В ОЧЕРЕДНОЙ раз человечество расписалось в своей подлости, глупости, жадности, лени и тщеславии. Кто-то преследует корыстный расчет, кто-то не желает ни в чем разбираться и различать правду и ложь, кто-то за вознаграждение или даже чешское пиво снесет не только памятник советскому маршалу, а кто-то не упускает случая самоутвердиться и покрасоваться.
Так, например, когда глава МИД Чехии Томаш Петршичек сравнивает памятники маршалу Коневу в Праге и чехословацким легионерам в России, он явно кривит душой и лжет перед многомиллионной аудиторией. Ибо не может министр иностранных дел европейского государства не понимать и не знать, чем занимались так называемые белочехи в России и кем был маршал Конев для Чехословакии. Но завравшийся пан Петршичек уверен, что перенос памятника маршалу Ивану Коневу на новое место не нарушит Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской Республикой от 1993 года. «Если мы найдем достойное место для памятника, то мы не нарушим свои обязательства, вытекающие из данного договора», – считает глава чешского МИДа.
Мемориал чешским легионерам в Самаре вообще стал камнем преткновения. Создается впечатление, что чешская сторона навязала это и подобные ему сооружения с целью какого-то шантажа. Памятник маршалу Коневу появился в Праге как благодарность освободителю. А кто такие чешские легионеры?
Вполне в духе времени чехи создают свои новые мифы, в соответствии с которыми легионеры в 1918 г. продвигали в России «идеалы демократии». Примерно о том же заявлял и Вашингтон сто лет назад, объясняя свое вторжение в Россию: «Военные действия в России допустимы сейчас лишь для того, чтобы оказать посильную помощь чехословакам против вооруженных австро-немецких военнопленных, которые нападают на них, а также чтобы поддержать русских в их стремлении к самоуправлению и самозащите, если сами русские пожелают принять такую помощь».
Словом, все хотели помочь России, только вот результатом этой «помощи» стал колоссальный ущерб, подсчитанный к 1922 г., – 39 млрд золотых рублей, то есть больше четверти всего довоенного достояния страны. В 1929 г. был издан сборник «К десятилетию интервенции», где приводились данные о том, что в оккупированных районах пострадал каждый десятый житель – либо убит, либо ранен, либо подвергся насилию, ограблению, аресту. Дальнейшие подсчеты добавили к 39 еще несколько млрд рублей.
Намеренно и целенаправленно «помощники» и «освободители» приводили в негодность угольные шахты и нефтяные вышки, металлургические, машиностроительные, текстильные и другие предприятия, спиливали телеграфные столбы, взрывали мосты, разбирали железные дороги. Обратим внимание: именно этим людям современная российская власть возводит памятники, обязуется за этими памятниками ухаживать, загоняет себя в угол, а всю страну ставит в идиотское положение. Потому что чехи уже вовсю используют мемориалы своим головорезам в информационной войне, шантажируя Россию сносом памятника Коневу.
В 2019 г. на чешском телевидении велись ожесточенные споры на тему, надо ли чехам беречь памятник Коневу, если в России небрежно относятся к чехословацкому монументу. И неважно, что противопоставление неуместно, – сейчас это уже никому не докажешь. Получается, что Россия либо должна обихаживать могилы убийц и грабителей, либо согласиться на осквернение советских монументов, то есть в очередной раз утереть плевок. И все это благодаря российским чиновникам.
Но вернемся к чешским легионерам. Чехословаков еще долго после изгнания из России величали в Сибири «чехособаками». Так называемый Чехословацкий корпус был сформирован из пленных чехов и словаков в октябре 1917 г. Временным правительством. Поначалу чехословаки вели себя спокойно и понемногу продвигались к Владивостоку для эвакуации на Родину. Но 14 мая 1918 г. в Челябинске возникла стычка с пленными венграми, в результате которой несколько чехословаков были арестованы представителями советской власти. И, несмотря на то, что на другой же день арестованные были отпущены, чехословаки подняли восстание, захватили местный арсенал и двинулись в разные стороны, занимая города и свергая советскую власть. Еще 2 мая 1918 г. Верховный совет Антанты принял решение использовать корпус в интервенции на Севере и Дальнем Востоке. Что и было сделано. Соединенным Штатам даже пришлось оказывать чехословакам «посильную помощь».
Другими словами, с мятежа Чехословацкого корпуса фактически началась Гражданская война в России. Преступления же корпуса не поддаются исчислению. Убийства, грабежи, насилия, разрушения… Когда наконец они убрались восвояси, то прихватили с собой 8884 т рафинированной меди, 4769 т хлопка, 334 т каучука, а также сотни тонн шерсти, древесины, льна и пр. Меньше чем за год золотой запас Чехословакии вырос в три раза.
