до 12%. Во втором квартале 2022 г. россияне стали меньше тратить на покупку товаров и больше откладывать. Прирост сбережений составил 1,96 трлн рублей. Из них на банковские вклады пришлось около 1,8 трлн рублей.
Среднемесячная начисленная зарплата работников организаций в реальном выражении уменьшилась на 6,1% по сравнению с маем 2022 г. и составила 62 457 рублей (данные Росстата).
Меры, которые предпринимаются по поддержке населения, ориентированы на поддержку доходов только отдельных групп, что не позволяет сегодня радикально изменить ситуацию с реальными денежными доходами граждан РФ.
2) Мобилизация и ее последствия для российской экономики
Из-за мобилизации и эмиграции рынок труда РФ в 2022 г. потерял примерно 770–820 тыс. человек (экспертные данные). Численность трудоспособного населения страны на начало 2022 г., по данным Росстата, составляла 83,2 млн человек. Следовательно, рынок может недосчитаться 1% трудоспособного населения.
Конечно же, такой отток создает предпосылки к дефициту кадров. Компании больше времени и сил тратят на поиск и наем персонала, а производительность труда снижается.
При этом мобилизация затронула, прежде всего, население регионов и небольших городов, тех, кто работает в промышленности и аграрном секторе, так называемых «синих воротничков».
А бежали от мобилизации преимущественно «белые воротнички» – офисные сотрудники и представители иных нерабочих специальностей. По мнению эксперта (профессор Н. Зубаревич) в российской экономике есть «мужские» отрасли занятости, и они могут сильно просесть из-за оттока кадров. Например, сельское хозяйство – здесь работники-мужчины составляют примерно две трети. «Заберите половину механизаторов, и как вы будете сеять в следующем году?»
В строительстве доля работников-мужчин достигает 86%. Причем под мобилизацию попали критически важные специалисты, например крановщики. Третья «мужская» отрасль – это транспорт и связь, где доля мужчин составляет порядка 77%. По неофициальным оценкам, здесь могли быть призваны до 10% работников.
Эмиграция наблюдалась в 2022 г. среди айтишников, инженеров и менеджеров разных отраслей до учителей и врачей. Многие эмигранты – квалифицированные работники с довольно высоким человеческим капиталом, поэтому могли позволить себе бросить все и рвануть в неизвестность: они уверены, что их навыки и компетенции будут востребованы на новом месте. По предварительным оценкам, наиболее пострадавшие секторы – это финансы, телекоммуникации и связь, информационные технологии, медицина и фармацевтика.
Как считает британский журнал New Scientist, на начало ноября из России уехали около 25% отечественных программистов. Правда, часть из них продолжают работать в российских компаниях дистанционно. Эксперты отмечают, что за время пандемийных ограничений многие компании так хорошо отработали технологии удаленки, что физическое присутствие сотрудника на рабочем месте (и даже в стране) не нужно. То есть, сменив страну проживания, часть уехавших де-факто осталась на российском рынке труда. По крайней мере, на какое-то время.
Ясно, что так не получится работать в отраслях вроде медицины. В подтверждение сказанного можно привести данные HeadHunter, согласно которым, после начала мобилизации почти в два раза по сравнению с августом выросло число вакансий для медицинского персонала. Если в конце лета медицинским организациям требовалось 8,2 тыс. специалистов, то в сентябре – 17 тыс.
Главными бенефициарами миграционного исхода из РФ стали государства Средней Азии и Закавказья – Грузия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия. На их рынки хлынул поток специалистов, о котором они не могли и мечтать.
По заявлению президента Казахстана К. Токаева, в страну переместилось более 50 международных компаний из РФ. В Армении из-за притока российских мигрантов прогноз по росту ВВП был повышен почти в 10 раз – с 1,6% до 13%. Как отметил председатель ЦБ страны Мартин Галстян: «Мы видим 25-процентный рост человеческого капитала в ИТ-сфере. Талантливые, хорошо образованные люди приезжают в Армению, что может иметь длительный эффект».
Волны эмиграции из РФ изменили экономическую ситуацию в соседних странах. В Армению, Казахстан или Грузию въехали сотни тысяч небедных потребителей со стабильными источниками доходов. Подъем потребительского спроса оказался столь заметным, что местным властям пришлось увеличивать свои прогнозы по росту ВВП, а центробанки задумались о повышении кредитных ставок ради охлаждения перегретого спроса. Масштаб потерь для РФ станет виднее по дополнительному приросту экономик стран, куда выехали наши эмигранты в конце 2022 г.
