Итак, речь пойдет о проблемах в стране, которые вызваны недоверием людей к власти.
Да, сегодня внутренняя политика немного ожила – Послание президента, последующие перестановки правительства, конституционная реформа. Все вдруг вспомнили, что кроме Украины и Сирии есть еще и Российская Федерация со своими проблемами и заботами, которые необходимо решать.
Старый кабинет министров обладал рекордным антирейтингом и в глазах общества был скорее олицетворением зла, чем добра. Нынешнее правительство – пока без достижений, хотя для граждан с иллюзией надежды. Однако 41% граждан уверены в том, что кардинальной смены курса не будет. А будет продолжен все тот же антинародный курс, памятником которому стала «пенсионная реформа», в народе называемая «пенсионным грабежом».
Перестановка в правительстве и особенно включение в пакет мер конституционных поправок социальных «плюшек» в виде индексаций пенсий, изменения в материнском капитале и горячие завтраки для школьников, несомненно, позитивно скажутся на рейтингах доверия власти, но будет ли эффект долгосрочным?!
Чиновники бодро рапортуют о небывалых успехах и очень осторожно говорят о неудачах, предпочитая менять интонации заменой слов. Например, меняют кризис на стагнацию, а отрицательную динамику реальных доходов граждан называют застоем. Но какой же это застой, когда большинство граждан страны, закредитованные по самое не могу после уплаты обязательных платежей (ЖКХ, проценты по кредиту, лекарства), с трудом способны просуществовать до следующих выплат? И на фоне этого за прошлый год в России пятеро фигурантов списка Forbes разбогатели суммарно на 27 млрд долларов.
По данным соцопроса, проведенного Центром исследований политической культуры России в 2019 году, половина опрошенных заявили о том, что главными проблемами страны им видятся: бедность, низкие зарплаты и пенсии, рост цен, проблемы с жильем и ЖКХ, медицина, образование, другие социальные проблемы. А 15% – коррупция, беззаконие и неэффективность власти, несправедливость и поддержка олигархов. Многие говорят о социальной несправедливости в стране, а сквозь строки звучит посыл о том, что государство если и является социально ориентированным, то только в сторону олигархов.
Коллеги, это означает, что государство подошло очень близко к точке невозврата, за которой могут быть необратимые последствия. Не уделяя должного внимания экономике, развитию промышленности в стране, правительство, если не начнет работать на благо людей, рискует запустить маховик социальных потрясений. Президент России в декабре прошлого года заявил, что у него нет уверенности в том, что большинство россиян в результате реализации национальных проектов ощущают перемены к лучшему в их жизни. То есть нынешний, поставьте перед «изм» любое слово, за 20 лет не смог сделать НИЧЕГО! Так о каком доверии граждан к государству можно говорить при всем этом?
Пока наши граждане, может быть, не сильно разговорчивые, но и не немые! Они всё знают и понимают, всё видят и слышат. Как бы власть ни хотела забить головы инфошумом, «что у нас все хорошо», каждому прекрасно известна реальность их существования.
Давайте посмотрим на цифры соцопросов. Специально взяла цифры официозного ВЦИОМа, дабы не попасть на критику коллег – дескать, пользуешься сведениями иностранных агентов, очерняющих нашу действительность. Хотя для сравнения буду использовать данные из разных социальных сетей.
Итак… Ознакомившись с цифрами, можно сделать вывод: относительным доверием граждан России пользуется только президент, его деятельность одобряют 65,2% опрошенных (данные на 3 ноября). Деятельность кабинета министров – 43,2%, Совета Федерации – 41,1% (данные на 20 октября), деятельность нашей палаты парламента, увы, еще меньше – 35,1%.
Лично для меня это заоблачные цифры, и никак не бьются с тем, что я слышу от жителей, когда провожу рабочие поездки и встречаюсь с населением.
Но, может быть, есть общественные институты, деятельность которых одобряют граждане? Да, такие есть: армия (81,8%) – тут, думаю, понятно – россияне исторически любят армию; Церковь (62,3%) – наверное, люди ищут утешение и хоть какое-то спокойствие; как ни странно, СМИ (5,4%); правоохранительные органы (50,6%). Судебной системе доверяют только 34,3%. Но это голые цифры, а в целом динамика отрицательная. Государство поступательно утрачивает доверие граждан.
Но, повторюсь, это официальные цифры. Недавно в Телеграме (который вроде как блокирует Роскомнадзор, но одновременно я там вижу каналы многих моих коллег и у меня есть свой) видела опрос. Выборка там даже больше, чем у традиционных социологических служб, – 27 тысяч проголосовавших. Итак, на вопрос: «Кто, по вашему мнению, заслуживает доверия?» – 90% ответили: «Никто из перечисленных». По 3% набрали президент и армия, по 1% – силовики, политические партии, СМИ и Церковь. Вот вам другая сторона медали. Да, можно все свалить на интернет, на хакерскую атаку либо на преднамеренную манипуляцию данными, но… Если мы возьмем середину между цифрами ВЦИОМа и данными соцсетей, то получится что-то похожее на правду и она будет страшной для государства!
Почему же это происходит?
