Человек труда у нас бесправен

В Москве 18 мая проходил Съезд конфедерации труда России, объединений свободных профсоюзов страны – это и послужило поводом для выступления депутата.
– Были докеры, авиадиспетчеры, летный состав, автопром, врачи, учителя. Были наши товарищи из республик  бывшего Советского Союза, из Западной Европы. Всех нас объединяет общая борьба против неолиберализма, против политики обогащения олигархии за счет работающего класса. Конфедерация труда России является стратегическим партнером «СправРоссии», как партии левой с социалистическим выбором. 
Напомню, что летом прошлого года была введена пенсионная реформа, и заодно Минтруд РФ разместил на своем сайте проект закона о фактически полной ликвидации прав для 30 миллионов россиян. Минтруд выступил за то, чтобы людей, не имеющих официальных трудовых договоров, не рассматривать как работников и отсечь их от пользования возможностями Трудового кодекса, чтобы на них не распространялась система 8-часового рабочего дня, не работало право на отдых, на отпуск, на выходные, на технику безопасности. 
Но Минтруду пришлось забрать такой законопроект, потому как Конфедерация труда и левые силы выразили резкий протест и провели большую кампанию против антисоциальной политики правительства. В результате, Минтруду пришлось поступиться частью своих инициатив. Там, где люди защищают свои права и находят возможность выстоять под давлением работодателей, добиваются своего. 
Еще примеры. В автопроме РФ, на заводе «Форд» во Всеволожске начались массовые увольнения. Встал вопрос о выходных пособиях. Свободный профсоюз активизировался, и благодаря его настойчивости выходное пособие для увольняемых составило не двухмесячную зарплату, как бывает обычно, а годовую, люди получили по 600 тысяч рублей выходного пособия.
Осенью прошлого года компания «Аэрофлот» при поддержке правительства пыталась отнять право на дополнительные отпуска у летчиков и бортпроводников. Профсоюз вмешался в ситуацию, выступив против инициативы работодателей. При его поддержке трудовой коллектив отстоял свое право на дополнительные отпуска. 
Работники салаватского роддома, объединившиеся с профсоюзом «Действие», вернули свое учреждение из концессии в государственную собственность и добились более высокой заработной платы.
Профсоюз моряков ежегодно возвращает миллионы долларов заработной платы морякам, которые работают на судах под так называемыми удобными флагами.
А что происходит в целом по стране? Судите по цифрам: Россия занимает 48-е место в мире по экономике на душу населения и 79-е – по минимальной заработной плате на человека. Средние доходы населения упали на 10 процентов. 
Что мы видим? Если вначале «реформ» люди держались на старых запасах, на старой технике, то сегодня страна погружается в потребительские кредиты. За последние три года объем потребительского кредитования взмыл вверх, увеличившись с 10 до 15 триллионов рублей. Но это не решает проблем граждан. У них износилась бытовая техника, ноутбуки, компьютеры, айфоны, автомобили, а зарплата не только не растет, она падает. На этом фоне и выросли потребительские кредиты. 
Еще один штрих. В этом зале (зал заседаний Госдумы. – Ред.) много представителей бизнеса, капитала. А бизнес и капитал кровно заинтересованы в том, чтобы были потребители, чтобы было куда и кому сбывать продукцию. Но официальные данные Росстата говорят о том, что с 2014 года розничный рынок РФ по реальным продажам, без учета роста цен, снизился на 11 процентов, в том числе снизился рынок продовольственных товаров, а это означает, что россияне стали хуже питаться. 
Вот она, обстановка: для потенциального роста экономики нет потенциального потребителя.
А что в основе происходящего? Бесправие людей!
В 2000 году было принято решение: не надо прав профсоюзам, не надо прав на забастовку, на самозащиту. Достаточно, что есть Госинспекция труда, прокуратура, они справятся. Справилась? 
Сегодня, по оценкам РАНХиГС – института при президенте РФ, – 33 миллиона человек получают зарплату вчерную либо всерую, многотриллионные потери несут бюджеты, Пенсионный фонд. Уже всем очевидно, что прокуратура, Роструд не справляются, они не могут отслеживать каждое рабочее место.
