Проект «Россия–СССР-II»

Недавно с интересом прочел это интервью. Леонид Григорьевич четко поставил проблему, которая во весь рост встанет перед руководством Китая в недалеком будущем в случае пренебрежения интересами россиян в погоне за легкими прибылями на Дальнем Востоке и в Сибири. Он обратил внимание на сценарий, когда Запад (НАТО) может ввести свои силы на территорию РФ, в полном соответствии с Соглашением «НАТО–РФ 2007 г.», под предлогом всякого рода социальных и техногенных «форс-мажоров» в РФ. И тогда контроль за российской ядерной кнопкой вполне может перейти в руки Вашингтона или Брюсселя, со всеми вытекающими отсюда последствиями для КНР. Он также обратил внимание на то, что в России сложилась пока непроявленная широкая коалиция антиолигархических, патри­отических и социалистически ориентированных сил. От себя добавил бы: кроме, быть может, тонкого слоя крупного капитала и их клиентелы в лице разного рода ЧОС, менеджмента и офисного планктона (всего не более 10% населения страны). 
На что тут важно обратить внимание? На то, что известный в стране и за рубежом общественный деятель, ученый и стратег четко поставил перед китайцами проблему: с кем вы, и насколько горизонт вашей текущей стратегии соответствует вашим долгосрочным интересам? 
Да, безусловно, на разного рода международных площадках Пекин чаще всего выступает в тандеме с Москвой. В особенности это видно на заседаниях Совета Безопасности ООН. И это очень важно, это показатель полного взаимопонимания и согласия по ключевым проблемам внешнеполитической повестки двух стран. Это не просто результат особых отношений их лидеров, а индикатор понимания на самом высоком уровне общности стратегических судеб двух великих держав. 
Но вот как только дело касается нижнего уровня взаимоотношений (приграничная торговля, экономические и человеческие связи), тут очевидно, по всем признакам, пренебрежение китайцами интересами северного соседа. Эдакий ханский шовинизм, в рамках которого «все, кто окружает центр земли (разумеется, Китай), – варвары». 
Возможно, тут сказывается негативный эффект правления неолибералов во главе с Дмитрием Медведевым. Китайцы видят явные противоречия между внешней и внутренней (социально-экономической) политикой Кремля. Потому не верят нашему правительству и позволяют себе всякие «вольности» на Дальнем Востоке и в Сибири. При таком правительстве вполне вероятен сговор Пекина с Вашингтоном за спиной Москвы, во что не хочется даже верить. 
На что еще важно обратить внимание в этом интервью? На геополитический и суперстратегический аспекты, когда горизонт планирования будущего расширяется до 50–100 лет, а то и больше. Новая социалистическая Россия, построенная с учетом накопленного (положительного и негативного) опыта строительства страны (и СССР) и социалистический Китай совместно и согласованно могли бы нести миру новое содержание глобальной политики: социально справедливой, сберегающей народы и природу, обеспечивающей подлинный прогресс во всех направлениях. Эта была бы сила, которая могла бы противостоять финансократии без привычных для Запада империалистических войн и построить действительно Новый мировой порядок (НМП) на основе социальной ответственности и ценностей незападных цивилизаций и культур. Это то, что в страшном сне только и может присниться в Лондоне, Вашингтоне и Брюсселе. 
Может быть, именно поэтому Лондон так продуманно и в стратегическом отношении выгодно (для новой «великой» Британии, которую он строит) обхаживает Пекин и строит с ним отношения?! Именно так. Горизонт планирования британской верхушки – несколько десятилетий. Потом можно поменять недавних друзей и союзников. Ничего личного, только бизнес со времен Ост-Индской компании и Опиумных войн с Китаем в середине XIX в. Просто глобальные «планировщики», которые с далеких еще времен облюбовали Туманный Альбион в качестве своей базы, поставили мягкий крест на США с ее долларом как на плацдарме и инструменте глобализации. Они целенаправленно строят НМП на базе панрегионов – больших территорий и блоков стран и новых резервных валют, с золотым обеспечением. Но это тоже на тактическую перспективу. Именно в этом контексте важен для Лондона Китай – мировая фабрика с огромными внешнеторговыми оборотами. И Китай принял эти новые правила игры, сочтя их выгодными для себя, и потому упорно продвигает во вне свою концепцию глобализма с лозунгами «Один пояс – один путь» и «Народы единой судьбы». 
Нет, глобализм и идея «мирового правительства» не сданы в архив. Они всего лишь отсрочены на несколько десятилетий по всем (прямым и косвенным) признакам – до 2035–2050 гг. А потом… а потом народы мира и человечество в целом, погруженное в хаос войн и региональных конфликтов (а может быть, и ядерной войны), сами потребуют создания мирового правительства. Не исключено, что именно на этом строятся расчеты одного из отрядов финансового «интернационала», тесно связанного с Лондон-Сити и английским королевским двором.
