О ситуации со здравоохранением в сельской местности URA.RU рассказала медсестра на пенсии Мария (имя изменено). В 2007 году она вернулась на малую родину, проработав всю жизнь в пермских больницах. Но спасать людей приходится и на пенсии. Теперь на общественных началах.
«Когда пошла оптимизация, у нас закрыли в поселке гинекологию, хирургию, стационар, роддом, инфекционную больницу. Осталась только поликлиника, – рассказывает Мария. – В какой-то момент у нас остался только один врач-терапевт. После начала пандемии пригласили еще одну. Но эта женщина тоже давно на пенсии. Только от безысходности согласилась работать».
Если участкового терапевта реально вызвать, то скорую нет. Бригада дислоцируется в райцентре, но машин нет. «К вам не приедем, если у вас давление, выпейте это лекарство, а если не поможет – перезвоните», – пересказывает Мария стандартный ответ медиков. При высокой температуре, которая может свидетельствовать о COVID, врачи также не приезжают – нет машин.
«В октябре сосед у нас умер от коронавируса. Пожилой уже. Жена у него в больнице, сын на работе целыми днями. Терапевт приходила, таблетки назначила. Но дед сам не мог уже их принимать. Сын его только вечером мог навещать. И три вечера скорая отвечала, что не приедут. На последний раз он поднес телефон к отцу, чтобы было слышно, как он дышит. В итоге они все-таки увезли деда в реанимацию, где он умер. А могли же и вытащить, если бы сразу приехали», – делится последним случаем Мария. Вскрытие показало, что умер мужчина от коронавируса.
Тестов на COVID-19 у поселковых врачей нет. Если у терапевта есть подозрение, она вызывает бригаду из Очера. Анализ возьмут на следующий день, результат придет еще через несколько. Этих дней многим не хватает – болезнь забирает жизнь молниеносно. Особенно у пожилых. Рентгена в больнице Павловска тоже нет.
Если коронавирус все-таки диагностировали, то скорее всего тебя отправят лечиться домой. «На уколы надо идти в больницу – это несколько километров пешком. Автобуса нет. В коридоре и процедурном кабинете больницы встречаются все: и коронавирусные, и обычные. Та же история, когда люди больные ждут часами продления больничного», – рассказывает Мария. По ее словам, врачи ставят больным коронавирусом двойную дозу антибиотиков один раз в день, вместо двух уколов с перерывом в 12 часов. Быстрее, и пациентам не надо два раза добираться до больницы. Но для организма такое лечение – это большая нагрузка.
Пандемии уже два года, но умирать жители Павловска куда чаще стали в последние месяцы. «За осень у нас мор. У нас просто мор. Народ умирает. И ведь не только от коронавируса, но и от последствий его. И некоронавирусные умирают. Например, неврологии даже в Очере теперь нет. Пока тебя довезут с инсультом до Перми (100 км. – Прим. ред.), то могут уже и неживым. Или инвалидом останешься», – поясняет Мария.