Расскажу один случай. Три года назад меня пригласили к себе моряки, им год не платили зарплату. Они стали заложниками обещаний работодателей и подмен. Официально их заработок составлял 10 тысяч рублей, неофициально – 70, 80, 100 тысяч, что им как раз и не выплачивали. Им надо было помочь. У меня была встреча с генпрокурором Чайкой. Вся Генпрокуратура старалась помочь. И ничего не вышло. Доказать, что работодатель обязан вернуть морякам черный и серый заработок, не удалось ни в каком суде. Практически это невозможно сделать.
Вывод: первостепенная задача – преодоление неофициальной занятости, которая чревата рисками для работников и давит на белую часть рынка труда.
Наша партия и Конфедерация труда России добиваются конкретной программы и законов в защиту трудящихся. Нужны законы, оказывающие давлению на бизнес, который использует черную и серую схемы по оплате труда и привлечению людей к работе. Такие компании должны быть отсечены от государственной системы закупок, от налоговых льгот, от государственных муниципальных подрядов.
Такое предложение я высказывал Дмитрию Медведеву. Он обещал, что в правительстве «подумают»… 
Следующая проблема – срочные контракты. Человек, который работает на срочном контракте, совершенно зависим. 80 процентов преподавателей высшей школы работают на срочных контрактах, хотя все знают, что рабский труд непроизводителен. Поэтому вопрос почему у нас высшая школа не готовит хороших специалистов, звучит риторически. Если человек озабочен тем, как бы уцелеть при очередном переоформлении срочных договоров, то он не будет думать о качестве работы. Его больше всего будет волновать лояльность к работодателю и благосклонность последнего. И это касается не только преподавателей, но и других работников.
Уверен: зону срочных контрактов необходимо сокращать, равно как и премиальные фонды. Премии тоже ставят в зависимость работников от работодателей: выдаст премию или нет… 
В области здравоохранения в моей родной Астраханской области очень маленькие оклады, а премиальные выплаты – до 200 процентов за интенсивный труд. Что такое интенсивный труд, никто не понимает, но получить премию все хотят. В итоге получается, что «интенсивный труд» ни при чем, премии зависят от начальника, сколько он захотел, столько и заплатил. Мы полагаем, что должны действовать правила равноправия – равная оплата за равный труд. 
Но в стране долей труда с неустойчивыми правилами зависимости от частника, с высокими премиальными системами по невнятным схемам, со срочными контрактами, с неофициальной занятостью, охвачено 76 процентов населения РФ. Это подрывает и экономику, и качество труда, и моральное состояние общества. Нам требуется коренной перелом и совершенно другие законы на рынке занятости. 
Мы требуем вернуть право на коллективные переговоры всем профсоюзам. 
В Госдуме каждый депутат обладает правом законодательной инициативы. К каждой фракции приходит министр пообщаться, послушать законодателей, обменяться мнениями. А почему мы работников лишили права на коллективные переговоры? Почему работники для того, чтобы получить возможность переговорить с работодателем, должны оплатить своим профсоюзам более 50 процентов от состава организации? И пока профсоюз будет охватывать всех активистов, за это время людей поувольняют. Мы требуем простых открытых правил для обычных россиян. Фундаментальный вопрос сокращения продолжительности рабочей недели. Мы входим в четвертую промышленную революцию, когда идет массовое сокращение рабочих мест. Новые технологии, ЗD-принтеры, информационные системы будут сокращать ежегодно 4 процента рабочих мест. С 2011 года, по данным Росстата, количество рабочих мест в РФ сократилось на 5 миллионов. В таких условиях было полным безумием принимать решение о повышении пенсионного возраста и сохранять на рынке труда не нужную там рабочую силу.
Да, есть дефицит квалифицированных кадров, которых не готовит наша система образования, поэтому бизнес ищет этих работников в Бразилии, Германии, Норвегии. Простой труд не нужен, он не востребован. Также, как ликвидировались рабочие места вахтеров и секретарей-машинисток, скоро будут не нужны продавцы и водители. 
Поэтому нам необходимо снижать пенсионный возраст, сокращать продолжительность рабочей недели при сохранении и планомерном повышении заработной платы. Это и есть реальные задачи, которые нам нужно решать при новой экономике. 
К сожалению, думское большинство не готово идти по этому пути. Мы понимаем, что при нынешнем составе парламента такие законотворческие инициативы не пройдут. 
Но сегодняшними поступками мы формируем будущее. Вместе со свободными профсоюзами мы будем добиваться принятия законов, ведущих страну в высокотехнологичное будущее. 

Другие материалы номера