В том же письме Елена Ивановна Рерих, превозмогая старую душевную боль о катастрофе России в 1917 году, писала: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это сознавать. Хотя еще недавно все думали обратное, именно, что гибель России есть спасение мира, и прикладывали свои старания, чтобы разложить и расчленить ее по мере возможности. Велик был страх перед ростом России, и если страх этот по существу имел основание, то все же никто не относил его к правильной причине. Так страшились всяких захватов со стороны России, но никто не сумел предвидеть и учесть последствий того взрыва (многие усиленно помогали ему), который должен был нарушить мировое равновесие. Велики последствия взрыва в России! Очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира».
Сталин, как известно, по инициативе Ленина был избран генеральным секретарем ЦК РКП(б) в 1922 году, но до 1929 года не мог использовать полноту власти. Мешали меньшевики во главе с Троцким; они противились построению социализма, а продолжали мечтать о мировой революции, где русскому народу предлагалась участь в качестве хвороста для революционного всемирного пожара. Сталин с большевиками сумел добиться смещения Троцкого с «командных высот», и тогда смело выдвинул идею о строительстве социализма в одной стране. И эта идея легла в основу индустриализации и коллективизации. А к началу Второй мировой войны Страна Советов превратилась в индустриального гиганта. В стране произошли колоссальные изменения во всех областях: в науке, образовании, медицине, культуре… Народ стал истинным Хозяином земли Русской, проявляя свою сознательность. И, подмечая шаги саженья русского народа, Елена Рерих писала:
«Эволюция творит свой непреложный космический ход, и великий исторический отбор совершается на всем пространстве планеты. Все, искренне любящие свою родину, понимают, как бережно нужно относиться к ней во время тяжкого и болезненного перехода к новому устроению, после грандиозного взрыва, всколыхнувшего все ее глубины. Родина наша (СССР. – Г.Д.) уже вступила на путь выздоровления и ищет новый славный путь. Самое отрадное явление – это, что массы проснулись к сознательной жизни, к пониманию общего сотрудничества, и жажда знания среди молодежи велика. Конечно, перебои неизбежны, но большой сдвиг в сознании народа несомненен. Потому не следует ли проявить к родине сугубую бережность?»
В своих многочисленных трудах Елена Рерих непрестанно уделяет внимание духовному развитию и воспитанию человека и общества в целом. Она, например, писала, что «нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно как можно раньше осознать свое место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. Помните, в Учении сказано: «Падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах». Следует как можно глубже вникать в эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие. Причина и следствие действуют непрестанно и в бесконечности.
Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее. Именно, единство нужно понять в Космическом размахе.
Также полезно устремлять мышление в будущее. Это одно уже даст большой сдвиг сознанию и освободит от мусора вчерашнего дня».
В духовном развитии человека (личности) Елена Рерих видела необходимость труда как главного фактора воспитания духа и писала: «…если пот физического труда питает землю, то пот умственного труда претворяется лучами солнца в прану (свет – Г.Д.) и дает жизнь всему сущему. При осознании этого значения умственного труда явится и должное уважение к мыслителям, ученым и прочим творцам.
Лишь умственный труд дает нам и расширение сознания и тем приобщает к дальним мирам, ко всему Космосу, и устремляет к радости беспредельного совершенствования. Именно, нужно воспитывать в себе радость беспредельному совершенствованию».
В этом же письме она обратилась к понятию подвига и писала: «…еще больше связать… устремленность с понятием подвига, введя это понятие в единый смысл жизни. Много сказано о подвиге в книгах Учения. Ведь лишь подвиг может питать наш дух и ускорить эволюцию. Именно подвиг и героизм должны быть очень преподаны в школах. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен Облик труда и воли».
БИОГРАФИЯ Елены Рерих своими корнями уходит вглубь России. Она родилась в семье известного петербургского академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова и принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых.
Она росла в семье, окружение которой составляли известные музыканты, писатели, художники. Очень рано начала читать книги художественного, исторического и духовно-философского характера; была одаренной личностью, достигла высокого уровня игры на фортепиано, увлеченно занималась рисованием, изучала философию, мифологию и религию. Школу окончила с золотой медалью.
А вскоре она вышла замуж за Николая Константиновича Рериха (1874–1947), окончившего Академию художеств.
Николай Рерих получил к тому времени известность благодаря исторической картине «Гонец» – дипломной работе, выполненной в Академии (картину сразу приобрел П. Третьяков). Основной темой творчества молодого Рериха стала русская история. Он с женой совершил несколько путешествий по Северной России, в результате которых появляется серия картин, посвященных жизни древних славян. Эти картины выдвигают Рериха в число лучших русских художников, и в 35 лет он становится академиком.
Во время революционных событий семья Рериха находилась в Финляндии, где ему рекомендовали лечиться от тяжелой болезни легких. Его состояние было настолько тяжелым, что летом 1917 года он даже составил завещание.
В 1918 году Финляндия объявила свою независимость и закрыла свои границы. Рерихи оказались отрезанными от России. В 1919 году семья (у них было двое сыновей – Юрий и Святослав) выехала в Англию и поселилась в Лондоне.
