Разговор на разных языках

По словам Эльвиры Сахипзадовны, принимавшиеся ЦБ «решения не всегда были простые», «вызывали много вопросов, споров», но «были направлены на создание предпосылок для здорового экономического роста». Депутаты обрадовались: наконец-то ЦБ занимается оздоровлением, давно бы так. Но дальнейшее выступление главы ЦБ всех глубоко разочаровало.

Набиуллина заговорила языком Кудрина, который опостылел думцам за минувшие 20 лет. И снова им пришлось услышать: «основная задача – достичь низкой инфляции», «как только инфляция начинает расти, так сразу падает благосостояние», «в 2017 г. достигнута низкая инфляция в 4%, но в 2018-м она подросла до 4,3%…». Почему? «Она может идти вверх, вниз, главное, чтоб не отклонялась сильно и надолго», – разъясняла Эльвира Сахипзадовна.

Есть, конечно, факторы, подталкивающие эту противную инфляцию к росту, – это повышение НДС на 2%, что привело к подорожанию товаров, прежде всего продуктов питания, раскручивают инфляцию цены на бензин, тарифы жилищно-коммунальных услуг, что «людей беспокоит больше всего». Вывод правильный, но сделал ли что-то ЦБ, чтобы остановить нездоровые процессы?

«Мы приняли упреждающие меры», но в чем они заключаются, Набиуллина умолчала, добавив лишь, что можно уже не беспокоиться, «пик инфляции этого года прошел в марте, она тогда была 5,3%, сейчас пошла на спад…», а «к 2020 году инфляция будет не более 4%».

Но где оздоровление?

Николай Арефьев, зампредседателя комитета Госдумы по экономике, пошел в наступление:

– Несколько лет проводится жесткая денежно-кредитная политика, она и привела к застою в экономике, у нас рост либо отрицательный, либо на уровне статистической погрешности, и шестой год падает уровень жизни населения. Разве не видите, что денежно-кредитная политика ЦБ имеет изъяны и ее надо менять? Вы инфляцию подавляете увеличением налогов, а рост кредитных ресурсов не способствует снижению инфляции. Какой смысл действовать по этой заезженной схеме? Ради таргетирования инфляции? Инфляция вообще подавляется увеличением объема отечественных товаров, ростом потребительского спроса, развитием производства… Когда измените провалившуюся денежно-кредитную политику?

Вопрос Арефьева вызвал у Набиуллиной раздражение. Едва сдерживаясь, она возразила:

– Наш анализ показывает, что наша денежно-кредитная политика не подавляет экономический рост… Если сделать больше инфляцию, то не будет экономического роста.

Но никто и не требует увеличивать инфляцию. И что это за многоголовое чудовище, борьбой с которым десятилетиями занимаются ЦБ, Минфин, лучший экономист Кудрин и его либеральные сторонники? А где кредитование реального сектора, где долгожданные инвестиции? Не в этих ли мерах состоят оздоровление экономики и желаемый рост?

– У нас средняя рентабельность составляет 7,7%. А ваша ключевая ставка – 7,75%, – заметил руководитель КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов, – а на счетах промышленных предприятий лежит почти 30 трлн рублей мертвым капиталом. Получается, что при таком соотношении рентабельности и кредитной ставки выгоднее крутить деньги в банке, чем вкладываться в предприятие. Как решить это противоречие?

Набиуллина запнулась, сослалась на зарубежный опыт:

– В зарубежной практике надо смотреть соотношение средств и схему по кредитам…

Пустилась в рассуждение о ценах и снова об инфляции:

– Низкой инфляцией мы не даем возможности предприятиям переносить издержки в ценах на потребителей, заставляем предприятия повышать эффективность производства. У нас же проблема не в том, что денег в стране нет. Деньги в стране есть, вон их сколько лежит на депозитах, и вон сколько у нас прибыли заработали предприятия… Прибыль в экономике растет, но она не вкладывается в инвестиции. А что такое прибыль? Это ресурс, по которому идут выплаты по кредитам. Это то, что есть у предприятий. Почему не вкладывают? Это комплекс вопросов.

Может, Набиуллина не знает, что делать, или ее что-то или кто-то сдерживает?

Глава ЦБ проинформировала коммунистов о нарастающем дефиците рабочей силы. Но «у нас не людей не хватает, а низкая производительность труда». И это тоже любимый конёк Кудрина, МВФ и всех монетаристов, которые считают, что трудящегося надо выжать, как лимон, добиться от него максимального трудового эффекта, заплатить ему гроши, и тогда экономика государства будет рентабельной, сильной, растущей. Только эти теоретики не видят себя в числе тех, кого надо эксплуатировать вусмерть. Взять ту же Набиуллину. Достаточно ли эффективна ее деятельность на посту председателя ЦБ? Ведь она так и не решила задач, стоящих перед главным финансовым учреждением страны, – инвестирование, кредитование производства. А зарплата ее – свыше 2 млн рублей в месяц. Советник президента Сергей Глазьев вообще считает, что Набиуллина «разорила страну на 25 трлн рублей, <…> из-за архаичной, некомпетентной макроэкономической политики». Об этом Глазьев сообщил в прошлом году на Санкт-Петербургском экономическом форуме, и никто не опроверг его утверждение.

…Коммунисты очень хотели понять, почему глава ЦБ с таким упорством оставляет банковскую систему на заезженной колее, ведущей в тупик. Банки беспощадно ведут себя по отношению к людям труда. Аграриев, например, по словам коммуниста Николая Михайловича Харитонова, вынуждают вырезать тысячи голов крупного рогатого скота ради немедленного погашения долгов. А чтобы вырастить корову, нужно не менее пяти лет. Нередки случаи, когда банки отбирают у крестьян земельные наделы в счет погашения кредитов.

Не думает ЦБ о сельском жителе. В маленьких населенных пунктах так же, как и ФАПы, закрываются банковские отделения, отсутствуют терминалы. Набиуллина знает, что «есть проблема», но ничего не меняет… Считает, что в селах живут люди второго сорта?

Зато, похвалилась глава ЦБ, в стране увеличились золотовалютные резервы, «на 1 мая этого года они составили 491 млрд долларов, 2 тыс. тонн золота». И как ими распорядится ЦБ? «Величина достаточная, чтобы у нас была финансовая подушка безопасности на разные внешние события…» – подчеркнула Набиуллина, словно бы прочла строки из блокнота Кудрина. Правда, отметила Э.Н., «есть изменения в структуре резервов, снижена доля доллара и увеличены доли евро и юаня. В нашей стране нужно иметь большую диверсификацию золотовалютных резервов, у нас есть геополитические риски».

Ну хорошо, а почему в работе ЦБ ничего не запланировано для роста экономики, для снижения уровня бедности, для стимулирования производства? Всё, что беспокоит Набиуллину, – это закредитованность граждан. У них нет свободных средств на приобретение изношенной бытовой техники, на оплату лечения, на отпуск. Беспокойство главы ЦБ вызвано не сочувствием к беднякам, а тем, что банки понесут убытки от неплатежеспособных граждан.

Обобщая услышанное от Набиуллиной, коммунисты считают, что банковское сообщество, прежде всего его верхушка, живут в другом измерении в отличие от всех остальных россиян. У них нет проблем. А то, что происходит за окнами их богатых офисов и комфортных квартир, их мало волнует. Они далеки от народа. А ведь когда-то, в студенческой молодости, Эльвира Сахипзадовна писала дипломную работу по работам К. Маркса. Тогда она, видимо, что-то не дочитала у классика и сегодня не замечает, как нарастает его популярность в мире, прежде всего у мыслящих экономистов.

Другие материалы номера