Да потому что у субъектов «власть» и «народ» отсутствует обратная связь. «Власть» спускает «народу» свое решение… Причем, не советуясь и не обсуждая или делая вид, что советуется, а «народ» старается в меру своих сил и возможностей проигнорировать это решение либо попытаться показать «власти» фигу и устроить протест.
Приведу пример общения власти и народа на уровне муниципалитетов. Нужны общественные слушания по вопросу строительства завода по утилизации отходов I и II классов опасности в поселке Горном Саратовской области. РосРАО выбрало для этого площадку Общественной палаты. Простите, но эта ОПа ни малейшего отношения к общественности не имеет! Это рупор власти, замаскированный под голос общества, не более! Причем сделали они это только после того, как весь регион встал на уши, прошли митинги протестов во всех крупных городах области. И даже в соседней Самарской области. В итоге ничего, кроме скандала с дракой, они там не получили. Разумеется, общественность не успокоили. Людей напугали. Четких разъяснений не дали. Вместо вменяемых ответов на волнующие вопросы руководство РосРАО рассказывает сказки про почти аналогичный суперсовременный объект в центре столицы Австрии, хотя это обычный мусоросжигающий завод, а не тот, на котором планируется утилизировать отходы I и II классов опасности и даже ядерные отходы.
История с Горным – потрясающий пример неспособности работать с населением, что-то объяснять жителям. Думать о том, что люди безропотны, – большая ошибка, на которой обжигались многие. Шиес – этому доказательство!
Теперь о здравоохранении. С каким восторгом по телевизору показывают радость от постройки ФАПа! Хотя до этого у жителей была нормальная больница.
После Госсовета в Калининграде, где обсуждалась проблема медицины, у меня не осталось никаких сомнений в том, что вся эта «оптимизация» была направлена на тотальное уничтожение медицинской отрасли, особенно в сельской местности. Но реально ли теперь на выжженной земле, в сжатые сроки вырастить яблоневый сад? Нет! Состояние здравоохранения в стране, видимо, настолько плачевно, что за решение этой проблемы взялся лично президент. А на местах совершенно иное: наш губернатор заявляет о сокращении тысячи «неэффективно работающих коек» в местных больницах. Что происходит? Для СМИ говорят одно, а на места поступают другие указания?
Часто слышу фразу: «Как я люблю свою родину и как ненавижу государство и власть, которые ее губят». Но власть власти рознь! Дичайший накат федеральных СМИ о «трагедии» в Тулуне привел к отставке эффективного губернатора Левченко. Заменили на своего. И как по мановению волшебной палочки практически на следующий день проблемы Тулуна ушли из федеральной повестки! Там все стало хорошо и прекрасно! Думаю, что великий Райкин сказал бы: «Дурят нашего брата! В средневековом рыцаре наши опилки». Может, такая политика – подарить лишние очки доверия режиму и обслуживающим его СМИ?! Вряд ли.
О наличии в стране институтов демократии говорит фактор доверия судебной системе. А оно крайне низкое. Приведу лишь пару примеров.
История рейдерских атак на экс-кандидата в президенты Российской Федерации Павла Грудинина – тому подтверждение. А роль суда в этом деле фракция КПРФ оценила как правовой беспредел. О каком доверии судебной системе можно рассуждать, если она становится инструментом сведения политических счетов и подпоркой для нечистых на руку рейдеров, пытающихся захватить чужое имущество? Мы, что, возвращаемся в эпоху ельцинизма, когда споры хозяйствующих субъектов зачастую становились криминальными разборками именно в силу того, что суды пытались узаконить беззаконие?
Или скандальная история из моей родной Саратовской области, когда в результате оговора перспективного молодого боксера Максима Бурбина осудили на четырнадцать с половиной лет. И, даже несмотря на то, что в надзорный орган региона поступили обращения от людей, которые признались в оговоре Бурбина и сообщили «о применении к ним недозволенных методов ведения следствия», человек до сих пор отбывает срок в тюрьме. В попытке помочь спортсмену сплотились представители КПРФ и «Единой России». Вот, оказывается, неправомерные решения судов и слабая работа следствия и прокуратуры объединяют куда как крепче, чем День народного единства.
Московские протесты очень сильно ударили по доверию всей правоохранительной системы. Ну, согласитесь, выглядит странно и надуманно, когда обвиняют в том, что были нанесены телесные повреждения с помощью пластикового стаканчика!
А силовой разгон коммунистической демонстрации 7 ноября в Петербурге?! Какая еще полиция на службе народа после всего этого? Когда сотрудники без разбора хватали под руки и волокли в автозаки и молодых, и пожилых, и мужчин, и женщин! Кто этот гений, который запретил традиционную демонстрацию в городе трех революций?! Но теперь за этот беспредел будут платить премию сотрудникам Росгвардии.
Коллеги, хочу вам сказать, что никакие рейтинги доверия нельзя поднять с помощью резиновых дубинок.
Государство не может функционировать исключительно силовыми методами. Протест не рождается на пустом месте – почти всегда это реакция на неумные и безумные действия власти! Необходимо слушать и понимать людей. И если их не слышит исполнительная власть, слушать и понимать граждан должны мы, их избранники, и своими законами улучшать жизнь людей, а не ставить их на грань выживания!