Запущенная в 2016 году программа, на которую ежегодно из федерального бюджета выделялось около 4 млрд рублей, не достигла поставленных целей, выяснили аналитики Национального рейтингового агентства (НРА).
На конец 2020 года доля импорта по базовым видам медицинского оборудования и изделий превысила 70%, что в 1,5 раза ниже запланированных показателей, сделало выводы НРА.
В Счетной палате РФ уточнили, что на российскую продукцию пришлось лишь 28,8% рынка при цели в 40%. При этом закупки импортного оборудования продолжали расти в течение всех пяти лет, что действовала программа. Завозить в Россию компоненты из Китая стало нерентабельно, как и производить их внутри страны, утверждает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
Чуть лучше ситуация с лекарственным обеспечением, но и там доля импортных препаратов достигает 55%. Но российские лекарства – это преимущественно дженерики (82%), которые к тому же выпускаются на импортном сырье. Его доля достигает 75%, по оценкам RNC Pharma.
Изоляционистский запал российских властей, апеллирующих к идее максимального самообеспечения, наталкивается на технологическую отсталость производства и деградацию науки, потерявшей, по данным РАН, две трети кадров за последние 30 лет.
Уровень зависимости медицины и фармакологии от западных технологий остается примерно на том же уровне, что и во всей промышленности, следует из подсчетов Центра статистики и мониторинга инноваций НИУ. По оценкам экспертов, около 30% всех передовых технологий, которые используются в производстве в РФ, закупаются за рубежом. При этом доля импорта в технологических решениях росла в последние годы. «Технологическая зависимость отечественных организаций усугубляется высоким средним возрастом используемых технологий и длительным периодом технологического перевооружения», – констатируют эксперты НРА.