Существует даже мнение, что мощь чехословацкой промышленности накануне Второй мировой войны восходит именно к прогулке чешских и словацких легионеров по революционной России. Так за что же, простите, Россия должна быть благодарна очередным «братьям-славянам»? С какой радости обязалась не то что беречь, но и возводить памятники убийцам и грабителям? Вопросы эти, конечно, в первую очередь стоит адресовать российской власти. Поскольку именно с ее уступок и согласия ставить монументы каким-то чертям начинается потеря памяти и всяческих ориентиров у разных «братских» народов.
А что же связывает Прагу и маршала Конева? Иван Степанович Конев (между прочим, почетный гражданин чехословацкой столицы) как командующий 1-м Украинским фронтом до последнего времени почитался освободителем Праги. Даже и в постсоветское время его вклад в освобождение не ставился под сомнение. Какие-то претензии, конечно, нашлись и к нему. Так, искажая, умалчивая суть и венгерского восстания 1956 г., и так называемой Пражской весны 1968 г., западные политики и журналисты кого только не обвинили в «оккупации», «тоталитаризме» и «подавлении свободы». Досталось, конечно, и маршалу Коневу. Даже памятник его ежегодно оскверняется именно в августе – как напоминание об операции «Дунай». Собственно, с этого и началось противостояние в 2019 г. Глава района Прага 6 Ондржей Коларж заявил, что каждый год округ тратит слишком большие средства на очистку памятника от краски, в связи с чем российскому посольству предлагается забрать статую маршала на свою территорию, то есть в сад посольства. Такое предложение в ведомстве Коларжа совсем не случайно. Дело в том, что Ондржей Коларж – сын чешского дипломата Петра Коларжа, бывшего послом Чехии в США в 2005–2010 гг. и послом Чехии в России в 2011–2012 гг. Сам Ондржей Коларж, окончивший Вашингтонский юридический колледж, состоит в партии TOП 09 («Традиция Ответственность Процветание») резко прозападной, проевропейской ориентации.
В России, конечно, многие принялись возмущаться заявлениями Коларжа. Сенаторы и депутаты, министр культуры и губернатор Вологодской области… Активизировались и любители истории. В особенности разоблачители советских мифов. Появились даже статьи, обвиняющие в происходящем российских пропагандистов и ура-патриотов. Дескать, советская версия освобождения Праги устарела и себя дискредитировала, а потому давно пора озвучить правдивую версию, но пропагандисты тупо повторяют советский миф, чем только раздражают прогрессивное человечество. И якобы поэтому появляются разные новые лжемифы, начиная с освобождения Праги американцами и заканчивая решающей ролью в этом освобождении РОА. Любители истории и разоблачений настаивают, что новой России пора отказаться от советской версии и выступить с полностью рассекреченной и аполитичной трактовкой событий, не умаляющей роли Красной армии, но «открывающей миру правду». Однако, по мнению разоблачителей, ура-патриотам невыгодна правда, потому что в случае, например, с маршалом Коневым взятие Праги окажется не столь эффектным, как хотелось бы. А потому пусть чехи сносят памятник. Здесь логика отказывает, и начинается поток сумеречного сознания.
Правда же, по мнению разоблачителей «советских мифов», сводится к тому, что в Праге перед вступлением Красной армии не только поднялось восстание, но и появилась еще одна сила – дивизия РОА с танками, артиллерией и пр. Действительно, в советских источниках не очень-то любили упоминать генерала Власова, но тому есть вполне понятные причины. Однако никаким образом дивизия РОА картину освобождения Праги не испортила и роли маршала Конева не принизила. Когда же маршалу доложили, что захвачен генерал Власов, никакого интереса к нему Конев не проявил.
Дивизия РОА пробыла в Праге примерно сутки. Но, убедившись окончательно, что американцы в город не придут и вообще восточнее линии Карловы Вары – Пльзень – Ческе-Будеёвице перемещаться не собираются, власовцы покинули Прагу. Так что вклад власовцев в освобождение города можно смело назвать опереточным. Сначала эти люди предали родину, потом хозяев, после чего попытались перейти к новым хозяевам, рассчитывая, что американцы не выдадут их советскому правосудию. Не вышло. Вот и вся «правда».
