Дудки! – даже с пересадками не получалось. Тогда решил проехать на составе «Таврия», двинуться ночью по сияющему мосту. Ничего не могу понять по интернету: «Поездов на ваши даты нет»! Дозвониться по единому справочному РЖД невозможно: всё рассказывают про ковид и ограничения, а как до конкретного вопроса доходит, – срывается. Справочная вокзала Керчи вообще не отвечает. С трудом узнал в век информационных технологий, что, оказывается, разрекламированный в телерепортажах поезд 179А «Таврия» является сезонным и курсирует из Санкт-Петербурга в Евпаторию с 1 июля по 29 сентября… через день. Начал ходить с 2020 года, приобрел достаточную популярность: мест нет далеко вперед по датам до сентября! РЖД, это ведь преступление: зачем же строили железнодорожный мостище? Кстати, по официальным данным, большинство туристов приезжают на полуостров на автотранспорте через Крымский мост – таких 60%, что плохо для экологии. Еще 32% отдыхающих выбирают авиасообщение, и только 8% гостей полуострова едут на отдых по железной дороге. Неоправданно мало!
Ладно. Решил выехать на автобусе Керчь–Анапа, а там сесть на поезд (многие из-за ливней свалили, и появились места в дефицитном составе). Узнал, что на затопленной трассе Керчь–Анапа рухнула в преисподнюю часть дороги. Но, как заверил таксист, трассу восстановили, да и билеты спокойно продавали. Вечером на автовокзале объявили, что автобус из Анапы не пришел. Следующий – только ночью ждут. Пошел к диспетчеру, объяснил, что я тогда к поезду опоздаю: «На ступеньках поедете? Пятьсот рублей водителю на проходящем автобусе в Сочи». И я, как в молодые туристские и журналистские годы, постелил на ступеньку газетку с предвыборными обещаниями и под плач ребенка где-то над головой тронулся. Может, сидевшие у окон и видели иллюминацию моста, его плавный изгиб, а я только пятой точкой почувствовал, что мост с новым покрытием миновали, и началось старое шоссе с заплатками…
Автовокзал в Анапе производил совершенно безжизненное впечатление (как продавали билеты?), маршрутки от него на ж/д вокзал, конечно, не ходили – еще была затоплена часть Пионерского проспекта. Добрался на такси – и утром слез в Ростове. Там открыл почту и увидел сухое сообщение, что мой вечерний авиарейс без объяснения причин просто отменили. Аж руки опустились… К чему я расписываю все это – вовсе не ворчу и не привередничаю: я закаленный путешественник и добирался туда, куда тем же запаниковавшим южанам и не снилось. Но вот что хочу подчеркнуть: пандемия, по-моему, окончательно развратила все службы транспорта и сервиса: ну ковид ведь, форс-мажор. А погодные катаклизмы и вовсе усугубили расхлябанность: стихия, мол. Уверен, что и трассу можно было быстрее привести в порядок, но выходные, черноморское солнышко выглянуло… Да и самолет незнакомой компании «Икар» (это черный юмор? – ведь у мифического Икара крылья сгорели – и он рухнул!), убежден, не захотели недозаполненный гнать, решили соединить два рейса. А свалить на подтопленную три дня назад полосу – проще простого. И нагло не хотят деньги за билет отдавать – да, тариф невозвратный, но на данный рейс, а не на подмененный через сутки без компенсации проживания в Ростове. Я боюсь, что привыкшие жить в такой лафе наши благодетели, чтобы не перенапрягаться с сервисом, сами примутся стихии придумывать-организовывать.
На мой предыдущий материал о провале «Крымской платформы» некто Strycis написал комментарий: «Автор со своим видением ситуации весьма гармонично бы смотрелся в помойке у каких-нибудь соловьевых или скабеевых. Даже смешно сравнивать по значению сдачу Украины НАТО с юридически ничтожным обретением (подставой) Россией Крыма». Комментарий – на уровне рассуждений таксиста, хоть и с терминами. Да пусть НАТО получит гостинец – бандеровскую Украину. Подавится и скорее развалится…
На русском солнце
Ну что же, в честь приезда, для затравки
Пойдем туда, где солнцепек и жар.
