Перед началом встречи не участвовавший в ней, но находящийся в микрорайоне лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов изложил свое видение происходящего в стране журналистам:
– Товарищи, все поправки уже собраны, мы должны с вами быть реалистами. Сегодня власть никакие новые поправки уже [вносить не будет]. Уже Путин подписал, Конституционный суд – все. Позор Зорькину! В 1993 году он имел совесть, осудил переворот Ельцина. Сегодня он уже встроен в систему. И поэтому Конституционный суд – это ручной орган действующей власти, ручной орган Путина! Они как хотят, так им и манипулируют. И если завтра Путин решит ввести монархию, Конституционный суд оправдает это и сам преподнесет корону. Нам такой Конституционный суд не нужен! И это голосование 22 апреля в условиях вируса отменить, отложить! Вопрос сегодня – как наш народ может объединиться, чтобы противодействовать госперевороту.
В это время сотрудники правоохранительных органов зорко следили, чтобы в растущей толпе не достали два плаката одновременно, и пытались не давать разворачивать флаги, ссылаясь на федеральные законы и угрожая, что в противном случае им придется нарушителей задержать. Правда, когда с флагами или плакатами оказался каждый второй участник акции, полиция потеряла к этому факту интерес.
От КПРФ перед избирателями выступили депутат Государственной думы Валерий Рашкин и представитель Мосгордумы Николай Зубрилин.
Валерий Федорович напомнил собравшимся, что в 1991 году в этот день проходил референдум о сохранении СССР, великой державы с самыми высокими в мире социальными гарантиями граждан:
– Этот референдум прошел, и четкое волеизъявление народа было прописано в результатах: Советский Союз должен быть! Но предатели Советов Ельцин, Горбачев, Яковлев, Шеварднадзе, которые будут прокляты на века, совершили два последовательных преступления: развалили великую державу Советский Союз, а затем расстреляли законный конституционный Верховный Совет. И на тот момент даже Конституционный суд вынес решение, что Ельцин должен ответить перед народом.
Валерий Рашкин подчеркнул пренебрежение мнением народа, которое было выражено на референдуме о сохранении Советского Союза, и эта традиция лихих 90-х, к сожалению, воспроизводится сегодня:
– Недавно в Госдуме рассматривали закон о поправках, которые внес президент Российской Федерации господин Путин. Протащили через Государственную думу с помощью депутатов ЛДПР, «Справедливой России» и «Единой России» этот, на мой взгляд, незаконный документ. Единственное, для чего его протаскивали, – дать возможность господину Путину баллотироваться в пятый, в шестой и в следующие разы, оставаясь пожизненно на должности президента Российской Федерации.
Как и Сергей Удальцов, Валерий Рашкин осудил действия Конституционного суда РФ:
– Я считаю, что на этом поставлена точка в деятельности Конституционного суда как независимого органа. Не глядя на Конституцию – она нарушена по всем пунктам, – они пишут, что из 19 судей 14 дали заключение положительное: добро на вечное, пожизненное правление Путина в Российской Федерации. Нельзя этого допускать! Мы в Государственной думе внесли закон о Конституционном собрании. И это по Конституции. Мы, фракция КПРФ, считаем, что любые изменения Конституции должны идти только через представительное Конституционное собрание. Мы считаем, что должны были провести полноценный референдум. Ведь в чем лукавство господина Путина и его думских послушников? По Конституции после того, как Конституционное собрание вносит поправки, должен пройти референдум по всей стране. И вы, граждане России, через референдум должны были эти поправки либо принять, либо нет. И только после референдума, который по Конституции является законной формой народовластия! И любая власть – президент, Госдума – обязаны выполнить решения народного референдума, проведенного в соответствии с законом.
По мнению депутата, после того, как Совет Федерации принял поправки, президент подписал, а Конституционный суд дал заключение, граждан Российской Федерации хотят выставить дураками, которые, оказывается, должны голосовать:
– За что? Все введено! Они ввели в действие. А теперь, народ, приходи на избирательные участки, несмотря на коронавирус и возможность заразиться, и голосуй. За что? Кто теперь услышит народ? Это шулерство – проводить неизвестно какой опрос социологический или так называемое голосование. Партии и движения не имеют права наблюдателей давать на избирательные участки, чтобы смотрели, кто пришел и как голосует. Электронные голосования – все будет виртуально. Коллектив 200 человек может участок организовать и там якобы голосовать. Надомное голосование – беспредельное. Досрочное голосование – беспредельное. Иски о фальсификации ни граждане, ни партии, ни движения по этому указу не имеют права подавать в суд. Это что за голосование? Это самая настоящая профанация! Кто бы ни пришел, сколько бы ни пришло граждан РФ на участки, как бы ни проголосовали, я считаю, они даже бюллетени считать не будут: составят протокол 70 на 70, как сейчас объявили, и будут орать на всю страну: «Поддерживаем поправки Путина всем народом!» А там нет никакой поддержки, и не будет ее. Поэтому мы, Московский городской комитет КПРФ, посчитали, что на эти выборы ходить нет никакой необходимости. Нечего там делать!
Пока своей точкой зрения на события в стране делился с избирателями Николай Зубрилин, полиция задержала Сергея Удальцова. Координатора «Левого фронта» в стороне от акции КПРФ забросали вопросами сторонники и представители СМИ, в момент задержания он как раз рассказывал о давлении со стороны правоохранительных органов:
– Преследуют, гнобят, чтобы напугать других. Кроме методов показухи и устрашения они не владеют другими. Власть, которая на страхе хочет держаться, обречена. К сожалению, это затягивается у нас в России, слишком народ терпелив. Я всех людей призываю: хватит терпеть! Потому что завтра и к вам придут и ограничат во всех правах. Сколько можно терпеть? Надо объединяться и вести единую политику. Если хотят узурпировать власть и осуществить госпереворот – надо этому сопротивляться. Никакой поддержки! Резко против, бойкотировать, голосовать против! Ориентироваться на действия оппозиции, только так.
Правоохранители, не дав ему договорить, выхватили оппозиционера из окружившей его толпы, усадили в полицейский автомобиль и под крики оставшихся на площади «Позор!» увезли.