Но реальность такова, что российская экономика не просто лежит в руинах после коронавирусного карантина, а продолжает дальше лететь в пропасть. Растет безработица, рухнули доходы людей. Хотя по крайней мере один вид бизнеса переживает все-таки подъем. Речь о компаниях, помогающих россиянам приобрести вид на жительство за рубежом или второе гражданство. На этом направлении последние пару месяцев более чем резкое повышение спроса.
Число желающих купить «золотые паспорта» по программам «гражданство в обмен на инвестиции» за март–май выросло на 20% относительно предыдущего года, сообщает Forbes со ссылкой на данные консалтинговой компании Knight Frank.
«Мы видим небывалый бум интереса россиян к программам, позволяющим получить вид на жительство за границей», – говорит директор департамента зарубежной недвижимости и частных инвестиций Knight Frank Марина Шалаева.
В компании фиксируют высокий спрос на ВНЖ в Евросоюзе (самая популярная страна в регионе – Португалия) и государствах Карибского бассейна (Гренада, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис). На третьем месте – Мальта и Кипр. Последний влечет клиентов скидками на недвижимость, достигающими 30%.
Старший партнер мультисемейного офиса ITS Wealth Алексей Илюхин сравнивает происходящее с периодом после 2014 года, когда Россия оказалась под санкциями Запада и вернулась к риторике холодной войны. Тогда была первая волна спроса россиян на иностранный паспорт или вид на жительство (ВНЖ), сейчас идет вторая, замечает он.
Спрос на страны Карибского бассейна подогревают скидки на «золотые паспорта», которые ввели эти юрисдикции в последние несколько месяцев.
Самый дешевый паспорт – доминиканский. По новым правилам, для его получения нужно сделать взнос в размере 50 тысяч долларов в Государственный экономический фонд. Страны Карибского бассейна снижают цены по программам гражданства в обмен на инвестиции в связи с резким сокращением доходов от туризма на фоне пандемии.
Получается прямо какой-то позор для федеральной власти с ее «Единой Россией». Ведь желание обзавестись вторым домом на территории России или хотя бы дружественных республик бывшего СССР у потенциальных покупателей отсутствует совершенно. А самое необъяснимое, так это то, что новое гражданство в дальнем зарубежье с своем большинстве стремятся получить сами чиновники, приближенные к ним лица, а так же их дети или близкие родственники. В общем, образовалась явная прореха в деле укрепления суверенитета и национализации элит.
Объяснения этому более чем очевидны и даже не требуют привлечения экспертов для анализа ситуации. Причиной интереса ко второму гражданству служит кризис, нарастающий по всем линиям – экономической, социальной, политической, культурной. Люди не верят в то, что при сохранении существующего порядка для них есть в России какое-то будущее. Обещания процветания доказали свою несостоятельность. С другой стороны, многие чиновники откровенно боятся падения режима – потому что вдруг это будет связано с какими-то катаклизмами, потрясениями и так далее. Все складывается так, что какая-то часть общества с благополучными, буржуазными условиями жизни начинает искать для себя запасные аэродромы. Это касается не только тех, кому режим не нравится, но и значительной части тех, кому режим нравится. Они понимают, что ситуация нестабильная, и на всякий случай пытаются себе найти какие-то запасные варианты. Более того, не исключено, что значительная часть тех, кто приобретает вторые паспорта, – это как раз те самые чиновники, которые вроде бы не должны их иметь. Обратите внимание: после принятия соответствующих конституционных поправок ни один чиновник не был уволен за двойное гражданство.
Судя по всему, вытаскивать российскую экономику из кризиса и связывать будущее своих детей с Россией состоятельные россияне не собираются. Все они собираются при ухудшении ситуации бежать из России, несмотря на то, что буквально недавно им снизили реальные налоги до 5 млн руб. в год без подачи декларации при доходах в сотни миллионов не рублей, а долларов. А потом иностранные паспорта позволяют покинуть Россию в момент, когда границы окажутся закрытыми.