СВОИМ ЧЕРЕДОМ

Договор заключался сроком на десять лет и вступил в силу 1 апреля 1999 года. Предполагалось, что документ будет продлеваться автоматически каждые десять лет, если одна из сторон не уведомит заблаговременно о его расторжении. Так, в октябре 2008 года договор автоматически был продлен еще на десять лет. 
2 декабря 2014 года внефракционные депутаты Верховной рады Украины внесли на рассмотрение парламента законопроект о расторжении договора. Но 3 февраля 2016 года законопроект был возвращен на доработку. Затем в августе 2016 года группа депутатов от КПРФ обратилась к президенту России с призывом денонсировать договор. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил тогда, что Россия не станет этого делать. 
Прошло еще два года, и, ко времени автоматического продления договора, на Украине вновь заговорили о его расторжении. 14 марта 2018 года МИД Украины подготовил для президента страны Порошенко предложения и анализ относительно возможного приостановления действия документа. Спустя месяц, 12 апреля 2018 года, Порошенко заявил, что внесет в Верховную раду проект закона о немедленном одностороннем прекращении отдельных положений Договора о дружбе с Россией по части совместимости с национальными интересами государства и реализацией права Украины на самооборону. 28 августа 2018 года украинский президент Порошенко наконец объявил о начале процесса расторжения договора. А 17 сентября 2018 года он утвердил решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБУ) о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией. 
Суть договора сводилась к тому, что Россия и Украина – это дружественные, равноправные и суверенные государства, которые основывают свои отношения на взаимном уважении и доверии, стратегическом партнерстве и сотрудничестве. Стороны договорились уважать территориальную целостность друг друга и подтвердили нерушимость существующих между ними границ. Отношения решено было строить на основе мирного сосуществования, включая урегулирование всевозможных споров. Подтверждались принципы неприменения силы, отвергалась возможность угрозы силой, в том числе экономические и иные способы давления. Признавались права народов свободно распоряжаться своей судьбой, а также принципы невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, всестороннего сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права. 
Статья 6 договора гласила, что стороны воздерживаются от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против партнера, и обязуются не заключать с третьими странами каких-либо договоров, также направленных против другой стороны. Ни одна из сторон не должна была допустить, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой стороны. Как видим, Украина, намереваясь в 2013 году подписать Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, собиралась именно нарушить «Большой договор». Интересна также статья 11, провозглашавшая, что обе стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости. Помнится, на майданном стоянии в Киеве осенью 2013 года граждане Украины призывали вешать граждан России. Буквально это звучало как «москаляку на гиляку». Были и другие случаи, когда, например, пани Фарион растолковывала детям, что Маши и Вани должны валить в Россию, поскольку на Украине должны остаться только Марийки да Иваси. То есть опять же Договор о дружбе и сотрудничестве Украиной бессовестно попирался. 
А еще в договоре прописаны обязательства поддерживать и сохранять этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность национальных меньшинств и создавать условия для поощрения этой самобытности. Стороны гарантировали право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность, поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле. Но если перевод имен и фамилий с русского на украинский – это не попытка насильственной ассимиляции, то что же это такое? А как расценивать запрет на Украине с 2004 года на регистрацию средств массовой информации, использующих негосударственный (русский) язык?
Но это что! Ведь договор предполагал содействие созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка на Украине и украинского языка в Российской Федерации, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных учреждениях, оказание в этих целях равноценной государственной поддержки. Неужели так и было на Украине до 2014 года?!
Мы намеренно рассматриваем период до насильственного вооруженного переворота 2014 года, чтобы не было соблазна все последующие нарушения Украиной Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией называть реакцией на недружественные действия российской стороны. Однако воспоминания наши неутешительны. Большой договор никогда в первую очередь Украиной не соблюдался. Но до осени 2013 года и в России, и на Украине можно было только делать вид, что всё в отношениях двух государств обстоит благополучно, что бывшие советские республики продолжают оставаться братскими теперь уже странами, что общую историю не перечеркнуть, а один, по сути, народ не разлучить. Но вдруг, еще до того, как Россия «напала» на Украину, выяснилось, что «никогда мы не будем братьями», что россияне и пророссийские украинцы, в отличие от украинцев свидомых, есть не что иное, как «некультурное быдло» и вообще финно-угорские татары, что Евросоюз для высокоразвитого украинского народа гораздо предпочтительнее «Таежного союза», что вступление в НАТО соответствует стратегическим и государственным интересам Украины и прочее, прочее, прочее. Это уже потом Россия «оккупировала» Крым, «вторглась» в Донбасс, «сбила» боинг и совершила множество других загадочных поступков и дел. Клеймо Мордора на Россию было поставлено Украиной гораздо раньше. 