На что тут важно обратить внимание? 
Во-первых, на то, что китайская концепция глобализма худосочна в идейном (психоисторическом) плане: «мы производим, а вы (наши «партнеры» и «друзья») торгуете, обеспечиваете инфраструктуру логистики и торговли». На этой формуле далеко не уедешь. Тут нет стратегических ценностей и смыслов. И это тоже по-китайски прагматично. 
Во-вторых, концепция китайского глобализма только до поры до времени устраивает Лондон, а потом… а потом китайцам скажут «гуд бай!» так же, как это привыкли делать англичане за все прошедшие пару столетий и даже больше всем своим друзьям и союзникам. «У Британии нет союзников, а есть только интересы» – эти слова принадлежат одному из столпов британской политики в XIX в. Вспомните, как король Георг V отказался принять своего кузена Николая II в самый трудный для него час в 1917 г.! «Какое, к черту, родство? Какая честь, вы о чем? Пусть гибнет вечный наш (явный или скрытый) соперник – Российская империя!» – вот примерная логика английского двора и финансового центра Британской империи (Лондон-Сити). 
В-третьих, при всех противоречиях между Вашингтоном и Лондоном или между Лондоном и Брюсселем (условной Европой) они почти всегда голосуют солидарно по ключевым вопросам, обсуждаемым на международных площадках. Тут явно проявляется единство базовых ценностей и целей коллективного Запада, как, впрочем, и единство того скрытого основания (политэкономического и финансового, «концептуально-религиозного»), которое составляет суть западной цивилизации. В финансах это ссудный процент вместе со сложным процентом, в экономике – монополии транснациональных компаний и картельные соглашения, в сфере человеческих и социальных отношений – социальный расизм и «империализм» прав человека, а по сути – сексуальных меньшинств. 
И этот субъект не остановится ни перед чем, пока не построит мир и человечество по ранжиру в рамках НМП: на самом верху – хозяева, а в самом низу – овцы, на которых пашут и которых стригут. Это губительный для народов мира сценарий, разумеется, и для России, и для народов Евразии, включая и Китай. Это надо понимать и отдавать себе отчет в своих тактических и стратегических союзах. 
Что можно противопоставить вышеприведенному сценарию? Не углубляясь в сложные политтехнологические выкладки, выскажу несколько предположений. Для начала необходимо понимание китайской стороной важности такой постановки проблем и необходимости сотрудничества с левопатриотическими силами России (в том числе и в сфере экономики), которая поможет прежде всего укрепить суверенитет    нашей страны, перевести Россию с режима неолиберально-компрадорского контроля и грабежа в режим созидания и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Это необходимое условие формирования новой политической элиты России, альтернативной неолиберально-компрадорской. Почти 30 лет продолжалось формирование неолиберальной (прозападной) политэкономической и финансовой элиты в стране, душа при этом национально ориентированный, здоровый капитал. Наступило время обратного отсчета. 
Затем необходимо начать совместную (равноправную) деятельность с этими силами в рамках совместных проектов, в том числе и продвинутых в технологическом отношении, с перспективой перевода этого сотрудничества на более высокий уровень. На этом уровне необходимо заложить научную базу всестороннего сотрудничества, имея в виду стратегическую перспективу в глобальном масштабе. 
Сталин в свое время говорил: «Мы погибнем без хорошей теории». Эти слова – как нельзя кстати и в контексте современных и будущих вызовов и угроз всему незападному миру и человечеству в целом. Речь не только о России или Китае. Только без России Западу будет гораздо легче провести в жизнь свою бесчеловечную идеологию, и он не посмотрит на Китай. Таким образом, Россия и Китай, спасая себя и незападный мир в целом, спасают все человечество от Армагеддона не только ядерной войны, но и демографического и экологического коллапса, от социального расизма и несправедливости. 
Кстати, юбилейный доклад Римского клуба (в ноябре 2017 г. ему исполнилось 50 лет) под названием «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» также не оставляет сомнений: капитализм исчерпал себя, глобальные и ключевые региональные проблемы невозможно решить, опираясь на базовые принципы западной цивилизации, – материализм и редукционизм, финансовые спекуляции и «империализм» прав человека. Именно поэтому наступает новый звездный час для преображения России, разумеется, вместе с Китаем. Автор в это верит. 

ОБ АВТОРЕ. Деньга ХАЛИДОВ – член-корреспондент Академии геополитических проблем (АГП) и руководитель Северо-Кавказского отделения АГП, директор Института геополитики и историко-политических исследований ДГУ, член Общественной палаты РД

Другие материалы номера