На пляже пахнет, словно в рыбной лавке,
Когда уже кончается товар.
И острый запах рыбы и рапанов
В дороге через несколько минут
Про киевских напомнит горлопанов,
Которые скрипят песком и жрут.
Но даже если мрак воды коснется,
В природе не померкнет благодать,
А всем врагам – на ярком русском солнце –
Теперь вовеки Крыма не видать.
Но рутинные действия властей России порой хуже происков врагов. В эти же дни прозвучало и другое заявление по Крыму. «Необходимо привлечь в Крым около 1 триллиона рублей, чтобы развитие региона вышло на другой, более высокий уровень», – заявил вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин. Казалось, бы сумма огромная, но как вспомнишь, что одну десятую этой манны небесной составляет стоимость одной лишь яхты Абрамовича, – понимаешь, как всё относительно в социально скособоченной России: сложи несколько игрушек отвалившего олигарха, добавь его футбольный клуб да яхту олигарха Мордашова – вот тебе и новый уровень развития курорта для миллионов! По словам Хуснуллина, инфраструктура Крыма очень богатая и разнообразная: «Мы создаем все условия для привлечения инвестиций. У меня никакого сомнения нет, что Крым – это жемчужина не только нашей страны, но и мира. С точки зрения отдыха, туризма там всё есть. Можешь на море отдыхать, можешь культурно развиваться, в горах гулять, здоровьем заниматься».
Я занимался здоровьем, по его выражению, но, по-моему, обратный путь с отменой двух автобусов и переносом почти на сутки авиарейса неведомой прежде авиакомпании «Икар» (ну, и названьице! – мифический Икар же погиб с обгоревшими крыльями) приобретенные поправки к лучшему сильно подорвали. Осталось впечатление, что Крым не задался (всего не перечислишь). Хотя побывал я в уникальном месте.
Чокрак – спасительные грязи
Чокрак – соленое озеро, расположенное на востоке Крыма, на самом севере Керченского полуострова, недалеко от села Курортное. По-татарски чокъракъ – «родник». Да, минеральные родники и Азовское море питают это озеро площадью 8 квадратных километров, иначе бы оно окончательно высохло. Исследователи считают, что Чокрак соединяет в себе достоинства уникальных сакских грязей, которые широко использовал еще во время Крымской войны хирург Пирогов, и сероводородные воды Мацесты. Называю самые прославленные курорты, а ведь Чокрак – «пионер» отечественного грязелечения. Первая в стране профильная грязевая лечебница на озере Чокрак была открыта в 1859 году на средства итальянского подданного Франца Семеновича Томазини. Предприимчивый итальянец сразу же уловил запросы туристов тех лет: после Крымской войны Сакская грязелечебница была переполнена ранеными солдатами Русской армии: все курсовки были забронированы и расписаны по времени даже не на месяцы, а на годы вперед, поэтому многим больным, нуждающимся в лечении, приходилось отказывать.
Тогдашних больных не останавливали даже высокие по тем временам цены на проживание и лечение. В 1889 году трехнедельный курс лечения с учетом питания и проживания на Чокраке стоил 165 рублей, а так называемая курсовка – 68 рублей. Сколько это, и кто мог позволить себе такой вояж? Средняя зарплата рабочего до революции по России составляла 37,5 рублей. Подпоручик (современный аналог – лейтенант) – 70 рублей. Учитель начальной школы – 25 рублей, коллежский асессор (чиновник среднего класса) – 62 рубля, уважаемый учитель гимназии – 80 рублей. Получается, что даже для учителя гимназии курс с дорогой в Крым был не по карману. Правда, в ближайшей к озеру старообрядческой деревне Мама Русская (ныне Курортное) пациент мог снять комнату с обедом за 1,5 рубля. А вот полковник тогда получал 325 рублей, тайный советник (чиновник высшего класса) – 500 рублей, как и армейский генерал. Поэтому состав грязелечебницы был понятен. Может, потому революция и порушила здравницу для состоятельных. Даже, как ни странно, декрет Ленина о развитии курортного дела для трудящихся здесь не сработал: может, далековато было по сравнению с другими крымскими курортами.