Сегодня, рассуждая об Украине, принято говорить, что Россия последнее время не занималась политикой на украинском направлении, что В.С. Черномырдин в качестве посла РФ в Киеве был явно не на своем месте, а сменивший его М.Ю. Зурабов больше напоминал какого-то зиц-председателя, нежели посла серьезной державы. Но так ли это верно, и могли бы что-то изменить хоть Черномырдин, хоть Зурабов, хоть князь Горчаков в качестве русского посланника? Стоит вспомнить, что когда произошло размежевание России и Украины, то есть когда распался Советский Союз, каждое государство мало-помалу обзавелось собственной, подчас скрытой идеологией, собственным видением своего положения в мире, собственной элитой, собственными государственными законами и символами. К слову, именно государственные символы и несут в себе информацию о том или ином государстве. Герб, флаг и гимн символизируют суверенитет государства и единство нации, связывают ныне живущие поколения с поколениями предков, заключают в себе идеологическое послание государства. Фигуры герба, цвета флага и слова гимна содержат явную или скрытую в символах информацию об истории государства, о его самоидентификации, о целях его существования. Символы государства могут сказать о нем гораздо больше, нежели программные заявления его правителей. И, возможно, граждане иных государств были бы немало удивлены, узнав, что скрывается за каждодневно виденными эмблемами.
В отличие от государственных, национальными символами могут быть архитектурные сооружения, ассоциирующиеся во всем мире именно с данным государством или народом (Спасская или Эйфелева башни, Тауэр и пр.), фигуры животных (медведь, петух, лев), исторические персонажи или иные деятели. Как правило, ассоциации складываются сами собой, без особых усилий со стороны политиков. Но бывает, как в случае, например, с Украиной, что государство избирает персоналии и сюжеты, с которыми ассоциирует себя само и ждет того же от всего мира. Мазепа, Петлюра, Бандера, Шухевич… Этот ассоциативный ряд можно продолжить и дополнить, но существенная сторона его вряд ли изменится. Украина публично ассоциирует себя с этими именами и связанными с ними событиями, формируя из них свои национальные символы.
По поводу действующих государственных символов статья 20 Конституции Украины гласит: «Государственными символами Украины являются: Государственный Флаг Украины, Государственный Герб Украины и Государственный Гимн Украины.
Государственный Флаг Украины – стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов.
Большой Государственный Герб Украины устанавливается с учетом малого Государственного Герба Украины и герба Войска Запорожского законом, принимаемым не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины).