Среди выехавших из РФ в 2022 г. это трудоспособные, экономически активные граждане с доходами значительно выше среднего – как по российским меркам, так и по меркам новых стран их пребывания.
Вместе с разгоном инфляции и перетоком людей наблюдается и переток предприятий и частных бизнесов из России. В октябре 2022 г. премьер Казахстана А. Смаилов сообщал, что перевести бизнес в Казахстан намерены уже 56 российских компаний, а в потенциале их более 300. Местные власти подчеркивают: главная задача – максимально привлечь производственные мощности на территорию страны.
По мнению экспертов указанная тенденция способствовала положительной динамике ВВП в странах релокации российского бизнеса и этот эффект будет иметь более долгосрочный характер.
Но как поступать по отношению к потенциальным дезертирам, российские чиновники еще не решили – то ли наказывать кнутом, то ли возвращать пряником.
В результате оттока бизнеса и граждан из России отмечен взрывной рост денежных переводов из России в страны СНГ: Россия озолотила сопредельные государства.
Санкции в отношении России продолжают усиливаться, международные платежные системы не собираются возвращаться на рынок РФ, а спецоперация продолжается, прошла частичная мобилизация. В таких условиях вопрос о масштабах денежных переводах граждан в страны СНГ становится все более значимым. Темп денежных переводов рос с начала спецоперации на Украине, но в середине осени ускорился в связи с объявлением о частичной мобилизации в России и в результате достиг максимума за всю историю наблюдений.
На 1-м месте по объему переводов находится Казахстан. В октябре из РФ в Казахстан было отправлено 42,7 млрд тенге (примерно 5,6 млрд рублей) – в 13 раз больше, чем в 2021 г. Казахстан лидирует по объему полученных страной денег из-за рубежа – его доля от общей суммы увеличилась с 13,8% до 57,5%, а по количеству совершенных переводов – с 30,1% до 68,7%. (данные Национального банка Казахстана).
На втором месте по этому показателю оказалась Киргизия.
По данным Национального банка Грузии, в январе-сентябре в страну с использованием электронных платежных систем было переведено из России $2,8 млрд, что на 65% больше, чем за аналогичный период в 2021 году.
Объем денежных переводов из России в Армению значительно вырос, по подсчетам Евразийского банка развития (ЕАБР), за первые 8 месяцев 2022 г. он составил $1,9 млрд – рост по сравнению с 2021 г. почти в 3,5 раза.
Переводят средства не только граждане СНГ, но и граждане РФ. Основных причин резкого интереса россиян к счетам в иностранных банках четыре:
1) Всплеск переводов именно в октябре 2022 г. связан с частичной мобилизацией в России. Граждане, переезжавшие в страны СНГ, активно переводили деньги на свои счета или их родственники помогали им средствами также с помощью переводов, а иногда так поступали их работодатели.
2) Финансовые власти, в том числе ЦБ РФ, стимулируют девалютизацию отечественной экономики, создавая условия, при которых хранить валюту «недружественных» стран на счетах в нашей стране физическим лицам просто невыгодно – проценты по вкладам маленькие, иностранные средства со счетов, открытых после 9 марта 2022 г., вообще не снять и т.д.
3) Причина еще в стремлении граждан РФ владеть картами зарубежных банков, чтобы спокойно расплачиваться безналичным образом при поездках за границу и продлевать привычные зарубежные сервисы. Санкционные ограничения лишили многих представителей «среднего класса» возможности приобретать авиабилеты у зарубежных авиаперевозчиков, бронировать отели, оплачивать услуги при отдыхе в других странах, оплачивать товары международных производителей и использовать любые интернет-ресурсы, начиная от подписок на музыку и заканчивая инвестиционными инструментами. Граждане РФ ищут пути решения своих проблем и находят их в банках СНГ.
Граждане РФ, понимая опасности, связанные с хранением «недружественной» валюты в российских банках, а также изыскивая способы сохранения доступа к платежным сервисам Visa и Mastercard, обратились к банковским системам дружественных или нейтральных к России стран. Это видно как по резко выросшему объему валютных депозитов россиян в иностранных банках (около $63 млрд), который уже практически сравнялся с объемом валютных вкладов в России, так и по аномальному росту открытых валютных счетов для оформления карт Visa и Mastercard за рубежом (Ист. TeleTrade).