Ну, это история, а что сегодня, а главное – что дальше? В 2018, доковидном году было объявлено о создании и финансировании в Крыму пяти курортных кластеров, один из них – развитие Керченского полуострова. Тогдашний министр туризма и курортов Андрей Мельников выступил в СМИ (есть видео на берегу Чокрака) и заявил, что уникальное озеро – одно из пяти лечебно-соленых в Крыму, и выразил тревогу: «Озеро умирает, надо восстановить: потенциал грязи большой. Но дорога до сих пор не построена. Кто займется инвестициями в инфраструктуру? С конкретными предложениями по этому кластеру в Минэкономразвития пока никто не приходил. Руководитель министерства считает причиной тому недостаток информации об объекте, поэтому задачей минимум на ближайшее время определил его популяризацию». Дорога до сих пор не построена (после ливней рейсовый автобус не ходил, таксисты отказывались везти, за три таксы довез лихач на раздолбанной «Ладе»), про инвестиции узнать точнее не удалось, но идет секвестирование объявленных программ. Из-за новых ударов стихии встреча моя в администрации Керчи не состоялась. Там, кстати, снят прежний глава администрации за недочеты в работе после июньского потопа… Написал новому министру туризма и курортов Вадиму Волченко о том, что мне интересны перспективы курортного развития региона, особенно грязевого озера Чокрак.
Так что по ответу понял, что кластер такой (но до 2025 г.) остался. Дорогу обещают построить. В селе Курортном есть новые гостевые дома и вывешены объявления о продаже пансионатов украинских времен: во дворе «Волны» красуется лозунг: «Споживай вiдповiдально» – «Живи достойно». Хорошо бы… Неприятно поразили цены в магазинах и фруктовой палатке – дороже, чем в Москве: помидоры сливки – 120 рублей, а в Москве – 40! Правда, продавщица объяснила это тем, что смыло оптовый рынок в Керчи (часто плывущие арбузы показывали по ТВ), и она была вынуждена носиться по магазинам для закупок. А крымские ли там фрукты? Ну, и окончательно добило, что в селе (правда, со старообрядческим храмом и приходом) нет аптеки, а амбулаторно-фельдшерский пункт закрыт в самый разгар отпусков до 6 сентября, висит объявление от руки: «Извините, звоните 112». Так что при таком положении вещей даже спасительные чокракские грязи и красоты морской природы не всегда спасают…
Никакие «Крымские платформы» и стихийные бедствия не должны его омрачать. Пользователь Фейсбука Анатолий Федотов гласно ответил анонимной «Украинке», которая, рассуждая о крымском потопе и международном сборище по Крыму, заговорила вдруг про Божью кару за предательство. Вот концовка резкой отповеди: «Помню, как заставляли надевать вышиваночки на 1 сентября наших детей и учить мову. Как отрубали русскоязычные каналы и садили своих наместников продажных. Как вырубали вековые розарии в Никитском ботаническом саду и строили дачи для киевских бонз, а в сад калиточку делали, чтобы собак выгуливать. И с какого такого перепуга мы вдруг оказались предателями? Как можно предать оккупантов? От оккупантов можно только освободиться. А по поводу Бога и кармы, так вот это сейчас и происходит. Мои предки, проливавшие кровь за Крым и Севастополь, не допустили, чтобы продажные укры продали мой родной Крым америкосам под их базу. Мы голодать будем, лишь бы без вас». Порыв понятен и близок, но как бы обойтись без голода в благодатном Крыму, без списывания на прошлых и бездарных украинских правителей, без превознесения до небес того, что российская власть и должна делать на разных уровнях? Поездка и наглядно, и просто физически показала: делается явно недостаточно!