В 1920 году Николай Рерих получил приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Вместе с мужем и детьми Елена Рерих выехала в Нью-Йорк. Там под руководством Николая Рериха и при непосредственном участии Елены Ивановны была развернута широкая культурно-просветительская деятельность. Ее кульминацией стало создание в Америке таких культурных организаций, как Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международное объединение художников Cor Adens («Пылающие сердца»), Международный художественный центр Corona Mundi («Венец Мира»). Все эти культурные центры, организованные Рерихами, оказали большое влияние на развитие культуры. Действующие во всем мире под эгидой этих организаций общества, творческие клубы и образовательные учреждения объединяли людей во имя созидательной культурной деятельности. «Радостно видеть, – писала Елена Ивановна, – как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».
В ДЕКАБРЕ 1923 года семья Рерихов едет в Индию. Увлечение Индией и ее духовной культурой не было чем-то необычным для российской интеллигенции того времени. Культурная Россия переживала в конце XIX – начале XX века неудержимую тягу к этой стране, ощущая созвучие своих нравственных исканий индийской духовной традиции.
В ходе экспедиции Рерихи провели исследования по различным отраслям знания: истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии и др., отметили на карте неизвестные ранее вершины и перевалы, нашли редчайшие манускрипты, собрали богатые лингвистические материалы. Особое внимание было уделено проблеме исторического единства культур разных народов. Кстати, научную часть экспедиции разработала Елена Ивановна.
Экспедиция проходила в очень сложных условиях, требовавших от участников мужества и терпения. Елена Рерих разделила с остальными все тяготы путешествия – тяжелые переходы, нападения разбойников, препятствия, чинимые английскими властями, которые чуть не привели к гибели экспедиции.
После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в долине Кулу (Западные Гималаи) и там в 1928 году основали Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет утренней звезды»). Он был задуман как институт комплексного изучения обширных районов Азии, которые оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. Также целью «Урусвати» было комплексное изучение человека, его психологических и физиологических особенностей. Елена Рерих становится почетным президентом-основателем института и принимает активное участие в организации его работы.
Елена Рерих мечтала о том, что в долине Кулу когда-нибудь вырастет город Знания, который станет международным научным центром. «Мы желаем, – писала она, – в этом Городе дать синтез достижений, поэтому все области науки должны быть впоследствии представлены в нем. И так как Знание имеет своим источником весь Космос, то и участники станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям…»
Со временем «Урусвати» становится крупным международным институтом, объединившим известных ученых из разных стран мира. С ним сотрудничают Джагдиш Чандра Бос, Рабиндранат Тагор, А. Эйнштейн, Р. Милликен, Л. Бройль, Р. Магоффин, С. Гедин, С.И. Метальников, Н.И. Вавилов и др. «В наш век, – писала она, – уже усвоено, что если человечество хочет развиваться, то оно должно допустить некоторое международное сотрудничество. Хотя в настоящей стадии сотрудничество это проявляется гораздо мощнее в области механических и материальных достижений, нежели в духовном объединении. Но наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно ступень сотрудничества с Космосом…»
Всю жизнь Рерихи жили мыслями о России. Ими была собрана превосходная семейная коллекция произведений искусства и предметов старины более чем из трехсот экспонатов (собирала в основном Елена Ивановна), и эту коллекцию они передали в Эрмитаж.
Узнав о нападении Германии на СССР, Рерихи сразу же начали кампанию по сбору денег на нужды обороны. В разных странах они организуют продажу своих картин, а полученные деньги направляют в фонд Красной Армии. В те времена основные герои его картин – русские богатыри.
После окончания войны Рерихи решают вернуться на родину, получают необходимые документы, упаковывают картины… Однако перед самым отъездом художник скоропостижно умирает. Вдова Рериха передала его картины в дар Индии, а в их доме, ставшим центром русско-индийской дружбы, открыла музей художника.
***
15 октября 1969 года астрономами Крымской астрофизической обсерватории Николаем и Людмилой Черных была открыта малая планета (астероид) в Солнечной системе и названа в честь семьи Рерихов. Зарегистрирован астероид под номером 4426. В октябре 1999 года в московском Музее имени Н.К. Рериха астроном Н. Черных сказал: «Название было утверждено специальной комиссией Международного астрономического союза, состоящей из 11 представителей разных стран мира. Только при единогласном мнении название принимается. Появление малой планеты «Рерих» – это международное признание творчества и выдающихся достижений Рерихов».
В честь Елены Рерих назван пик и перевал Урусвати на Алтае, а также перевал на Тянь-Шане.
В многочисленных научных и литературных трудах Елена Рерих называла Россию «Страна Лучшая». В одном из последних писем она от имени своей семьи писала:
«Мы верим, что Высшее Провидение охранит нашу родину от всяких посягательств и возрожденный дух народа сумеет дать отпор всем врагам. Потому мы приветствуем каждое начинание, имеющее целью оборону родины. Когда внешний враг ополчается на родину, все сыны ее должны встать на защиту».
Услышат ли голос правнучки Михаила Кутузова наши «новые русские»?