Вчера официальная газета регионального правительства «Нижегородская правда» сообщает: «Горьковский автозавод попал под удар американских санкций. На днях автогигант объявил о переходе на четырехдневную рабочую неделю вплоть до весны 2020 года. В первую очередь это коснется тысяч сотрудников, которые станут получать меньшую зарплату. На ГАЗе заверяют, что это мера вынужденная и позволит в будущем избежать массовых сокращений».
Уведомления о возможном переходе на четырехдневную рабочую неделю на днях уже получили все сотрудники ГАЗа. Вместе с сокращением рабочей недели уменьшится и зарплата сотрудников предприятия, примерно на 20 процентов. По планам, четырехдневка продлится… до 20 апреля 2020 года.
Непростые времена на ГАЗе начались в апреле прошлого года, когда предприятие попало под американские санкции. Для автогиганта это обернулись проблемами. На ГАЗе был законсервирован производственный конвейер, где «Даймлер» собирает автомобили марки «Мерседес-Спринтер». В мае на заводе прекратили производство автомобиля Volkswagen Jetta, который выпускался на мощностях предприятия с 2013 года. На заводе начались финансовые трудности. Большое количество иностранных поставщиков уже прекратили работу с ГАЗом из-за риска вторичных санкций. В результате компания теряет долю рынка, отдавая ее своим конкурентам. Ситуацию усугубляет давление банков. Дефолт ГАЗа может обернуться серьезным ударом для экономики страны.
На днях британская газета The Financial Times вышла с сенсационным заявлением. Аналитики издания предположили, что санкциями против ГАЗа администрация президента США Дональда Трампа расчищает российский рынок для компании Ford.
Не менее трагическая ситуация складывается на другом предприятии Дерипаски, самарском авиастроительном заводе «Авиакор». Здесь который месяц пытаются снять арест с центрального комплектовочного склада оснастки. Мера была наложена на предприятие в рамках погашения долгов перед «Волго-Камским банком», лишенным лицензии еще ноябре 2013 года.
«Авиакор» последние годы генерирует убытки на сотни миллионов рублей. Сейчас, судя по данным из различных источников, до 50 процентов объема реализации завод получает от капремонта самолетов. Главной причиной отрицательных показателей эксперты называют массовый вывод из эксплуатации туполевских машин. Негативно влияют на завод и тяжбы с Минобороны. Военные пытаются взыскать с самарцев более 2 млрд 200 млн рублей аванса. Дело касается поставки 9 самолетов, из которых заказчик получил только 4. Полностью исполнить контракт «Авиакор» не смог, ссылаясь на события на Украине, приведшие к разрыву всех связей с важнейшим поставщиком – харьковским заводом «Антонов». Кроме того, сейчас возбуждено уголовное дело в отношении гендиректора завода Алексея Гусева. По неофициальным данным, он незаконно распорядился авансом от военных, частично оплатив им расходы по другим договорам и разместив на депозитах банков.
Директор самарского завода «Авиакор» Алексей Гусев предоставил в суде материалы и свидетельства, несколько пошатнувшие позицию Министерства обороны, обвиняющего предприятие в растрате 1,347 миллиарда рублей. Деньги выделили на изготовление самолетов Ан-140 по заказу ведомства, сообщает «СО-онлайн». При работе с заказом Минобороны у завода возникали серьезные дополнительные расходы, а каждый изготовленный самолет стоил заводу миллиардных убытков.
Сам Олег Дерипаска ситуацию никак не комментирует. В разгар волнений на ГАЗе миллиардер уехал в ежегодный отпуск в Грецию, где он с удовольствием участвует в раскопках античного города Фанагории…