8 мая 1945 г. дивизия РОА ушла из города, а немецкий генерал Туссен подписал капитуляцию. Войдя в Прагу, Конев назначил коменданта и отдал распоряжение кормить всех желающих прямо на улицах из солдатских котлов. А жители Праги, где цвела сирень, встречали освободителей благоухающими букетами, и в подтверждение тому сохранилось немало фотодокументов. Такие кадры подделать нельзя.
Разоблачениям было принято удивляться в 80–90 гг. XX в. Но сегодня, сравнивая разоблачения с советскими публикациями, можно утверждать, что в советское время могли чего-то недоговаривать или о чем-то умалчивать, но так безбожно врать или искажать факты, жонглируя ими по своему произволу, даже в голову никому не приходило. И вот что интересно: стоит рассекретить какие-то документы, из которых выясняется, что официальная трактовка событий несколько отличается от документальной, как тут же поднимается крик о «развенчании советских мифов». Так было, например, с историей героев-панфиловцев. Как только из рассекреченных документов узнали, что слова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» принадлежат не политруку Клочкову, а журналисту Кривицкому, что героев было не 28, а несколько больше, тут же государственный телеканал заявил: «…знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью – вымысел советских журналистов, подтвердили в Госархиве России». Примерно то же получается и с освобождением Праги. Никакой другой правды, кроме той, что город освободила Красная армия, а первыми в Прагу вошли войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева, не существует. И то, что РОА болталась все это время поблизости, не имеет никакого значения.
Так что вредят репутации России не советские мифы, а разного рода разоблачители, вольно или невольно льющие воду на мельницы недоброжелателей.
ЕСЛИ подбросить в воздух камень, он обязательно упадет вниз. В лучшем случае рядом с бросавшим, в худшем – ему на голову. Вся подлая и непристойная возня вокруг памятников советским воинам в странах Восточной Европы – процесс естественный и закономерный. Было бы странно, если бы ничего этого не происходило. С одной стороны – российская власть, готовая увековечить кого угодно. С другой – российские разоблачители, самоутверждающиеся на кустарных сказаниях, распространяющие ложные сведения и косвенно подтверждающие правоту борцов с советским наследием. С третьей – общество, упорно голосующее за эту власть, а в ситуациях, как с маршалом Коневым, не готовое и пальцем пошевелить.
Например, на предложение депутата Милонова запретить ввоз чешского пива в случае сноса или переноса памятника маршалу, тут же раздались голоса недовольных любителей пива. Пусть это предложение неуклюжее и не могущее ничего изменить в корне, важна реакция на него, показавшая, что ради удобства российский обыватель ничем жертвовать не намерен, что ни о какой консолидации российского общества не стоит и мечтать. К слову, подтверждается это повсеместно. Например, Интерфакс сообщил, что Грузию в июне–августе 2019 г. посетили 519,2 тыс. туристов из России, а это на 1,1% больше по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года. Подумаешь, «Fuck Russia!» и прочая нецензурщина в адрес России (в Сети достаточно фотографий гордых грузинских протестующих с матерными плакатиками); подумаешь, «Россия – враг и оккупант» из уст президента страны; подумаешь, «оккупационный сбор» или «Существует грузинское достоинство. Мы не хотели принимать эту дерьмовую, нищую жизнь, которой довольствуются русские…» и т.д. Какая всё ерунда! Ведь политика – это одно, а люди – совсем другое. Не дома же сидеть, в конце концов.
Так что в чем-то Мамардашвили прав: с достоинством у наших граждан не все в порядке. То же показала и ситуация в самой Праге, где русская диаспора ничего не противопоставила скандальному решению округа Прага 6. А ведь русских в Чехии проживает свыше 36 тыс. человек, из них порядка 23 тысяч – в Праге. Русские – четвертая по численности диаспора в Чехии. И никто не выразил своего отношения к происходящему вокруг памятника Коневу. А зачем? За такое можно и вылететь из удобной страны.
Впору задаться вопросом: достойна ли современная Россия памятника маршалу Коневу в Праге и вообще памятников своим выдающимся сыновьям и дочерям во всем мире? Если ни власть, ни народ не в состоянии защитить свою память, почему этим должен заниматься кто-то другой? Кроме власти, ведущей себя как наперсточник, и обывателя, дрожащего за свое удобство и право путешествовать, в России немало и тех, кто искренне поддержал бы снос советских монументов и вообще вырывание советских страниц из российской летописи. А потому неудивительно, что новой России, как загулявшему Дон Гуану, надлежит испытать всю тяжесть пожатия каменной десницы.
Так, может, давно пора перестать жаловаться на неблагодарных соседей и вспомнить библейский принцип «Врачу, исцелися сам!»?..