Государственный Гимн Украины – национальный гимн на музыку М. Вербицкого со словами, утвержденными законом, который принимается не менее чем двумя третями от Конституционного состава Верховной Рады Украины…»
Что касается так называемого малого Герба Украины, следует признать, что составлен он вне связи с какими бы то ни было геральдическими правилами. Прежде всего герб не может состоять из одной какой-то эмблемы. Кроме того, каждый геральдический элемент наделен историческим и (или) философским содержанием. Но постсоветская Украина зиждется на мифах. Миф о голодоморе, миф об оккупации, миф о борьбе за свободу… В соответствии с мифом о Государственном гербе Украины, эмблему герба называют «трезубом» или «трезубцем». Однако с принятым в геральдике изображением трезубца украинский герб не имеет ничего общего. Это лишь приблизительное и стилизованное изображение. Далее миф утверждает, что будто бы «трезубец» был племенным знаком Рюриковичей и что будто бы Киевский князь Владимир использовал его как личный геральдический знак на печатях и монетах. Но знаки или родовая тамга Рюриковичей не имеют ничего общего с трезубцем! Наносились эти знаки на любую собственность – скот, оружие, монеты. Характер их был сугубо хозяйственным, к геральдике они не имеют никакого отношения. Пожалуй, что-то общее у герба Украины есть с тамгой Святослава Игоревича. Но существенным остается тот факт, что изображение использовалось как знак собственности, но ни в коем случае не как геральдическая эмблема. Знаки собственности были широко распространены по всей территории Восточной Европы. В.В. Похлебкин утверждает, что некоторые из них попали в польскую эмблематику и что именно у поляков Петлюра заимствовал «трезубец» для чеканки в 1920 году своего железного креста. В дальнейшем этим знаком заинтересовался Бандера, в наше время – правители «незалежной» Украины, сопроводившие появление своих национальных и государственных символов слащавыми псевдоисторическими толкованиями. Итак, видоизменившиеся клейма осели когда-то в Польше. Затем одно из них приглянулось Петлюре, от Петлюры перешло к Бандере и закончило свой славный путь на щите государственного герба.
Относительно того, что именно изображает тамга Рюриковичей, было высказано множество предположений. Хоругвь, якорь, паникадило, топор, сокол, падающий на добычу, – что только не пытались разглядеть в княжеском тавро! Что ж, мы не знаем, о чем думали Рюриковичи, клеймя скотину или оружие. Но каждый, кто сегодня смотрит на малый Герб Украины, видит именно трезубец, а не якорь, не топор и не паникадило. Трезубец же отсылает нас прежде всего к мифу о Посейдоне или Нептуне, боге моря. 