4) Одна из причин роста денежных переводов в соседние страны – большая разница между наличным и безналичным курсом доллара и евро в российских банках (эта разница в конце сентября достигала 20%). Спекулянты переводят относительно дешевую безналичную валюту в Казахстан, Грузию, Армению и другие страны, и ввозят обратно в Россию относительно дорогую наличную валюту.
Поскольку в ближайшее время антироссийские санкции не снимут, а власти РФ могут усилить «гонения» на доллар и евро, то переводы россиян за рубеж рискуют вырасти еще больше.
Рост трансграничных переводов из России оказывал и продолжит оказывать негативное воздействие на экономику страны, особенно на потребительский сектор. Последние доступные данные по розничным продажам в России за сентябрь 2022 г. уже говорят о новой волне снижения потребительской активности (-2,6% к августу и -9,8% к сентябрю 2021 г.), а также об ускорении спада ВВП страны в годовом выражении с 4% в августе до 5% в сентябре.
Негативно отток бизнеса сказывается на экономической активности в РФ. Число действующих индивидуальных предпринимателей (ИП) в России за октябрь 2022 г. сократилось на 1,53 тыс. (данные ФНС).
Из-за миграционного оттока внутренний спрос продолжит сокращаться, и в сочетании с вероятным спадом инвестиций это может привести к падению ВВП на 6,5% по итогам 2023 г. Снижение экспортного потенциала – также серьезный фактор риска для перспектив роста в будущем году.
- С чем подошла Россия к концу 2022 г.
2022 год стал годом окончательного прощания России с иллюзией, что страна будет равноправным участником мировых экономических отношений, и будет встроена в глобальную мировую экономику на равных условиях. Но в отношении России принято 10 тысяч санкций.
По третьему кварталу 2022 г. предварительная оценка ВВП России минус 4%. В денежно-кредитной политике действия ЦБ привели к укреплению рубля. Однако некоторые специалисты утверждают, что это плохо сказалось на экспортерах и государственных корпорациях, что негативно отразится на экономике в будущем.
Опросы показывают, что 12% россиян могут позволить себе все необходимое, кроме квартиры или дома, 35% не могут позволить покупку бытовой техники, у 23% опрошенных есть возможность покупки продуктов, а вот одежды и обуви – нет, 8% населения не имеют достаточно денег на продукты. Средний чек в магазинах продуктов за 2022 г. заметно снизился, это значит одно: люди меньше покупают продуктов, или вынуждены заменять привычные продукты более дешевыми (опрос Центробанка РФ). Падение реальных доходов россиян в третьем квартале 2022 г. ускорилось до 3,4%, следует из доклада Росстата. За январь-сентябрь 2022 г. реальные доходы снизились на 1,7% к тому же периоду прошлого года.
У 40% семей сейчас нет никакой возможности взять жилье в ипотеку (ист. замглавы Минтруда РФ).
В результате принятых антироссийских санкций и разрыва ряда экономических, технологических, логистических цепочек Россия меняет направления внешнеэкономической деятельности. Наиболее перспективным представляется азиатское направление в области экономического сотрудничества, в особенности с Китаем. С Китаем налажена связь в самых разных направлениях: строительстве, туризме, финансовой сфере, спортивной, социальной, культурно-просветительской.
России с 5 декабря 2022 г. объявлено эмбарго на импорт российских энергоносителей, а с 5 февраля нас ждет еще и эмбарго на нефтепродукты. При этом, есть отрасли, есть продукция, которая фактически выведена из-под санкций. Это, прежде всего, сельхозпродукция, продукция фармацевтической промышленности и др. То есть Россия обладает тем, что может в какой-то степени заменить нефть и газ. Для этого нужно более целенаправленно проводить активную политику экспансии продукции этих сегментов промышленности и экономики на мировые рынки. Ведь нет ничего плохого в том, чтобы Россия, отчасти перестав «кормить» мир энергоносителями, начала кормить мир едой. Волей обстоятельств Россия вынуждена «слезть с нефтяной иглы», поэтому необходимо искать замену нефти и газу, т.к. в полном объеме перебросить углеводородные ресурсы с европейского рынка на рынки Юго-Восточной Азии не получится. Поскольку там необходимых инфраструктурных возможностей нет, чтобы принять российские нефть и газ, да и поставки на эти рынки предполагают значительный дисконт (25-30%).
Десятилетиями в России говорили о необходимости ухода от сырьевой зависимости и о необходимости проведения импортозамещения. Теперь настало время активно действовать!