Древние символы и сегодня не утрачивают общечеловеческого смысла, заложенного в графические образы в древности. В 20-е гг., когда в СССР шли обсуждения новой, советской эмблематики, некоторые художники предлагали в качестве эмблемы крестьянского труда косу. Однако предложение это было отклонено именно по той причине, что у разных поколений и разных народов коса прочно ассоциировалась со смертью. Архетипичность эмблемы стала препятствием для широкого ее использования и утверждения в качестве государственной символики. 
Культ Посейдона, чьим символом является трезубец, связан с морской стихией, коварной, таящей опасность и приносящей разрушения. Наводнения и бури, затонувшие корабли и исчезнувшие в пучине острова – так выражается гнев Посейдона, чья темная, страстная энергия направлена на разрушение. И трезубец как атрибут Посейдона, этого неуемного, опасного и жестокого бога, символизирует разрушение и стихийную силу.
Обращение к трезубцу как к символу, морскими державами не вызывает ни вопросов, ни недоумений. Но Украина никогда не была морской державой, а потому трезубец на ее гербе становится, независимо от чьего бы то ни было желания и мнения, выразителем некой политической идеи, проводимой государством.
Как символ власти над морской стихией трезубец охотно использовался портовыми городами, объединениями моряков, рыболовов и прочими организациями, так или иначе связанными с морем. Швеция, с которой у современной Украины так много общего, не является в данном случае исключением. Шведское общество Нептуна располагает собственным флагом и гербом с изображением трезубца. Зная историю происхождения украинского флага, вполне можно предположить, что Петлюра заимствовал у поляков именно шведский трезубец, осевший в Польше в XVIII столетии, как результат шведо-польско-украинских контактов. Таким образом, герб и флаг Украины – это память о союзе со шведами против России. При этом трезубец, как атрибут Посейдона, символизирует разрушение, сине-желтый флаг – предательство и измену, поскольку происхождение его прочно связано с именем Ивана Мазепы, «сына погибели, еже за сребролюбие давится».
На Украине относительно выбора цветов флага существует сегодня несколько мифов. По одному из них, в 1848 году в Австро-Венгрии возникло украинское (!) национальное движение. Вскоре затем во Львове собралась Головна Русска (!) Рада. Задумавшись о национальной символике Украины (!), постановили, что флаг Русской (!) Национальной Гвардии должен представлять собой синее полотнище с изображением золотого льва. Но поскольку заказов на изготовление флагов было очень много, а вышивать на синем фоне золотого льва было делом трудозатратным, знаменных дел мастера придумали простое решение. Вместо гордого льва они предложили борцам за свободу Украины две горизонтальные полосы – синюю и желтую. Эта халтура не вызвала возмущения у тогдашних националистов. Махнув рукой на льва, они согласились довольствоваться двумя полосками. 
Другой миф прост и незамысловат, хотя и не свободен от ханжества. «В нем синь небес, золото хлебов!» – так объясняют цветовую палитру своего биколора украинские патриоты. 
Но, во-первых, почему из всего многообразия оттенков желтого и синего галицкие националисты выбрали именно оттенки шведского флага? Во-вторых, с цветами шведского флага чудесным образом совпадают даже синь украинских небес и золото хлебов. В-третьих, со шведским флагом Украина познакомилась на полтора столетия раньше, чем собралась во Львове Головна Русска Рада, то есть при Мазепе. И, наконец, в-четвертых, лев и сопровождающие его три короны на галицком флаге ясно указывают на шведское происхождение эмблемы.
До возникновения новейшей украинской мифологии было принято считать, что в 1708 году Мазепа со товарищи за предательство русского царя Петра I получили от шведского короля Карла XII право использовать шведский флаг. За обещание княжеского титула, а также Витебского и Полоцкого воеводств, Иван Мазепа совершил предательство и клятвопреступление. Но пусть предательство, пусть за чечевичную похлебку – всё это меркнет на фоне того, что предал Мазепа «москалей поганых». О которых, к слову сказать, пелось в первоначальном варианте украинского гимна. Относительно его возникновения также существует несколько версий. По одной из них в далеком 1862 году на какой-то интернациональной пирушке ученый-этнограф, собиратель украинского фольклора Павло Чубинский приходит в восторг от распеваемой сербами пламенно-патриотической песни «Сербия вольная». Потрясенный Чубинский куда-то исчезает. Скоро, однако, он возвращается и представляет публике стихотворную импровизацию, которую, переложив на музыку сербской песни, подгулявшая компания разучивает тут же под руководством самого автора. Любопытно, что вдохновившийся сербской песней, Чубинский сумел придать своему экспромту потрясающее сходство с польским «Маршем Домбровского»! Спустя примерно год галицкий священник Михайло Вербицкий пишет оригинальную музыку к стихам Чубинского. Так появляется песня, которой впоследствии суждено было стать государственным гимном. Впрочем, история возникновения гимна Украины не так уж интересна и важна. Гораздо более интересны стихи этнографа Чубинского:

 

Ще не вмерла Україны нi слава, нi воля, 
Ще нам, браття-молодцi, усмiхнеться доля. 
Згинуть нашi вороги, як роса на сонцi, 
Запануєм, браття, ми у своїй сторонцi. 
Приспiв: 
Душу й тiло ми положим за свою свободу 
I докажем, що ми, браття, козацького роду. 
Гей, гей, браття милi, нумо братися за дiло. 
Гей, гей, пора встати, пора волю добувати. 
Наливайко i Павлюк, i Тарас Трясило 
Iз могили нас зовуть на святеє дiло. 
Спогадаймо славну смерть 
    лицарства-козацтва, 
Щоб не стратить марно нам 
    свойого юнацтва. 
Гей, Богдане, Богдане, славний наш гетьмане, 
Нащо вiддав Україну москалям поганим? 
Щоб вернути ж волю нам – ляжем головами, 
Наречемся України славними синами. 
Нашi братчики-слов’яни вже за зброю взялись, 
Не дiжде нiхто, щоб ми позаду зостались. 
Поєднаймось разом всi, братчики-слов’яни. 
Хай же гинуть вороги, хай воля настане! 
 
В дальнейшем текст песни претерпел значительные изменения. И в современном варианте от импровизации Чубинского осталось не так уж много:

 

Ще не вмерла України i слава, i воля, 
Ще нам, браття молодiї, усмiхнеться доля. 
Згинуть нашi ворiженьки, як роса на сонцi. 
Запануєм i ми, браття, у своїй сторонцi. 
Приспiв: 
Душу, тiло ми положим за нашу свободу. 
I покажем, що ми, браття, козацького роду. 
Станем, браття, 
    в бiй кровавий вiд Сяну до Дону 
В рiднiм краю панувати не дамо нiкому; 
Чорне море ще всмiхнеться, дiд Днiпро зрадiє, 
Ще у нашiй Українi доленька наспiє. 
А завзяття, праця щира свого ще докаже, 
Ще ся волi в Українi пiснь гучна розляже, 
За Карпати вiдоб’ється, згомонить степами, 
України слава стане помiж народами.

 

Но и сегодня, прекратив хотя бы в тексте гимна ругать «москалей поганых», граждане «незалежной» Украины, если верить гимну этого государства, готовы: а) положить или отдать душу за свободу; б) отправиться в кровавый бой за Украину от Сана до Дона. Каждое из этих энергичных побуждений вызывает в лучшем случае недоумение, поскольку, во-первых, неясно, о какой свободе идет речь, а во-вторых, Сан протекает по территории Польши, Дон – по территории России. Ни та, ни другая река не пересекают границу Украины. 
Любопытно и неоднократное обращение к теме смерти: «еще не умерла Украины слава и воля», «сгинут наши враги», «душу и тело положим», «встанем в бой кровавый»… Смерть на Украине стала едва ли не национальной идеей. Что усилиями прежде всего В.А. Ющенко призвано было объединить украинскую нацию? Общая беда – Голодомор. Кроме того, тот же Ющенко объявил покойника Бандеру героем Украины, то есть страны, в которой Бандера никогда не жил. А ведь есть еще пантеон «неканонизированных» героев, известных всему миру как отъявленные садисты, каратели и палачи. Есть кричалки «Смерть ворогам!», «Москаляку на гиляку!» «Москалей на ножи!» и т.д. Слишком уж очевидны и культ смерти на Украине, и некрофилия украинствующих. 
Долгие постсоветские годы граждане как России, так и Украины равнодушно, в большинстве своем, взирали на сине-желтый флаг и непонятный трезуб, слышали «щеневмерлу» и расплачивались, приезжая в «неньку» или живя там, купюрами с ликом Мазепы. Но потом мы вдруг удивились и возмутились, когда Бандера стал национальным героем, а кричалка «Слава Украине! Героям слава!», позаимствованная у гитлеровских пособников, сделалась воинским приветствием в армии Украины. А что, собственно, изменилось? Что нового произошло? Чем это мазепинский флаг или лицо предателя XVIII в. на купюре лучше предателей из века XX? С распада Союза Украина превозносит Предательство, поклоняется Разрушению и сплачивается вокруг Смерти. Так что случилось лишь то, что должно было рано или поздно случиться. Украина всего лишь следует курсом, выбранным сразу после развала СССР. Этот курс был закодирован в избранных ею государственных символах с начала 90-х годов. Всё, что происходит в соседнем государстве, начиная с 2014 года, всё это закономерно и вполне предсказуемо. Удивляться нечему, всё идет своим чередом. 

Другие материалы номера